АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2012 года город Вологда Дело № А13-9278/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Толстобровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от заявителя – Поповой А.А. по доверенности от 06.12.2011,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола от 03.07.2012 № 139.
Представитель УГАДН в заявлении и в судебном заседании в обоснование заявленных требований сослался на нарушение предпринимателем условий, предусмотренным специальным разрешением (лицензией), в связи с этим просит привлечь Смирнова Анатолия Ивановича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа. Ссылается на то, что предприниматель ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ решением суда от 28.04.2012 по делу № А13-3617/2011.
Предприниматель отзыв на заявление не представил, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителя управления, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Предприниматель Смирнов А.И. 11.10.1999 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304352813400178 (л.д. 14) и на основании лицензии от 20.07.2009 № 065703 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (л.д. 15).
Как следует из материалов дела, в период с 05.06.2012 по 03.07.2012 на основании приказа от 30.05.2012 № 178 (л.д. 16) сотрудниками УГАДН проведена проверка предпринимателя по вопросам соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В ходе проверки установлено, что Смирнов А.И. допускает случаи продолжительности ежедневной работы (смены) водителей более 10 часов, что подтверждается путевыми листами за май, табелем учета рабочего времени за май 2012 года, чем нарушены требования, установленные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), подпункта «и» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя» (далее – Положение о лицензировании), пункта 9 Приказа Минтранса ПФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Приказ от 20.08.2004 № 15), пункта 2.3.6 Приказа Минтранса от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (далее – Приказ от 30.03.1994 № 15), пункта 2.2.1.6 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
Также в ходе проверки выявлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 4 раздела 1 Приказа от 20.08.2004 № 15 Смирнов А.И. не доводит графики работы до сведения водителей за один месяц до введение их в действие. Предприниматель Смирнов А.И. не организовал обязательное медицинское освидетельствование. Срок действия медицинского освидетельствования водителя Багунова В.П. закончился 09.06.2012. Факт выхода на линию подтверждается путевыми листами от 21.06.2012 № 1585, 23.06.2012 № 1598. Данными действиями предпринимателем нарушены требования статьи 23 Закона № 196-ФЗ.
При проверке управлением установлено нарушение требований пункта 1 Приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (далее – Приказ от 22.06.1998 № 75) Смирнов А.И. не обеспечил соответствие должностных лиц и специалистов квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Ответственным за обеспечение требований безопасности назначен Смирнов А.И. согласно приказу от 11.01.2012 № 4. Срок действия периодической аттестации истек 16.03.2012.
Также, управлением установлено, что предприниматель Смирнов А.И. в нарушение требований пункта 2.2 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (далее - Положения об обеспечении безопасности перевозок) не организовал контроль за соблюдением водителями безопасности автобусных перевозок, а именно: контроль за работой водителей на маршрутах (на лини). Сведения и соответствующие записи о проведении контрольных мероприятий на линии отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями УГАДН 03.07.2012 составил протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д. 9 - 12).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ УГАДН обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статьей 17Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в пункте 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ, где понятие «лицензионные требования» определено как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования указанной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1.3, по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются, в том числе: обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок; организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относит соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
В силу пункта 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15 (далее – Требования № 15) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей является обязательным.
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение от 20.08.2004 № 15), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (пункт 7 Положения).
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 Положения. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (пункт 13 Положения).
При проверке путевых листов и табелей учета рабочего времени водителей за май 2012 года УГАДН выявлено нарушение в части ежедневной работы (смены) водителей боле 10 часов. Графики учета рабочего времени за май, июнь 2012 года не доведены до сведения водителей не позднее, чем за месяц до их утверждения.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В силу статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пунктом 2.2. Положения от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В данном случае в ходе проверки управлением установлено, что предприниматель Смирнов А.И. не организовал обязательное медицинское освидетельствование. Срок действия медицинского освидетельствования водителя Багунова В.П. закончился 09.06.2012. Факт выхода на линию данного водителя подтверждается путевыми листами от 21.06.2012 № 1585, 23.06.2012 № 1598.
Согласно абзацу 2 раздела 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в этом разделе специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
В соответствии с этим же разделом Квалификационных требований специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности установлено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
В ходе проверки управлением установлено, что срок действия периодической аттестации истек 16.03.2012. Ответственным за обеспечение требований безопасности дорожного движения согласно приказу от 11.01.2012 № 4 назначен Смирнов А.И.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения от 08.01.1997 № 2, пунктом 2.2 от 09.03.1995 № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, являются закрепление предпринимателями обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами, осуществление регулярного контроля за соблюдением работниками, в том числе водителями, возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения.
В данном случае сведения и соответствующие записи о проведении контрольных мероприятий на линии отсутствуют.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из материалов дела, предприниматель осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Таким образом, событие правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки от 05.06.2012 – 03.07.2012, протоколом об административном правонарушении от 03.07.2012.
Суд считает, что вина предпринимателя в совершении правонарушения административным органом доказана.
Таким образом, в действиях предпринимателя Смирнова А.И. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Представитель УГАДН в судебном заседании и в заявлении о привлечении к административной ответственности в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, сослался на то, что Смирнов А.И. ранее привлекался к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.04.2012 по делу № А13-3617/2012, вступившим в законную силу.
В пункте 2 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, повторным признается имеющее единый родовой объект посягательства административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение года после окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за первое по времени совершения правонарушение.
На момент рассмотрения судом заявления о привлечении предпринимателя Смирнова А.И. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ административный штраф не уплачен, что подтверждено представителем управления, и не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, со дня принятия решения суда по делу № А13-3617/2012.
В данном случае с учетом совершения однородного правонарушения по решению суда по делу № А13-3617/2012, выявление в ходе рассматриваемой в рамках данного дела таких же нарушений, что и в рамках дела № А13-3617/2012, характера совершенного правонарушения арбитражный суд назначает предпринимателю Смирнову А.И. административное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
привлечь предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича (03.04.1952 года рождения, место рождения: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Сузорово; место жительства: Вологодская область, город Череповец, улица Набережная, дом 59, квартира 8; запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена 13.05.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу, основной государственный регистрационный номер 304352813400178; ИНН 352800263740) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате административного штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН 3525020041 КПП 352501001 УФК по Вологодской области (Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской области г.Вологды БИК 041909001 ОКАТО 19430000000 р/счет 40101810700000010002 КБК 106 116 900 4004 6000 140.
Судья О.П. Логинова