ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об ответственности за административное правонарушение
Мировой судья судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самар г. Тольятти 25.10.2019 года Резолютивная часть оглашена 22.10.2018 года Мотивированное постановление изготовлено 25.10.2019 года ской области Теньковская Г.В., рассмотрев материалы административногодела <НОМЕР> в отношении должностного лица - генерального директора ОАО «Порт Тольятти»Королева <ФИО1> <ДАТА3> рождения, гражданина РФ, проживающего по адресу: <АДРЕС> о привлечении к административной ответственности по ст. 20.7 ч. 2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
02.09.2019 года в 15-30 час. на основании распоряжения врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области <ФИО2> <НОМЕР> от <ДАТА5> с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Порт Тольятти» по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул. Коммунистическая 96, в ходе которой были выявлены
следующие нарушения:
1. В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей работу в особый период (военное время) эксплуатирующей опасные производственные объекты III - IV классов опасности, руководители нештатного аварийно-спасательного формирования (нештатного формирования гражданской обороны, далее - НАСФ, НФГО) не прошли обучение в учебно-методическом центре по ГО и ЧС субъекта Российской Федерации или на курсах ГО муниципального образования (на момент проверки документов, подтверждающих окончание обучения руководителей нештатного аварийно-спасательного формирования не представлено). Нарушение: п. 2 статьи 9, ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункты 3, 4, пп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; статьи 7. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
2. В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей работу в особый период (военное время), эксплуатирующей опасные производственные объекты III- IV классов опасности, нештатное аварийно-спасательное формирование организации, спасатели НАСФ (НФГО) не аттестованы на проведение соответствующих аварийно- спасательных работ (отсутствует свидетельство установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ; не представлены удостоверения (книжки) спасателей, установленных образцов). Нарушение: п. 2 статьи 9, ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункты 3, 4, пп. «г» п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; статьи 7. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестацииаварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
Допрошенный в ходе судебного заседания составитель протокола <ФИО3> показала, что со стороны директора ОАО «Порт Тольятти» каких-либо возражений по результатам данной плановой выездной проверки не заявлялось. Предметом выездной проверки являлись содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка проводилась по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Согласно пункта 11 распоряжения от <ДАТА11> <НОМЕР>, в уведомлении о проведении плановой выездной проверке, указаны необходимые к исполнению мероприятия в ходе проверки, в том числе предоставление документов, требуемых для установления факта исполнения обязательных требований законодательства РФ в области гражданской обороны и выполнения субъектом надзора мероприятий в области гражданской обороны, заполнения проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны, форма которого утверждена приказом МЧС РФ от 27.02.2019 № 78.
Таким образом, согласно требованиям вышеуказанных Федерального закона РФ и распоряжения, все документы, относящиеся к предмету плановой выездной проверки, были запрошены. Кроме того, выездная форма проверки позволяет визуально обследовать объекты защиты, запрашивать и изучать документы непосредственно на объекте проверки. В процессе проведения проверки, документы ею запрашивались, субъектом надзора ОАО «Порт Тольятти» были предоставлены не в полном объеме, а также фактически не подтверждали исполнения обязательных требований законодательства РФ в области гражданской обороны выполнения субъектом надзора мероприятий в области гражданской обороны.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлены факты неисполнения обязательных требований законодательства РФ в области гражданской обороны и выполнения субъектом надзора планирующих мероприятий в области гражданской обороны, что отражено в пунктах 1-2 акта проверки от <ДАТА13><НОМЕР>, пунктах протокола об административном правонарушении, возбужденного по ч. 2 ст. 20.7 КоАП в отношении должностного лица генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева П.В.
Протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.7 КоАП в отношении должностного лица - генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева П.В. был вручен 02.09.2019 (по окончании плановой выездной проверки) лично Королеву П.В., в графе «Объяснения» данного протокола об административном правонарушении «С нарушениями согласен», о чем имеется его собственноручная подпись.
В соответствии с п. 15.1 Устава ОАО «Порт Тольятти» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором). В соответствии с выпиской из протокола <НОМЕР> заседания Совета директоров ОАО «Порт Тольятти» от <ДАТА14>, приказом от <ДАТА15> <НОМЕР> единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором ОАО «Порт Тольятти» является Королев П.В.
В соответствии с п. 1.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в ОАО «Порт Тольятти», утв. генеральным директором ОАО «Порт Тольятти» <ДАТА16> Королевым П.В., генеральный директор ОАО «Порт Тольятти» несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне,
которая заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников порта и материальных ценностей на территории объекта от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1.3 Положения). Согласно п. 4.1 данного Положения руководство гражданской обороной в ОАО «Порт Тольятти» осуществляет генеральный директор предприятия.
В ходе судебного заседания составить протокола дополнила, что План гражданской обороны от <ДАТА17> подписан и утвержден Королевым, а также согласован с администрацией г.Тольятти. Начало действия данного плана с <ДАТА18> План разработан на 5 лет.
Представитель Королева П.В. - Сергеев Р.Ю. в судебном заседании с протоколом не согласился, пояснив, что во исполнение действующего законодательства в области ГО было разработано и утверждено <ДАТА19> «Положение об организации и введении гражданской обороны в ОАО «Порт Тольятти». С руководителем департамента общественной безопасности администрации городского округа Тольятти согласован план гражданской обороны ОАО «Порт Тольятти» <ДАТА17>. На момент проведения проверки и ее завершения, представителю отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по самарской области <ФИО3> Е.Ю. были предоставлены документы, подтверждающие окончание обучения двух руководителей нештатного аварийно-спасательного формирований. Для выполнения плана по ГО на предприятии необходимо время. Сначала были выбраны два руководителя, согласовали время их обучения, заключили договора на обучение. Были сформированы составы нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) из числа работников предприятия, что вызвало немало затруднений, поскольку работники должны отвечать определенным требованиям (здоровье, иметь определенные навыки ….). разработан план занятий с личным составом НАСФ ОАО «Порт Тольятти», а также утверждено расписание занятий по ГО с личным составом. Работа проводится строго по утвержденному плану. Ссылка составителя протокола на Постановление правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» не соответствует закону, поскольку данный нормативный документ утратил законную силу. Кроме того, доводы составителя протокола о том, что с момента издания приказа генеральным директором от 29.01.2019 года о создании нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданскойобороне ОАО «Порт Тольятти» изложенные в нем мероприятия должны быть готовы, основаны на неверном толковании действующего законодательства в этой области.
Допрошенная в ходе судебного заседания специалист ГО ОАО «Порт Тольятти» <ФИО5> показала, что она была предупреждена о предстоящей проверке, все документы, запрашиваемые инспектирующей организацией, были направлены в срок. На момент проверки два руководителя прошли обучение и получили удостоверения, которые в свою очередь проводят обучение с личным составом. Вся работа ведется строго по утвержденному плану. В настоящее время организации, имеющей лицензию на аттестацию спасателей из числа работников предприятия, в Самарской области отсутствует.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему:
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статья 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 1 статьи 9 названного Закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Согласно пп. "в" п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, Приказу МЧС РФ от 13.11.2006 N 646, руководители нештатных аварийно-спасательных формирований подлежат обучению в области гражданской обороны.
Материалами дела подтверждается, что созданные на предприятии нештатные аварийно-спасательные организации не аттестованы на право проведения аварийно-спасательных работ. Руководители <ФИО6> и <ФИО7> в марте и августе 2019 года, т.е. на момент проведения проверки прошли обучение в области гражданской обороны. При этом предприятие зарегистрировано в 2003 году. Сведений о том, что указанные лица проходили обучение в установленном порядке ранее, заявителем не представлено.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Не всегда в случае технологических аварий, чрезвычайных ситуаций природного характера силы ГО и ЧС имеют возможность быстрого прибытия на объект, да и в случае оперативного реагирования МЧС желательно начать устранять последствия чрезвычайной ситуации, оказывать медицинскую и иную помощь своими силами. Для этого в организациях создаются нештатные аварийно-спасательные формирования. Комментируемый Закон предусматривает обязательное создание таких формирований только в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, однако данная норма, на наш взгляд, не препятствует созданию таких формирований и в иных организациях. Относительно порядка создания таких организаций Закон отсылает нас к иному законодательству.
Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изм. от 25 ноября 2009 г.) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Среди иных нормативных актов, предусматривающих создание аварийно-спасательных формирований, в первую очередь необходимо назвать Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999). Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Указанный выше Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований также содержит приложения, определяющие Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований и их оснащение.
Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
ОАО «Порт Тольятти» созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
В соответствии со ст. 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", действовавших на момент вынесения обжалуемого предписания, обязательной аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования.
Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.
В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка формирований, их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.
Таким образом, непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований противоречит требованиям действующего законодательства. При этом, наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой, не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования, поскольку они считаются самостоятельными структурами, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований является в том числе и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами.
Аттестации в соответствии с действующим законодательством подлежат следующие субъекты: профессиональные аварийно-спасательные формирования; профессиональные аварийно-спасательные службы; нештатные аварийно-спасательные формирования; общественные аварийно-спасательные формирования; спасатели.
Целью проведения аттестации является определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач, о которых говорилось выше. Предметом проверки в ходе проводимой аттестации являются такие показатели, как профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.
По итогам аттестации в случае ее положительного результата аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов. Указанные свидетельства и удостоверения спасателя действительны на всей территории Российской Федерации.
Выделяют следующие виды аттестации: первичная; периодическая; внеочередная. Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые аварийно-спасательные службы (формирования), а также граждане, решившие стать спасателями. Периодическая аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в 3 года. Внеочередная аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими аварийно-спасательной работы.
Обязанность организации работы по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей возлагается на межведомственную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения аттестации и связанные с ней вопросы урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
В связи с этим, наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования, а непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях с опасными производственными объектами противоречит требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах, оснований для освобождения генерального директора ОАО «Порт Тольятти» суд не усматривает.
При назначении наказания, мировой судья учитывает обстоятельства совершения правонарушения, а именно тот факт, что генеральный директор ОАО «Порт Тольятти» первый раз привлекается к административной ответственности, обстоятельств, отягчающих или смягчающих обстоятельств, судом не установлено, считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
Оснований для снижения размера штрафа, а также его замены с применением ст.4.1.1 КоАП РФ, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на расчетный счет: Главное управление МЧС России по Самарской области (г.Тольятти), юридический адрес: 443100, г.Самара, ул. Галактионовская 193 ИНН 6315800812, ОГРН 1046300466838, КПП 631501001, БИК 043601001, ОКТМО 36 740 000 л/с 04421783370 в Управление федерального казначейства по Самарской области, р/с 40101810822010012001 в Отделение Самара г.Самара. КБК 177 1 16 09000 01 6000 140 - денежные взыскания за нарушение законодательства РФ о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты гос.границы РФ.
Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок, штраф будет взыскан в принудительном порядке; кроме того, неуплата штрафа в установленные сроки влечет административную ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в двукратном размере от суммы не оплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, путем подачи жалобы мировому судье.
Мировой судья: Г.В. Теньковская