Решение по делу № 2-624/2013 от 15.11.2013

Дело № 2-624/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» ноября 2013 года                                                                           с. Шатрово

Суд в составе председательствующего мирового судьи судебного участка    № 27 Шатровского судебного района Курганской области Папуловой К.В.,

при секретаре Сташковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябцевой Валентины Константиновны к <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельсовета Шатровского района Курганской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Рябцева В.К. обратилась в суд с иском к <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельсовета Шатровского района Курганской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 2300 кв.м, по адресу: ул. <АДРЕС>Шатровского района Курганской области. В обоснование иска указала, что <ДАТА2> она приобрела в собственность у <ФИО1> земельный участок по адресу: ул. <АДРЕС> района Курганской области, о чем был составлен письменный договор купли-продажи. Договор купли-продажи не был зарегистрирован в регистрационной службе, так как не были в полном объеме готовы правоустанавливающие документы. <ДАТА3> <ФИО1> умерла, наследников после её смерти нет. В настоящее время Рябцева В.К. не может в установленном законом порядке зарегистрировать за собой право собственности на земельный участок, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с иском (л.д. 6).

В судебном заседании истец Рябцева В.К. на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельского совета Шатровского района Курганской области <ФИО2> в судебном заседании исковые требования Рябцевой В.К. признала полностью, о чем представила суду письменное заявление (л.д. 27, 28, 29-32, 49).

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области, нотариус <ОБЕЗЛИЧЕНО> округа Курганской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела (л.д. 41, 43, 44).

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что <ДАТА4> <ФИО1> был предоставлен в собственность земельный участок площадью 2300 кв.м, расположенный в с. <АДРЕС> Шатровского района Курганской области, для ведения личного подсобного хозяйства. Позднее данному земельному участку был присвоен кадастровый номер <НОМЕР> (л.д. 11, 48).

Согласно Распоряжению <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельсовета         <НОМЕР> от <ДАТА5> земельному участку с кадастровым номером <НОМЕР> присвоен адрес: ул. <АДРЕС> Шатровского района Курганской области (л.д. 13).

Выпиской из похозяйственной книги на л.д. 35 подтверждено, что <ФИО1> проживала в с. <АДРЕС> Шатровского района Курганской области в частном доме, расположенном на земельном участке площадью 0,23 га.

<ДАТА2> <ФИО1> и Рябцевой В.К. был подписан договор, согласно которому последняя приобрела в собственность дом и земельный участок, площадью 2300 кв.м, расположенные по адресу:              с. <АДРЕС> Шатровского района Курганской области. Земельный участок и дом проданы за десять тысяч рублей, указанная сумма уплачена Рябцевой В.К. <ФИО1> в момент подписания договора (л.д. 10).

Правоотношения <ФИО1> и Рябцевой В.К. на момент подписания договора купли-продажи регулировались действовавшим в то время законодательством, а именно Гражданским кодексом РСФСР в ред. Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4215-I  (далее - ГК РСФСР), Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (далее - Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1) и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. N 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков» (далее - Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков).

В соответствии с Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для целей ведения личного подсобного хозяйства, было предоставлено право продавать их другим гражданам Российской Федерации независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков (статья 1). Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству (статья 2).

Согласно статье 160 ГК РСФСР договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам.

В силу пункта 2 Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков сделка по купле-продаже участка совершается собственником, выступающим в роли продавца, и покупателем или уполномоченными ими лицами с оформлением договора купли-продажи (купчей).

Право собственности на участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей. Право собственности покупателя на землю регистрируется местной администрацией, при этом документ, удостоверяющий право собственности продавца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения, а покупателю участка выдается документ, удостоверяющий право собственности на купленный участок (пункт 7 Порядка).

Договор купли-продажи земельного участка, подписанный Рябцевой В.К. и <ФИО1>, не был нотариально удостоверен и не прошел регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Данные обстоятельства сторонам не оспаривались. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом из объяснений истца следует, что данные обстоятельства были вызваны смертью продавца <ФИО1>, наступившей <ДАТА3>, что подтверждено актовой записью о смерти (л.д. 12).

Согласно статье 47 ГК РСФСР нотариальное удостоверение сделок обязательно лишь в случаях, указанных в законе. Несоблюдение в этих случаях нотариальной формы влечет за собой недействительность сделки с последствиями, предусмотренными частью второй статьи 48 настоящего Кодекса. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от нотариального оформления сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной при условии, что эта сделка не содержит ничего противозаконного. В этом случае последующее нотариальное оформление сделки не требуется.

Ныне действующий Гражданский кодекс РФ в статье 165 содержит норму права, аналогичную по содержанию статье 47 ГК РСФСР.

Исходя из смысла статей 47 ГК РСФСР и статьи 165 ГК РФ, с учетом необходимости применения в данном споре названных норм по аналогии, суд может принять решение о признании сделки действительной не только в случае виновного уклонения одной из сторон от нотариального удостоверения сделки, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на такое удостоверение, по независящим от воли данной стороны причинам. В данном случае обстоятельством, повлекшим невозможность нотариального удостоверения сделки купли-продажи в установленном порядке, явилась смерть продавца <ФИО1>

Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка между <ФИО1> и Рябцевой В.К. был заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, то есть в простой письменной форме. Сторонами было достигнуто соглашение по существенному условию договора купли-продажи, а именно определен предмет сделки в соответствии с его наименованием согласно правоустанавливающему документу (л.д. 11, 48), сомнений по поводу идентификации предмета сделки у суда не имеется. Ничего противозаконного договор не содержит.

Данный договор сторонами исполнен: продавцу <ФИО1> переданы денежные средства, что подтверждено договором, а Рябцевой В.К. - земельный участок, что подтверждено объяснениями истца и представителя ответчика <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельского совета. Доказательств обратного суду не представлено.

В связи с чем суд приходит к выводу о действительности заключенного между сторонами договора купли-продажи земельного участка площадью 2300 кв.м, которому в последующем был присвоен кадастровый номер <НОМЕР> и адрес: ул. <АДРЕС> Шатровского района Курганской области. Пунктом 60Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановлением N 22 от 29.04.2010) разъяснено, что отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

В силу части 3 статьи 551 ГПК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

В пункте 62 Постановления N 22 от 29.04.2010 разъяснено, что на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

Наследство после смерти <ФИО1> никто не принимал, что подтверждено справкой нотариуса Шатровского района Курганской области и похозяйственной книгой на домовладение <ФИО1>, согласно записям в которой на момент смерти она проживала одна (л.д. 32, 35).

Зарегистрировать переход права собственности на земельный участок путем обращения в Управление Росреестра по Курганской области Рябцева В.К. не может, в связи с отсутствием заявления продавца. Между тем, воля <ФИО1> на отчуждение Рябцевой В.К. принадлежащего ей на праве собственности земельного участка была выражена ею в договоре купли-продажи. Доказательств обратного суду не представлено.

Соответственно, исковые требования Рябцевой В.К. основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд     

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Рябцевой Валентины Константиновны к <ОБЕЗЛИЧЕНО> сельсовета Шатровского района Курганской области о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить полностью.

Признать за Рябцевой Валентиной Константиновной право собственности на земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 2300 кв.м, по адресу: ул. <АДРЕС>Шатровского района Курганской области. С мотивированнымрешением стороны могут ознакомиться               «20» ноября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шатровский районный суд Курганской области в течение месяца, начиная с 20 ноября 2013 года, с подачей жалобы через мирового судью.

Председательствующий: мировой судья                                   К.В. Папулова