ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2019 г. по делу № 33а-13658/2019
судья: Ивченкова Ю.М.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Якуповой Н.Н.
судей Портновой Л.В., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Романовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Аполлоновой А.М. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Сардарову Э.Ш. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обосновании административного иска указано, что 29 декабря 2016 года Аполлонова А.М. обратилась в АГО г.Уфа Республики Башкортостан, указав, что она является участником долевой собственности на жилое помещение в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес и просила осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 26 января 2017 года №А-21 Аполлоновой А.М. сообщено, что для территории, на которой расположен многоквартирный дом №... по ул...., разработан проект межевания территории квартал №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данный проект утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №3624 от 17 августа 2012 года, так как вышеуказанный дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции, земельный участок для этого дома в составе проекта межевания не сформирован. Администрацией ГО г.Уфа Республики Башкортостан №1754 от 22 ноября 2016 года принято постановление о разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
19 октября 2017 года Аполлонова А.В. повторно обратилась в АГО г.Уфа Республики Башкортостан с просьбой осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №... по ул.... в г.Уфе.
13 ноября 2017 года №А-14965 Аполлоновой А.М. дан ответ, что для территории на которой расположен многоквартирный дом №... по ул.... в г.Уфе, постановлением главы администрации №3624 от 17 августа 2012 года утвержден проект межевания территории квартала №.... Так как вышеуказанный дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции, земельный участок для этого дома в составе проекта межевания не сформирован. Дополнительно сообщено, что принято постановление АГО г.Уфа Республики Башкортостан №1754 от 22 ноября 2016 года о разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан по заказу ГБУ РИК МЗ «Древняя Уфа». Полагает, что письма Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления при формировании и проведении кадастрового учета земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом.
Учитывая, что до настоящего времени проект межевания на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа не представлен и не вынесен на публичные слушания, постановление Администрации городского округа г.Уфа № 1754 от 22 ноября 2016 года утратило свою силу.
Просит признать бездействие Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан при формировании и проведении кадастрового учета земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом по адресу: адрес дом №.... Обязать Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан осуществить формирование и проведение кадастрового учета земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом по адресу: адрес, дом №...
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2019 года в удовлетворении административного иска Аполлоновой А.М. отказано.
В апелляционной жалобе Аполлонова А.М. просит указанное решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Аполлонова А.М. является участником долевой собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: адрес
19 октября 2017 года Аполлонова А.М. повторно обратилась в адрес ответчика с заявлением об осуществлении формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по указанному выше адресу.
Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 13 ноября 2017 года № А-14965 Аполлоновой А.М. сообщено, что для территории, на которой расположен многоквартирный дом №... по ул...., постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан №3624 от 17 августа 2012 года утвержден проект межевания территории квартала №..., ограниченного многоквартирный улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для которого принято постановление Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1754 от 22 ноября 2016 года о разработке проекте планировки и проекта межевания по заказу ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа». Информация о дате и месте проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории будет опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» и на официальном сайте Совета городского округа г.Уфы Республики Башкортостан в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции отметил, что земельный участок в кадастровом квартале №... закреплен за Государственным бюджетным учреждением Республиканский историко – культурный музей – заповедник «Древняя Уфа» по их обращению для производства разработки проекта планировки и проекта межевания территории указанного квартала, но действия ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа» произведены не были. И после разработки и утверждения проекта планировки межевания территории квартала, орган местного самоуправления вправе сформировать земельный участок под многоквартирным домов.
В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны административных ответчиков, поскольку принимаются меры по формированию проведению кадастрового учета земельного участка в указанном квартале в соответствии с требованиями законодательства в рамках проекта межевания с учетом результатов публичных слушаний и проведения работ по постановке на кадастровый учет, а формирование земельного участка по заявлению Аполлоновой А.М. нарушит права иных землепользователей, создаст препятствия реализации иным лицам прав и обязанностей, предусмотренных договором о развитии застроенной территории.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы сделаны судом первой инстанции ошибочно.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из постановления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 ноября 2016 года № 1754 разработка проекта планировки и проекта межевания территории квартала №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 8,5 га городских земель разрешено ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд РФ, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ), в пункте 2.1 постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из положений частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления № 10/22).
Таким образом, административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, реализуя предоставленное законом право, как собственник помещения в многоквартирном доме.
Обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом возложена на административного ответчика в силу закона, невыполнение данной обязанности влечет нарушение прав административного истца.
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судебной коллегией установлено, что доводы административного истца о бездействии административного ответчика последним не опровергнуты.
Так, в письме указано, что для территории, на которой расположен многоквартирный дом №... по улице ... постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа №3624 от 17 августа 2012 года утвержден проект межевания территории квартала №533, поскольку вышеуказанный дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции, земельный участок для этого дома в составе проекта межевания не сформирован. Дополнительно сообщено, что в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1754 от 22 ноября 2016 года, разработка проекта планировки и проекта межевания территории квартала №... разрешено ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа».
Согласно п.2.5 вышеуказанного постановления ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа» обязана представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработанный и согласованный в установленном порядке проект планировки и проект межевания территории в течение восемнадцати месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Постановление Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято 22 ноября 2016 года.
Между тем разработанный и согласованный в установленном порядке проект межевания территории в течение восемнадцати месяцев со дня принятия постановления, то есть до 22 мая 2018 года не представлен.
Пунктом 4.3 постановления предусмотрено, что в случае невыполнения пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 и 2.8 настоящего постановления утрачивает силу.
В частности данными пунктами постановления заказчик обязан подготовку документации по планировке территории осуществлять с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории (п.2.3); не позднее месяца со дня принятия настоящего постановления, заключить договор с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан об условиях и сроках проектирования (п.2.4); представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, разработанный и согласованный в установленном порядке проект планировки и проект межевания территории в течение восемнадцати месяцев со дня принятия настоящего постановления (п.2.5); до начала проектирования обеспечить публикацию информации в газете «Вечерняя Уфа» о разработке проекта межевания территории квартала № №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с п.2 ст.46 Градостроительного кодекса РФ (п.2.6); представить необходимые материалы для проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, принять участие и обеспечить присутствие проектной организации на публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории квартала №..., ограниченного улицами ... и проспектом ... в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в установленном законодательством порядке (п.2.7); представить в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа. Республики Башкортостан один экземпляр результатов (отчетов) о выполненных инженерных изысканиях и документации по планировке территории (в том числе в электронном виде) в целях формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (п.2.8).
Между тем доказательств совершения каких-либо эффективных действий, направленных на исполнение постановления постановление главы Администрации городского округа г.Уфа №1754 от 22 ноября 2016 года в материалы административного дела не представлено, проект планировки и проект межевания земельного участка отсутствует. Также не представлено доказательств об исполнении пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 и 2.8 постановления.
Законом предусмотрено, что только после утверждения проекта межевания с учетом результатов публичных слушаний и проведения работ по постановке на государственный кадастровый учет, земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом перейдет в общую долевую собственность собственникам помещений в данном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ участка.
В данном случае Администрация Городского округа г.Уфа должна была в разумный срок сформировать и провести кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом судебная коллегия считает, что со стороны администрации ГО г. Уфа допущено бездействие по рассмотрению вопроса о формировании земельного участка под многоквартирным домом при наличии соответствующего обращения одного из собственников жилого помещения в данном многоквартирном доме.
Нормами КАС РФ, действующего на момент рассмотрения данного административного искового заявления также установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
Констатировав пропуск срока обращения в суд Аполлоновой А.М. без уважительных причин, суд первой инстанции не принял во внимание возникшие правоотношения, поскольку допущенное Администрацией на протяжении длительного периода времени бездействие не может быть признано соответствующим нормативным предписаниям, регулирующим спорные правоотношения, и то обстоятельство, что до настоящего времени данные о совершении необходимых и достаточных действий, направленных на исполнение постановления постановление главы Администрации городского округа г.Уфа №1754 от 22 ноября 2016 года, отсутствуют, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, которые не могут быть реализованы исключительно по вине административного ответчика.
Следует также учесть, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ). Получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.
В связи с изложенным судебная коллегия считает необходимым признать, что срок обращения в суд пропущен по уважительным причинам.
В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 и пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции основано на неправильном толковании приведенных выше норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам административного дела, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований Аполлоновой А.М. о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес а также совершении необходимых и достаточных действий для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого названным домом.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан при формировании и проведении кадастрового учета земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан осуществить формирование и проведение кадастрового учета земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес
Председательствующий Н.Н.Якупова
Судьи Л.В.Портнова
Р.Ф.Фахретдинова