ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижнеудинск 22 декабря 2020 года
Мировой судья судебного участка № 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Тапешкова И.В., при секретаре Горбасенко Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1792/2020 по иску Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области», о взыскании с Шамаева Виктора Борисовича неосновательно полученной финансовой помощи,установил:Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области», обратилось в суд с иском о взыскании с Шамаева Виктора Борисовича в порядке ст. 1102 ГК РФ неосновательно полученной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50000 рублей.
В обоснование исковых требований истцом указано, что в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительств РФ от 15.02.2014 года № 110 (далее - Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (пп. «д» п.2 Правил) (далее - финансовая помощь).
Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, финансовой помощи, действовавший в период возникновения спорных правоотношений, утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519 (далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - финансовая помощь) оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее - списки).
Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат Иркутской области», подведомственным министерству (далее - Центр социальных выплат Иркутской области).
В соответствии с Уставом Центр социальных выплат Иркутской области создан в целях реализации задач и функций учредителя, которым является Министерство. Основной вид деятельности - перечисление денежных средств гражданам и юридическим лицам.
К отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 года № 155 (далее - Порядок № 155), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно п. 9 Порядка № 155 подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется следующим образом.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В июле 2019 года ответчик обратился в Администрацию Костинского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области п. <АДРЕС>,указав, что имполностью утрачено имущество первой необходимости.
Основанием предоставления финансовой помощи гражданам являетсяполная или частичная утрата имущества первой необходимости, что подтверждено актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения (далее - акт комиссионного обследования). Комиссия создается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина и акт утверждается главой соответствующего муниципального образования.
Администрацией Костинского муниципального образования ответчик включен в список граждан на получение финансовой помощи в связис полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области вразмере 100 000 рублей.
Указанные списки были согласованы начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждены первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области и направлены в ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».
Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке, а именно ответчику была перечислена финансовая помощь в размере 100 000 рублей. Указанная сумма зачислена на расчетный счет получателя.
Вместе с тем финансовая помощь в указанном размере получена ответчиком неправомерно, в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список Администрацией Костинского муниципального образования Иркутской области.
Данное обстоятельство установлено в ходе проверки использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках выездной встречной проверки органами федерального казначейства в Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в 2020 году уже после осуществления выплаты истцом и подтверждается Актом встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 07 февраля 2020 года.
Данное обстоятельство также подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, где в качестве пострадавшего указан ответчик по адресу места жительства <АДРЕС> область, <АДРЕС>
В соответствии пунктом 1(1) Правил "имущество первой необходимости" минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а)частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние непригодное для дальнейшего использования;
б)полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил).
Как следует из Акта, имущество первой необходимости утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет 100000 рублей, вместе с тем согласно Акту утрачено 5 предметов первой необходимости, не утрачено 5. Таким образом, степень утраты имущества ответчиком не соответствует критерию полной утраты имущества, указанному в подпункте «б» пункта 2 (2) Правил. В связи с чем, у ответчика отсутствовало право на получение финансовой помощи за полную утрату имущества в размере 100000 рублей. В соответствии с нормами Правил ответчику должна была быть осуществлена выплата финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества.
В связи с выявленными переплатами ответчику в целях досудебного урегулирования спора направлено уведомление 29.06.2020 г. о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в федеральный бюджет, оплата не произведена.
Представитель истца по доверенности Качанов С.А. в судебное заседание не явился, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Шамаев В.Б. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания.
Представители третьих лиц - администрации Нижнеудинского муниципального образования «Нижнеудинский район», администрации Костинского муниципального образования, Главного управления МЧС России по Иркутской области- представили заявления о рассмотрении искового заявления в их отсутствие.
Третье лицо ГУ МВД России по Иркутской области в судебное заседание не явилось, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания.
От представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав об обоснованности заявленных требований, кроме того просил рассмотреть исковое заявление в свое отсутствие.
Мировой судья в соответствии с ч.ч. 4,5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, отзыв на исковое заявление представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области,мировой судья в совокупности представленных доказательств находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим обстоятельствам:
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом исследованы следующие доказательства, представленные истцом в обоснование исковых требований:
-заявление <ФИО1> от 30.06.2019 г. в адрес Главы Костинского МО о включении ее мужа Шамаева Виктора Борисовича в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества, согласно которого отсутствуют сведения о наименовании и количестве утраченного имущества.
-акт комиссионного обследования утраченного имущества от 4.07.2019 г., согласно которого отражено утраченное имущество- шкаф для посуды, стол, стул, кровать, насос для подачи воды, кроме того пострадавшие лица, среди которых также указан Шамаев В.Б., а также заключение комиссии о полной утрате имущества и сумме финансовой помощи в размере 100000 рублей. Данный акт составлен ведущим специалистом Костинского МО <ФИО2>, ведущим специалистом Костинского МО <ФИО3>, делопроизводителем Костинского МО <ФИО4>, депутатом Думы Костинского МО <ФИО5>, утвержден и.о. Главы Костинского МО <ФИО2>, кроме того, имеется отметка об ознакомлении <ФИО1> с заключением комиссии и суммой финансовой помощи.
-список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в который включен Шамаев В.Б.. Данный список согласован и.о. Главы Костинского МО <ФИО2>, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области <ФИО6>, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области <ФИО7>, а также утвержден первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем ПравительстваИркутской области <ФИО8>
-акт выездной проверки ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 07.02.2020 г., по результатам проверки использования резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках выездной встречной проверки органами федерального казначейства в Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», которым установлены недостатки, а именно списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного дождями, прошедшими в июне 2019 года, формировались в отсутствие заключений комиссий об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, а также установлено отсутствие даты утверждения Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного дождями, прошедшими в июне 2019 года.
-ведомость на выплату финансовой помощи ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» № 15 от 09.07.2019 г., согласно отрывного талона которой отражена выплата Шамаеву В.Б. 100000 рублей.
-справка ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» об установлении факта излишне выплаченной Шамаеву В.Б. суммы в размере 50000 рублей.
-уведомление от 18.05.2020 г. ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Шамаеву В.Б. о внесении излишне выплаченной денежной суммы в размере 50000 рублей.
-устав ОГКУ Центр социальных выплат Иркутской области», в соответствии с которым Центр социальных выплат Иркутской области создан в целях реализации задач и функций учредителя, которым является Министерство. Основной вид деятельности - перечисление денежных средств гражданам и юридическим лицам.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГПК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гласит - государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами Российской Федерации финансовой помощи, направленной на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством к существованию.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося единовременной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма ежемесячной денежной выплаты подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
В связи с изложенным, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях <ФИО1> при обращении ее к главе Костинского муниципального образования с заявлением о включении ее мужа Шамаева В.Б. в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в действиях Шамаева В.Б. при получении финансовой помощи, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения уполномоченными должностными лицами обязанностей при составлении акта комиссионного обследования от 04.07.2019 г., при составлении списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости или наличия счетной ошибки при осуществлении финансовой выплаты.
Согласно представленных доказательств установлено, что ответчиком Шамаевым В.Б. получена социальная единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей на основании акта комиссионного обследования утраченного имущества от 4.07.2019 г, какгражданином, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, на основании заявления <ФИО1>
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. № 519-пп (действующее на момент совершения процессуальных действий и утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 01 июня 2020 г. № 393-пп) «Об утвержденииПорядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий» утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий. Согласно которого финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - финансовая помощь) оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее - списки). Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
В соответствии с Порядком, утвержденным приказом МЧС России от 21 марта 2019 года № 155 (действующий на момент совершения процессуальных действий и утратившим силу в связи с изданием приказа МЧС России от 29.04.2020 г. № 275),п. 8 подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 11 Правил, осуществляется следующим образом. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации, составленное по форме согласно приложению N 9 к Правилам, об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Органы местного самоуправления сверяют сведения, указанные в заявлениях, с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающего заявление, и членов его семьи.
При соответствии указанных сведений органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложениям N 10 и N 12 к Правилам.
Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2(2) Правил. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сроки (но не позднее 10 рабочих дней до дня подписания обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации) подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях (далее - сводные данные для выплаты помощи гражданам) в соответствии с приложением N 11 к Правилам, и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам подписываются соответствующими должностными лицами с расшифровкой их подписей, указанием даты и заверяются соответствующими печатями.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно п. «б» ч. 2 (2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (действующее на момент совершения процессуальных действий и утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928), критериями утраты имущества первой необходимости являются: полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил).
Согласно п.п. д. п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Как следует из материалов дела, 30.06.2019 года <ФИО1> обратилась с заявлением по установленной форме в адрес Главы Костинского МО о включении ее мужа Шамаева Виктора Борисовича в списки на оказание единовременной материальной помощи, в связи с утратой имущества, без указания сведений о наименовании и количестве утраченного имущества. На основании заявления <ФИО1>, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МЧС России от 21 марта 2019 года № 155,комиссией в лице специалиста Костинского МО <ФИО2>, ведущего специалиста Костинского МО <ФИО3>, делопроизводителя Костинского МО <ФИО4>, депутата Думы Костинского МО <ФИО5> 4.07.2019 года составлен Акт, согласно которого в нарушение п. «б» ч. 2 (2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 данозаключение о полной утрате имуществапервой необходимости и сумме финансовой помощи в размере 100000 рублей, при фактическом указании утраченных 5 предметах.
При этом, акт выездной проверки ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 07.02.2020 г. не содержит сведений о признании незаконным Акта комиссионного обследования утраченного имущества от 4.07.2019 г., сведений об оспаривании данного Акта от 4.07.2019 г. в установленном законом порядкеи признании его незаконным суду не представлено.
Таким образом, согласно представленных доказательств судом установлено, что Шамаевым В.Б. каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости не совершалось, кроме того, счетной ошибки допущено не было, в то время как уполномоченными должностными лицами при составлении акта комиссионного обследования от 04.07.2019 г. допущено ненадлежащее выполнение своих обязанностей, выразившееся в неверном определении степени утраты имущества ответчиком, не соответствующей критерию полной утраты имущества, указанному в подпункте «б» пункта 2 (2) Правил, и в принятии незаконного решения о предоставлении Шамаеву В.Б. финансовой помощи в размере 100000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости, тогда как в соответствии с нормами Правил ответчику должна была быть осуществлена выплата финансовой помощи в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества.
Вместе с тем, установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости без установленных законом оснований, не связаны с противоправными действиями ответчика, кроме того, Шамаеву В.Б. была предоставлена социальная выплата- финансовая помощь, направленная на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством к существованию, в связи с этим, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области». На основанииизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198,235 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области», о взыскании сШамаева Виктора Борисовчиа в бюджет Иркутской области суммы финансовой помощи всвязи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50000 (пятьдесят тысяч рублей) - отказать.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения мирового судьи в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижнеудинский городской суд Иркутской области через мирового судью судебного участка № 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 30 декабря 2020 г.
Мировой судья И.В. Тапешкова