ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2021г. г.Махачкала
Мировой судья судебного участка № 18 Советскогорайона г.Махачкалы Мудунова<ФИО>, изучив дело в отношении Абдуллаевой Раисат Алиевны, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, проживающей по адресу: г<АДРЕС> д. <НОМЕР>, кв. <НОМЕР>, об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> в мировой судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> района <АДРЕС> поступило дело в отношении <ФИО2> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составленное Министерством образования и науки РД.
Изучив дело, суд приходит к следующему:
Как следует из протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4> <ФИО2> вменяется то, что она, работая директором МБУ ДО «Станция юных техников» (г.Махачкала, <АДРЕС> д. <НОМЕР>), не исполнила в установленный срок законное Предписание Минобрнауки РД об устранении нарушений законодательства в области образовательной деятельности.
В протоколе речь идет о неисполнении Предписания <НОМЕР> (Предписание не датировано), которым <ФИО2> был предоставлен срок для устранения выявленных в МБУ ДО «Станция юных техников» нарушений - до <ДАТА5>
Санкция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает в качестве административного наказания для должностных лиц, в том числе, - дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Так как частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ более длительный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, - не предусмотрен, срок давности за вмененное <ФИО2> административное правонарушение составляет - 1 год со дня его совершения.
В силу части 1 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Согласно части 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Как разъяснено в пункте Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА6> N 5 (ред. от <ДАТА7>) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", - срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, Предписанием <НОМЕР> <ФИО2> для устранения недостатков был установлен срок - до <ДАТА5>; срок давности привлечения <ФИО2> к административной ответственности за неисполнение - 1 год, истечение этого срока началось с <ДАТА9> и завершилось <ДАТА10>
Протокол об административном правонарушении в отношении составлен <ДАТА4>, однако дело в почтовое отделение связи для направления его в суд было сдано -29.03.2021г., то есть уже по истечении срока давности привлечения Абдуллаевой Р.А. к административной ответственности.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации <ДАТА11>, разъяснено следующее (ответ на вопрос 17): -
- Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
- Как следует из содержания ч. 1 ст. 28.9 КоАП, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 названного Кодекса.
- Из смысла ч. 2 ст. 29.4 КоАП следует, что судьей постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том случае, если обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП, наступили в суде.
- Приведенные нормы в равной степени обязательны как для должностных лиц, так и для судей. Это означает, что если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.
Учитывая все перечисленное, суд считает, что поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности Абдуллаевой Р.А. истекли до направления дела в суд, вынести постановление о прекращении производства по делу за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности обязан орган составивший дело - Минобрнауки РД.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из этих обстоятельств, суд считает, что дело следует возвратить в составивший дело орган для устранения недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Дело в отношении <ФИО2> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, возвратить в Министерство образования и науки РД для устранения недостатков.
Разъяснить, что в соответствии с ч.2 ст.28.8 КоАП РФ в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Разъяснить, что в соответствии с абзацем 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА12> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определение о возвращении протокола об административном правонарушении в связи с тем, что оно исключает возможность дальнейшего движения дела, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Мировой судья Р.М. Мудунова