Дело № 5-93/2019г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кизляр, РД 12 марта 2019 года
Мировой судья судебного участка № 65 Кизлярского района Республики Дагестан Шеховцова Л.А., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Норова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, проживающего в <АДРЕС>,
у с т а н о в и л:
на рассмотрение мировому судье судебного участка № 65 Кизлярского района РД поступило дело об административном правонарушении о привлечении Норова <ФИО> к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Вместе с тем данное дело не может быть принято к производству судьи по следующим основаниям.
Согласно пп.3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 25 февраля 2019 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, достаточных данных, подтверждающих факт получения Норовым <ФИО> уведомления, в котором содержались сведения о необходимости явиться для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Так, извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 13 февраля 2019 года направлено Норову <ФИО> по месту его жительства заказной корреспонденцией. Сведения о вручении адресату данной корреспонденции, отсутствуют. Имеющаяся в материалах дела копия почтового уведомления содержит сведения о получении заказной корреспонденции <ФИО3>
Иные данные об извещении Норова <ФИО> о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
Применительно в отношении физического лица помимо его фамилии, имени и отчества необходимо указывать дату и место рождения. В сведениях о месте рождения указываются: город (или иной населенный пункт), район (в случае необходимости его указания в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации), субъект Российской Федерации (указывается в случае если город не является городом федерального значения), государство (Российская Федерация либо Россия).
Однако в поступившем мировому судье протоколе об административном правонарушении в отношении Норова <ФИО> эти требования должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, не выполнены, а именно не указано место рождения Норова <ФИО> Копии документов, удостоверяющих личность Норова <ФИО> в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ в случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА5> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике-гражданине - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы (если оно известно), место жительства или место пребывания.
Таким образом, отсутствие в исполнительном документе требуемых сведений о личности должника сделает невозможным исполнение постановления мирового судьи.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено либо высылается ему в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В силу ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, который в свою очередь установлен ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Датой вынесения постановления о привлечении Норова <ФИО> к административной ответственности указано «26 ноября 2018 года». Копия данного постановления вручена Норову <ФИО> согласно почтовому уведомлению, 05 декабря 2018 года. Сведений об обжаловании постановления, не имеется. Следовательно, датой вступления в законную силу вышеуказанного постановления является «18 декабря 2018 года».
Вместе с тем, датой вступления постановления в законную силу указано «15 декабря 2018 года», т.е. дата вступления в законную силу указана без учета правил ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Санкция ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
В силу ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в ответе на вопрос № 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года, согласно которому: принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
В нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указано, привлекался либо нет ранее гражданин Норов <ФИО> к административной ответственности за совершение однородных правонарушений. Отсутствуют эти сведения и в материалах дела. Указанное не позволяет установить смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, которые существенно влияют на назначение наказания.
Из представленных материалов усматривается, что Норов <ФИО> не работает.
Сведения о невозможности применения в отношении Норова <ФИО> административного наказания в виде ареста, отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности назначения Норову <ФИО> административного наказания в виде административного ареста, в связи с чем присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
В день поступления протокола и других материалов дела в суд, Норов <ФИО> на рассмотрение дела об административном правонарушении доставлен не был.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущим наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Так как при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении были выявлены недостатки, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела в суде, то протокол об административном правонарушении и иные материалы в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ подлежат возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков, препятствующих разрешению дела по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 28.8, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Протокол об административном правонарушении и иные материалы в отношении Норова <ФИО1> о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ возвратить в Западно-Каспийское территориальное Управление Росрыболовства для устранения недостатков, допущенных при его составлении в срок не более трех суток.
Направить протокол об административном правонарушении и материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями мировому судье судебного участка № 65 Кизлярского района РД в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
На определение может быть подана жалоба лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или принесен протест прокурором в Кизлярский районный суд РД в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Мировой судья Л.А. Шеховцова