ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 августа 2020 года г. Тольятти
Мировой судья судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области М.И. Томилова, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5-466/2020 в отношении Прошина<ФИО>, <ДАТА2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющим обязанности прокурора Сызранского района Самарской области 22 мая 2020 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении председателя <ОБЕЗЛИЧЕНО> Прошина Е.И., который в нарушение ст.12 Федерального Закона №59-ФЗ в установленный срок не рассмотрел поступившее обращение гражданина Кулагина Ю.В.
Обращение в адрес председателя <ОБЕЗЛИЧЕНО> Прошина Е.И. было 28.03.2020г., однако письменный ответ заявителем до настоящего времени не получен.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Прошин Е.И. с обстоятельствами, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не согласился, поддержал доводы, изложенные им в письменных объяснениях. Полагает необоснованным привлечение его к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ, поскольку его деятельность как председателя СНТ регламентирована специальным Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и уставом Товарищества. СНТ «Образцово - 1988» не является государственным органом или органом местного самоуправления, а он, как председатель Товарищества, не осуществляет функции представителя власти, не является должностным лицом, а <ОБЕЗЛИЧЕНО> не является организацией, на которую возложено осуществление публично значимых функций, соответственно, он не может являться субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
Таким образом, требования заявителя Кулагина Ю.В. от 28.03.2020г. к нему, как председателю Товарищества о выдачи на руки копий (или в электронном виде) документов к планируемому 12.04.2020г. общему собранию членов <ОБЕЗЛИЧЕНО> как члена садоводческого некоммерческого товарищества регулируются Федеральным законом №217-ФЗ от 29.07.2017г.
Более того, запрашиваемую информацию Кулагин Ю.В. получил, ознакомился с требуемыми материалами к предстоящему общему собранию членов СНТ и сделал их них выписки. Требование Кулагина Ю.В. о предоставлении заверенных печатью СНТ и подписью председателя СНТ копии материалов к предстоящему общему собранию, а также выписок, сделанных самим Кулагиным Ю.В., не является законным, так как на тот момент эти проекты материалов не являлись внутренними документами <ОБЕЗЛИЧЕНО> не были утверждены на общем собрании. Пунктом 1 статьи 21 ФЗ №217 от 29.07.2017г. установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих заверению печатью товарищества и подписью председателя товарищества. В связи с чем, Кулагину Ю.В. был дан устный отказ в удовлетворении его требований о заверении копий материалов к общему собранию и выписок из них. Письменного и устного требования о выдаче письменного ответа на свое обращение Кулагин Ю.В. не заявлял. Статьи 11 и 19 ФЗ №217 от 29.07.2017г. и Устав Товарищества установили перечень документов, которые дают право члену товарищества получить их заверенные копии, и не указывают на обязанность председателя руководствоваться Федеральным Законом №59 от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В связи с изложенным, Прошин Е.И. просил производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Защитник - адвокат Рогов В.Б. привел аналогичные доводы в защиту интересов Прошина Е.И.
Исследовав письменные доказательства по делу, мировой судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно чч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Дав оценку доводам Прошина Е.И. и его защитника, мировой судья считает, что они заслуживают внимания по следующим основаниям.
Действительно, федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ, данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
В постановлении исполняющего обязанности прокурора Сызранского района Самарской области от 22 мая 2020 г. о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что СНТ учреждается для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, что затрагивает права и свободы граждан, соответственно СНТ «Образцово - 1988» относится к категории организаций, осуществляющих публично значимые функции.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года N 19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П).
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, <ОБЕЗЛИЧЕНО> будучи юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно Уставу является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, создание условий для культурного проведения свободного времени членами Товарищества и членов их семей, укрепления здоровья, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей членов Товарищества, охрана экологии, защита прав, законных интересов членов Товарищества, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
Кулагин Ю.В., являющийся членом <ОБЕЗЛИЧЕНО> 28.03.2020г. обратился к председателю Товарищества с заявлением о выдаче ему на руки копий или в электронном виде документов к планируемому 12.04.2020г. очередному общему собранию членов СНТ, среди которых: отчет правления за 2018-2019г., отчет ревизионной комиссии за 2018-2019г., финансово-экономическое обоснование размера взносов и размера платы, проект штатного расписания на 2020г., приходно-расходную смету на 2020г., заявление члена товарищества Дергуновой.
В судебном заседании допрошенный Кулагин Ю.В. подтвердил свое обращение к председателю Товарищества Прошену Е.И. и не отрицал, что последним ему были предоставлены все вышеназванные документы для ознакомления, однако Прошин Е.И. отказал предоставить их заверенные надлежащим образом копии, отказ последовал устно, письменного ответа на его заявление в установленный ФЗ №59 от 02.05.2006г. срок, он не получил. В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращении граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращении, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В рассматриваемом случае правоотношенияпредседателя правления <ОБЕЗЛИЧЕНО> с членом Товарищества носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении некоммерческого товарищества публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются. В правоотношениях между председателем<ОБЕЗЛИЧЕНО> и членом Товарищества следует руководствоваться специальными нормами права - положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, в соответствиис п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» член товарищества имеет право в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества. В силу ч.3 ст.11 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии: устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц; бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; финансово-экономического обоснования размера взносов; иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества. Учитывая изложенное,Прошин Е.И. как председатель <ОБЕЗЛИЧЕНО> не наделенный какими-либо публично значимыми функциями, не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ, поскольку не является субъектом вмененного административного правонарушения. В силу положений частей1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Отсутствие состава административного правонарушенияявляется одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). С учетом вышеназванных обстоятельств, возбужденное административное производство подлежит прекращению за отсутствием в действиях председателя <ОБЕЗЛИЧЕНО> Прошина Е.И. состава административного правонарушения. На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя <ОБЕЗЛИЧЕНО> Прошина <ФИО2> о привлечении к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжалованов Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, путем подачи жалобы мировому судье. Мировой судья подпись
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья М.И. Томилова