№ 2а-384/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года ст. Казанская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Демьяновой И.Б.,
с участием прокурора Верхнедонского района Ростовской области Мисирханова Р.М.,
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нижнебыковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области о признании бездействия администрации сельского поселения незаконным и обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами,
УСТАНОВИЛ:
В Шолоховский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации Нижнебыковского сельского поселения незаконным и обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами обратился прокурор Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц.
Прокуратурой района в соответствии с заданием прокурора Ростовской области проведена проверка исполнения администрацией Нижнебыковского сельского поселения прородоохранного законодательства в части незаконного размещения на территории, свалок твердых бытовых отходов. Обращаясь в суд, прокурор просит признать бездействие администрации поселения незаконным и обязать администрацию поселения ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, находящихся в границах Нижнебыковского сельского поселения на расстоянии 900метров на юго-восток от <адрес>, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец поддерживает заявленные требования и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, в письменном отзыве указал, что требования прокурора признают в полном объеме и просят рассмотреть административное дело в отсутствии их представителя.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и соответствующие законодательные акты, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора, вывоза бытовых и мусора.
Уставом МО «Нижнебыковское сельское поселение» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии ч.1.1 ст.12 Областного закона от 28.12.2005г. № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» указано, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4-8,11,13,13.1,15, 18 (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов), 19,20,22,24,26,27,31,32,33.1-34,37-39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п.2ст.16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. (ст. 51).
Статьями 3 и 5-7 Федерального закона № 7-ФЗ закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п.п. 3.1 и 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На территории Нижнебыковского сельского поселения, а именно, на расстоянии 900метров на юго-восток от <адрес>, располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Администрацией Нижнебыковского сельского поселения Верхнедонского района не исполнены обязанности деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, допустив на территории поселения размещение свалок коммунальных и строительных отходов. Установить собственника данных отходов не представилось возможным. Согласно объяснения главы администрации Нижнебыковского сельского поселения вопрос по вывозу ТБО на территории сельского поселения остается открытым. Удовлетворить требования в части надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация Нижнебыковского сельского поселения не может, т.к. финансовые средства на эти цели в бюджете поселения не запланированы. Как показала проверка прокурора, администрацией Нижнебыковского сельского поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей в полной мере не принимаются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 Федерального закона «Об охране окружающей среды», уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Вследствие неэффективной работы администрации Нижнебыковского сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и интересы не только жителей Нижнебыковского сельского поселения Верхнедонского района, но других лиц, круг которых в силу объективных причин не может быть определен.
Таким образом, деятельность администрации Нижнебыковского сельского поселения, осуществляемая с нарушением требований природоохранного законодательства, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, т.к. эксплуатация данных свалок может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации Нижнебыковского сельского поселения в решении вопросов исполнения требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 Федерального закона № 7-ФЗ и ст.5 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработки и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180, ст.227, ст.298 КАС РФ, суд,
*
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 900░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░.