Решение по делу № 5-35/2019 от 13.02.2019

Дело № 5-35/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                                13 февраля 2019 года

Мировой судья судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска Белова О.В.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ***,

и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ***.,

при секретаре Царьковой В.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", ***, ***, юридический адрес: ***, место фактической деятельности юридического лица: ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные административные  правонарушения,

привлекаемого к административной ответственности по ч.23 ст. 19.5  Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее по тексту - АО "ФПК") не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

По состоянию на 27.12.2018г. АО "ФПК" не выполнило в установленный срок законного предписания и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области *** *** от 28.05.2018г., в соответствии с которым следовало в срок до 28.11.2018г. провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава Вагонного участка Ульяновск - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "ФПК".

В судебном заседании представитель АО "ФПК" - ***., действующая на основании доверенности, поддержала доводы возражений на протокол об административном правонарушении от 27.12.2018г. пояснила, что предписание Государственной инспекции труда АО "ФПК" было исполнено в полном объеме 28.12.2018г. Задержка исполнения была вызвана тем, что в рамках проведения специальной оценки труда ООО «Экостандарт «Технические решения» подтверждало свою большую загруженность гарантийным письмом от 20.11.2018г. В связи с чем, работы по проведению оценки условий труда были закончены в декабре 2018 года. Однако АО "ФПК" произвело все зависящие от него действия. Кроме того, каких-либо негативных последствий данное нарушение не повлекло. Согласно проведенной проверке условий труда, класс условий труда работника ***. остался прежним, в связи с чем его жалобы являются необоснованными. Просила освободить АО "ФПК" от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Ранее в судебном заседании представитель АО "ФПК" - ***., действующая на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении в отношении АО "ФПК" не согласилась.

Пояснила, что 28.05.2018г. АО "ФПК" был получен Акт проверки *** и предписание ***, выданные Государственной инспекцией труда Ульяновской области. В соответствии с актом проверки, в АО "ФПК" были выявлены нарушения законодательства о специальной оценке условий труда, нарушены требования п.79 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В 2017г. АО "ФПК" для установления факта нахождения слесаря по ремонту подвижного состава в неудобном (фиксированном) положении менее 25%  была проведена внеплановая специальная оценка условий труда в соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда». Были выявлены нарушения требований в части не уведомления слесаря по ремонту подвижного состава ***. о проведении проверки, что повлекло лишение работника возможности присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Согласно предписанию от 28.05.2018г. АО "ФПК" должно провести мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений. АО "ФПК" было не согласно с указанными положениями акта проверки и предписания, поскольку законодательством РФ не установлена обязанность работодателя уведомлять работника о предстоящей специальной оценке условий труда, а лишь возложена обязанность ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, которая АО "ФПК" была соблюдена, ***. уведомлен о результатах проверки под роспись. Кроме того, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении АО "ФПК" прекращено вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 07.08.2018г. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Предписание и Акт проверки были обжалованы в судебном порядке, однако решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 03.09.2018г. в удовлетворении административных исковых требований АО "ФПК"  было отказано. 

Несмотря на обращение с иском в суд, АО "ФПК" сразу же начало проведение  мероприятий по исполнению предписания:  

- 21.09.2018г. по итогам проведенного конкурса с ООО «Экостандарт «Технические решения» был заключен договор на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах Куйбышевского филиала АО "ФПК"  ***;

- по Вагонному участку Ульяновск издан приказ «О проведении внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава» от 25.09.2018г. ***;

- в адрес компании ООО «Экостандарт «Технические решения» 04.10.2018 г. направлен весь пакет документов, необходимый для проведения специальной оценки условий труда;

- в соответствии с требованиями ч.2 ст. 12 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в период с 28.09.2018 по 01.10.2018 работники Отделения формирования пассажирских поездов в комиссию по проведению специальной оценки условий труда Вагонного участка Ульяновск направили свои мотивированные предложения по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава, которые были рассмотрены заседании комиссии по проведению внеплановой специальной оценки условий труда 06.11.2018г.;

- ввиду загруженности, компания ООО «Экостандарт «Технические решения» предоставила АО "ФПК" гарантийное письмо от 20.11.2018г. ***, которым уведомляла о проведение инструментальных измерений по адресу ***, не позднее 25.12.2018г.

АО "ФПК" не уклонялось от исполнения предписания, выполнило все мероприятия, необходимые для проведения специальной оценки условий труда компанией ООО «Экостандарт «Технические решения» в рамках заключенного Договора. 29.12.2018 года в Государственную инспекцию труда была передана копия отчета о проведении специальной оценки условий труда от 28.12.2018 года, копия карты специальной оценки условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава ***, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Кроме того, в ходе проведенных в 2016, 2017, 2018 годах специальных оценок условия труда по профессии слесарь по ремонту подвижного состава, класс условий труда остался неизменным.

Учитывая отсутствие негативных последствий правонарушения, просила освободить АО "ФПК" от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ***. пояснил, что с возражениями АО "ФПК" он не согласен. Протокол об административном правонарушении от 28.12.2018г. является законным. Выявленное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку действиями АО "ФПК" были нарушены трудовые права работника, поскольку проведенной оценкой условий труда могли были быть установлены вредные условия труда, что повлекло бы выплату компенсации работнику. Просил привлечь АО "ФПК" к административной ответственности по ч.23 ст.19.5 КоАП РФ.

Выслушав представителей АО "ФПК", должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 18.05.2018 *** проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению АО "ФПК" трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Основанием для проведения проверки явилось экспертное заключение *** Государственной экспертизы условий труда, проведенной Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, в котором имеются сведения о допущенных нарушениях законодательства специальной оценки условий труда. В ходе проверки установлено, что на основании ФЗ РФ от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава Вагонного участка Ульяновск - структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «ФПК», при этом на указанном рабочем месте идентифицированы вредные (опасные) факторы, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда: физические факторы - шум, тяжесть трудового процесса. Результаты проведенных исследований и измерений вредных производственных факторов оформлены протоколами в отношении каждого из идентифицированных вредных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

В протоколе *** от 03.11.2017 измерений и оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса в пункте 5.1 «рабочее положение» выявлены не все факты трудового процесса в части положения тела работника. Согласно протоколу, работники при выполнении технологического процесса 55% рабочего времени находятся в позе стоя и 45% в свободной позе. Не учтено нахождение работника более 25 % в неудобном, фиксированном и вынужденном положении тела, что подтверждается фотографиями рабочего времени, представленными работодателем. Тем самым нарушены требования п. 79 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Также в акте указано, что при проведении внеплановой специальной оценки условий труда слесарь по ремонту подвижного состава *** не был уведомлен о её проведении, в связи с чем, нарушены права работника присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте, получать разъяснения по вопросам её проведения и давать предложения по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (требования подп. 1, 2 ч.1 ст.5, подп. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По результатам проверки 28.05.2018 составлен акт проверки ***.

АО "ФПК" выдано предписание *** от 28.05.2018 об устранении нарушений трудового законодательства, со сроком исполнения до 28.11.2018г., а именно - провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава Вагонного участка Ульяновск - структурного подразделения Куйбышевского филиала АО "ФПК" в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанное предписание АО "ФПК" обжаловало в судебном порядке. Решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 03.09.2018г. административное исковое заявление АО "ФПК" о признании незаконными акта проверки *** от 28.05.2018г. и предписания *** от 28.05.2018, было оставлено без удовлетворения.

С ходатайством о продлении срока исполнения предписания *** от 28.05.2018 АО "ФПК" обратилось в Государственную инспекцию труда 26.12.2018г., по истечении срока установленного для исполнения предписания.

По состоянию на 27.12.2018г. АО "ФПК" не выполнило в установленный срок законного предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области *** от 28.05.2018г.

Вина АО "ФПК" в совершении указанного правонарушения подтверждается следующими представленными суду доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении *** от 27.12.2018г., из которого усматривается, что АО "ФПК" не выполнило законное предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки *** от 18.05.2018г.;

- экспертным заключением *** Государственной экспертизы условий труда, проведенной Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области;

- актом проверки *** от 28.05.2018г.;

- предписанием *** от 28.05.2018г.;

- копией решения Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 03.09.2018г.;

- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки *** от 20.12.2018г.;

- актом проверки *** от 27.12.2018г.;

- копией карты *** специальной оценки условий труда от 24.12.2018г.

Указанные материалы составлены надлежащим образом и являются доказательствами по делу.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

На основании ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

За невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена административная ответственность по ч. 23 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая диспозицию ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 03.09.2018г. в удовлетворении административных исковых требований АО "ФПК" о признании незаконным предписания *** от 28.05.2018, было отказано.

Предписание государственного органа, обладающего властными полномочиями, связанное с исполнением обязанности по государственному надзору в области соблюдения трудового законодательства РФ, является законным. Требование предписания в установленный срок исполнено не было, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам представителей АО "ФПК" об исполнении данного предписания, к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении, не могут свидетельствовать о надлежащем исполнении предписания, так как указанные документы поступили в Государственную инспекцию труда Ульяновской области несвоевременно.

При изложенных выше обстоятельствах действия АО "ФПК" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным им в п.21 постановления от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Обстоятельств для применения ст. 2.9 КоАП РФ, а также для освобождения АО "ФПК" от административной ответственности, суд не усматривает.

При назначении наказания юридическому лицу АО "ФПК" мировой судья учитывает степень общественной опасности совершенного правонарушения, факт привлечения к административной ответственности впервые в качестве смягчающего обстоятельства, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полагает возможным назначить административное наказание в минимальном размере, но в пределах санкции статьи 19.5 ч. 23 КоАП РФ.

На основании ст. 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, мировой судья

п о с т а н о в и л:

Признать Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", ***, ***, юридический адрес: ***, место фактической деятельности юридического лица: ***, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 23 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

счет УФК по Ульяновской области (Государственная инспекция труда в Ульяновской области)  Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003. Наименование банка: в Отделение Ульяновск г. Ульяновск.

ИНН 7325002518  БИК: 047308001 ОКТМО 73701000. КПП: 732501001,

Код бюджетной классификации 150 116 19000016000140.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный законом срок (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, необходимо представить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, (не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа), постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Мировой судья                                                                                         О.В. Белова

5-35/2019

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АО "Федеральная пассажирская компания"
Суд
Судебный участок № 1 Железнодорожного района Железнодорожного судебного района г. Ульяновска
Судья
Белова Ольга Валерьевна
Статьи

ст. 19.5 ч. 23

Дело на сайте суда
1zdrn.uln.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
29.01.2019Рассмотрение дела
13.02.2019Рассмотрение дела
13.02.2019Административное наказание
13.02.2019
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее