Дело № 5-229/20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Чернянка 15 сентября 2020 года
Мировой судья судебного участка № 2 Чернянского района Белгородской области Трунова Г.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ в отношении должностного лица
Шаповалова С.В.1, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
должностное лицо уклонился от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.21 августа 2020года в периодпроведения должностным лицом департамента образования Белгородской области проверки информации прокуратуры Белгородской области, по которой установлен факт уклонения директором муниципального бюджетного общеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области», юридический адрес: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> район, <АДРЕС> область Шаповаловым С.В.1, т.е. должностным лицом, от исполнения требований к обеспечению условий доступности для инвалидов к объектам предоставляемых услуг в сфере образования, а именно: в нарушение пп «а» пункта 3 Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования МБОУ «СОШ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области», юридический адрес: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> район, <АДРЕС> область, не обеспечил возможность доступа инвалидов беспрепятственного входа в объект( МБОУ СОШ) и выхода из него ( отсутствуют пандусы и поручни); не предусмотрены меры по обеспечению доступности беспрепятственного входа в объект в части установки пандуса и поручней, в нарушение пп «г» п.8 Порядка, в паспорте объекта социальной инфраструктуры МБОУ СОШ отсутствует управленческие решения по срокам и объемам работ, что послужило основанием для составления в отношении должностного лица протокола об административном правонарушении по ст.9.13 КоАП РФ. В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности Шаповалов С.В. вину в совершении административного правонарушения признал полностью, подтвердил обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, раскаялся в содеянном, пояснил, что в настоящее время в надлежащем виде обстоятельства правонарушения не устранены из-за отсутствия средств финансирования. Мировой судья, выслушав должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему . ст. 9.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования. Субъектами административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, выступают должностные лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. С субъективной стороны правонарушение по ст. 9.13 КоАП РФ может быть совершено умышленно или по неосторожности. Согласно п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 5-01-2001" (далее - СП 59.13330.2012)). Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. В соответствии со ст. 16 Закона N 181-ФЗ юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждается доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела: протоколом об административном правонарушении; информацией Прокуратуры Белгородской области; служебной запиской начальника управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области; выпиской из ЕГРЮЛ, лицензией, паспортом доступностиМБОУ СОШ; информационным письмом управления образования района; локальным сметным расчетом, должностной инструкцией, выпиской из приказа и другими документами.
Фактические обстоятельства совершения Шаповаловым С.В.1 административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении серии 031 № 150 от 21 августа 2020года, составленным должностным лицом департамента образования Белгородской области в отношении должностного лица директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области», юридический адрес: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> район, <АДРЕС> область Шаповаловым С.В.1, т.е. должностным лицом, от исполнения требований к обеспечению условий доступности для инвалидов к объектам предоставляемых услуг в сфере образования, а именно: в нарушение пп «а» пункта 3 Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования МБОУ «СОШ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области», юридический адрес: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> район, <АДРЕС> область, не обеспечил возможность доступа инвалидов беспрепятственного входа в объект( МБОУ СОШ) и выхода из него ( отсутствуют пандусы и поручни); не предусмотрены меры по обеспечению доступности беспрепятственного входа в объект в части установки пандуса и поручней, в нарушение пп «г» п.8 Порядка, в паспорте объекта социальной инфраструктуры МБОУ СОШ отсутствует управленческие решения по срокам и объемам работ. Протокол составлен в полном соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в присутствии привлекаемого должностного лица, которой были разъяснены конституционные, процессуальные права, ходатайств , замечаний по составлению протокола, не имеется, в протоколе привлекаемый указал, что отсутствует финансирование учреждения на текущий год, а согласно решению суда пандусы и поручни будут установлены в течение года( л.д.1-4); - из копии письма прокурора Белгородской области на имя Губернатора Белгородской области следует, что прокуратурой области было проанализировано исполнение законодательства в сфере соблюдения прав и социальных гарантий детей-инвалидов в текущем году, в результате чего прокуратурой были выявлены нарушения , связанные с не оснащением зданий знаками, в помещениях учреждений, в том числе Чернянского района, при входе отсутствовали пандусы и поручни, предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность и иные средства информирования ( л.д.7-9); - из копии служебной записки начальника управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования следует, что по исполнению представлений прокуратуры Чернянского района, по состоянию на 23 июля 2020года отсутствуют пандусы и поручни при входев помещения, в том числе указана МДОУ СОШ с. <АДРЕС> ( л.д.12)
-копией свидетельства о государственной регистрации юридических лиц подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц 14.11.2002г. внесена запись о создании МБОУ СОШ с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, единственным учредителем которого является администрация муниципального района «Чернянский район», указан вид лицензируемой деятельности- образовательная деятельность, осуществляющими обучение в сфере образования, что также подтверждается копией лицензии от 13.05.2016г. ( л.д.14-18, л.д.22-24). - копией паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержденногоприказом директора СОШ с. <АДРЕС> подтверждается, что основанием пользования объектом - МБОУ СОШ « <АДРЕС> района <АДРЕС> области» является оперативное управление, вид собственности муниципальная, объект состоит из 3 этажей здания; сведений об организации доступности объекта для инвалидов в разделе 3 указано об условной организации доступности ( л.д.34); - из копии письма от 21.07.2020г. начальника управления образования Чернянского района Белгородской области следует, что администрацией МР Чернянский район по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа в здание инвалидов отделом капитального строительства подготовлена документация, в том числе указана МБОУ СОШ с. <АДРЕС> о нахождении в стадии разработки проектно-сметной документации ( л.д.33); Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. - из копии выписки из приказа от 23.09.2005г. следует, что Шаповалов С.В.1 назначен на должность директора средней школы с. <АДРЕС> с 23.09.2005года ( л.д.40); - из копии должностной инструкциидиректора, с которой ознакомлен Шаповалов С.В.1, следует, что основными функциями директора является организация образовательной работы, обеспечивающей реализацию права на выбор каждым обучающим индивидуальной образовательной траектории, обеспечение административно-хозяйственной (производственной ) работой учреждения, в том числе осуществляет общее руководство учреждения, обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивает охрану жизни и здоровья контингента обучающихся во время образовательного процесса, в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, несет ответственность за соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения в установленном законом порядке, за иные правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности ( л.д.36-42); -копией Положения о департаменте образования подтверждается основные полномочия по осуществлению управленческой деятельности в сфере образования . Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, еслииное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
МБОУ СОШ с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области находится в муниципальной собственности и передано в оперативное управление. Здание является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования вышеуказанных правовых норм. При использовании имущества, являющегося муниципальной собственностью, МБОУ СОШ с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области обязано производить текущий и капитальный ремонт имущества, финансирование которого осуществляет учредитель. Признавая исследованные в судебном заседаниидоказательства допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела по существу, мировой судья считает вину должностного лица- директора МБОУ СОШ с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области Шаповалова С.В.1 доказанной, а его бездействие квалифицирует по ст. 9.13 КоАП РФ - уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг. Административноеправонарушение совершено по неосторожности, поскольку Шаповалов С.В.1, зная об обязанности исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, не принял все зависящие от должностного лица меры по соблюдению действующего законодательства. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, мировой судьей признает , раскаяние в содеянном лица, совершившего административное правонарушение, наличие несовершеннолетних детей. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также характер и степень общественной опасности правонарушения, личность и материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о назначении Шаповалову С.В.1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальных пределах, предусмотренной санкцией статьи 9.13 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 КодексаРФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать должностное лицо Шаповалова С.В.1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему по этой статье административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (Две тысячи) рублей. Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: получатель ИНН 3123316994 КПП 312301001 УФК по Белгородской области (Департамент образования Белгородской области, л/с 04262200530 счет 40101810300000010002, БИК 041403001, код дохода 00011601093019000140 ОКТМО(плательщика) 14654000; Разъяснить виновному лицу, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по указанным реквизитам. Документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить мировому судье судебного участка №2 Чернянского района Белгородской области. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Чернянский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 2 Чернянского района Белгородскойобласти
Мировой судья подпись Г.Д.Трунова