ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении <НОМЕР>
02 мая 2017 года село Красный Яр Мировой судья судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области Арефьева Н.В. (Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Кооперативная, дом 107, кабинет 5), рассмотрев дело об административномправонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Жигули - Телеком», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА2>, юридический адрес: <АДРЕС>, фактический адрес: <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> следует, что главным специалистом - экспертом отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по <АДРЕС> области <ФИО1> было выявлено, что <ДАТА4> в 16 часов 00 минут Общество с ограниченной ответственностью «Жигули - Телеком» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии <НОМЕР> (далее - лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В ходе проведения проверки блокировки запрещенного ресурса в сети «Интернет», филиалом ФГУП «РЧС ЦФО» в Приволжском Федеральном округе, <ДАТА5> в городе <АДРЕС> выявлено, что на сети связи ООО «Жигули-Телеком» не осуществлено надлежащим образом ограничение доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено.
Своими бездействием ООО «Жигули-Телеком» совершило неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то есть административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.34 КоАП РФ.
Представитель ООО «Жигули - Телеком» Лебедева О.Ю., действующая по доверенности <НОМЕР> от <ДАТА6>, в судебное заседание явилась, пояснила, что с протоколом по статье 13.34 КоАП РФ не согласны, ООО «Жигули-Телеком» является оператором связи и оказывает услуги связи на основании соответствующих лицензий. ООО «Жигули-Телеком» осуществляет свою деятельность строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиями выданных ему лицензий. У оператора действует система мониторинга (лицензионное программное обеспечение для блокировки запрещенных сайтов), в соответствии с которой осуществляется контроль над доступом из сети оператора к информации в сети Интернет. В частности, в соответствии с требованиями Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" осуществляется блокировка доступа к сайтам (страницам сайтов), информация на которых запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Блокировка осуществляется на основании сведений, получаемых оператором из "Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Перечень информационных ресурсов, доступ к которым не был ограничен во время мониторинга, указан в Протоколе мониторинга от <ДАТА4> <НОМЕР> с Приложением к данному Протоколу скриншотов о незаблокированном ресурсе. В скриншоте указаны незаблокированные ресурсы.
1. <ОБЕЗЛИЧЕНО>, IP: <ОБЕЗЛИЧЕНО>, при этом маршрут прохождения в Едином реестре Роскомнадзора прописан https<ОБЕЗЛИЧЕНО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО>, IP: <ОБЕЗЛИЧЕНО>; 2. <ОБЕЗЛИЧЕНО>/ <ОБЕЗЛИЧЕНО> при этом маршрут прохождения в Едином реестре Роскомнадзора прописан <ОБЕЗЛИЧЕНО>/ IP: <ОБЕЗЛИЧЕНО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Считают, что в действиях ООО «Жигули-Телеком» не содержится состав правонарушения, так как в Едином реестре доменных имён Роскомнадзора, домен с защищенным протоколом (https) указан без IP адреса, блокировка ресурса с защищенным протоколом может осуществляться только при указании IP адреса, а значит ПО не может самостоятельно осуществлять ограничение ресурса без указания этих данных, так как блокировка происходит на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти. Просила дело об административном правонарушении прекратить, в виду отсутствия состава правонарушения.
Представитель ООО «Жигули - Телеком» Филимонов М.А., действующий по доверенности <НОМЕР> от <ДАТА8>, в судебное заседание явился, пояснил, что с протоколом по статье 13.34 КоАП РФ не согласны.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ведущий специалист-эксперт отдела организационной работы, государственной службы и кадров Управления Роскомнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, лично под роспись (л.д. 48), а также через электронную почту (л.д. 50).
От Управления Роскомнадзора по Самарской области поступили письменные пояснения по делу о привлечении к административной ответственности ООО «Жигули- Телеком» по статье 13.34 КоАП РФ, из которых следует, что просят рассматривать дело без участия представителя. Согласно п пункту 5 статьи 46 ФЗ № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ). На основании части 1 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила создания, формирования и ведения Единого реестра, утверждённые постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, (далее - Правила ведения Единого реестра). В соответствии с пунктом 10 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет". В статье 2 ФЗ № 149-ФЗ дано определение: сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет". Согласно пункту 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В настоящее время конкретные способы (методы) ограничения доступа операторами связи к «Интернет - ресурсам», содержащим запрещенную или противоправную информацию, в законодательстве не указаны. Как указано выше законодательство РФ не предусматривает ограничение доступа по протоколу указанного в едином реестре. Блокировка может осуществляться по доменному имени или IP - адресу. В случае с оператором связи ООО "Жигули-Телеком", произошла замена протокола, то есть оператором связи не выполнена блокировка по IP - адресу и доменному имени. Просят привлечь ООО "Жигули-Телеком" к административной ответственности по статье 13.34 КоАП РФ.
Выслушав представителя юридического лица ООО «Жигули-Телеком» Лебедеву О.Ю. Филимонова М.А., исследовав письменные пояснения, материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 13.34 КоАП РФ неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона статьи 13.34 КоАП РФ выражается в неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
ООО «Жигули-Телеком» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии <НОМЕР>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из материалов дела, <ДАТА4> в ходе рассмотрения документов, представленных филиалом ФГУП «РЧС ЦФО» в Приволжском Федеральном округе вх. от <ДАТА4> № 4598/63 (Приложение 1 протокола) и анализа представленной информации и сведений из единой информационной системы (ЕИС) Роскомнадзора было выявлено:
Согласно пункту 1 статьи 46 закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - ФЗ № 126-ФЗ) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
В целях оказания услуг связи оператор связи ООО «Жигули-Телеком» в соответствии с пунктом 4 условий лицензии и пунктом 4 главы 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Согласно пункту 5 статьи 46 ФЗ № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ).
На основании части 1 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра).
Согласно пункта 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 3 статьи 15.3 ФЗ № 149-ФЗ после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Авторизация для использования указанного web-сервиса осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи, выданной любым удостоверяющим центром, из числа аккредитированных Минкомсвязи России.
ООО «Жигули-Телеком» с <ДАТА13> авторизовано для использования указанного web-сервиса (Приложение 3 протокола), а следовательно, обязано осуществлять ежедневную выгрузку информации из Единого реестра в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном пунктом 13 правил ведения Единого реестра.
Согласно информации из ЕИС, ООО «Жигули - Телеком» не получает сведения на web-сервисе Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается выпиской из Реестра ЕИС с запросами по дням для ООО «Жигули - Телеком» (Приложение 4 протокола).
В ходе проведения проверки блокировки запрещенного ресурса в сети «Интернет», филиалом ФГУП «РЧС ЦФО» в Приволжском Федеральном округе, <ДАТА5> в городе <АДРЕС> выявлено, что на сети связи ООО «Жигули-Телеком» не осуществлено надлежащим образом ограничение доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено, в порядке, установленном пунктом 10 статьи 15.1, пунктом 3 статьи 15.3 ФЗ № 149-ФЗ. Проверка блокировки запрещенного ресурса проводилась с использованием программного технического средства контроля имеющего Сертификат соответствия: Регистрационный номер <НОМЕР>. Срок действия: с <ДАТА14> до <ДАТА15> (Приложение 6 протокола).
Перечень информационных ресурсов, доступ к которым не был ограничен во время мониторинга, указан в Протоколе мониторинга от <ДАТА16> <НОМЕР> (Приложение 1 данного протокола). Информация о незаблокированных ресурсах с указанием скриншотов IP адресов и доменных имён имеется в указанных к Протоколу скриншотах и размещена в сети «Интернет» по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 (далее - правила) оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией <НОМЕР> оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
ООО «Жигули-Телеком» не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 46 ФЗ № 126-ФЗ, подпунктом «а» пункта 26 правил и пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией <НОМЕР>
Нарушения, допущенные ООО «Жигули-Телеком», подтверждаются Протоколом мониторинга от <ДАТА16> года <НОМЕР> и информации об открытых страницах с ресурсом запрещенного к распространению на территории Российской Федерации, составленного филиалом ФГУП «РЧС ЦФО» в Приволжском Федеральном округе, и размещенных в сети «Интернет» по указанному выше адресу.
Таким образом, в действиях ООО «Жигули-Телеком» содержится состав правонарушения, предусмотренный статьей 13.34 КоАП РФ (неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) с нарушением требований пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
В связи с вышеизложенным и на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ управлением в отношении ООО «Жигули-Телеком» составлен протокол <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении по статье 13.34 КоАП РФ.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья считает, что вина ООО «Жигули-Телеком» в совершении административного правонарушения установлена и доказана, а его бедействие правильно квалифицированы по статье 13.34 КоАП РФ, что подтверждается представленными доказательствами: актом мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА16> года (л.д. 12), протоколом мониторинга (л.д. 13-15), лицензией <НОМЕР> от <ДАТА19> (л.д. 16-17), лицензионными требованиями (л.д. 17), списком операторов связи, прошедших успешную авторизацию, за <ДАТА4> для РКН в целом (л.д. 18), запросами по дням по организациям (л.д. 19), выгрузкой из реестра для операторов связи (л.д. 23), основными сведениями о юридическом лице (л.д. 25-32).
Оснований не доверять представленным доказательствам у мирового судьи не имеется, поскольку они последовательны, логично обоснованы и не противоречат друг другу, существенных нарушений действующего законодательства при их составлении не допущено.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Довод представителя общества о том, что в Едином реестре доменных имён Роскомнадзора, домен с защищенным протоколом (https) указан без IP адреса, блокировка ресурса с защищенным протоколом может осуществляться только при указании IP адреса, а значит ПО не может самостоятельно осуществлять ограничение ресурса без указания этих данных, так как блокировка происходит на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, мировой судья находит несостоятельным в силу следующего.
Любой запрещенный ресурс характеризуется следующими основными критериями: url- ссылка (указатель страницы сайта в сети «Интернет»), доменное имя и IP-адрес.
Именно по данным критериям может быть осуществлена блокировка запрещенных ресурсов.
Согласно Правилам создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР> (далее - Правила), ведение ЕАИС осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
С момента включения IP-адреса запрещенного ресурса в ЕАИС оператор связи, зная полные сведения о запрещенных ресурсах из ЕАИС, должен блокировать запрещенный ресурс согласно пункту 10 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ. Способ блокировки операторсвязи выбирает самостоятельно, но при этом данный способ в обязательном порядке должен привести к неотображению запрещенных ресурсов на страницах браузера абонента (пользователя), то есть данный способ блокировки должен быть эффективным.
Положения Закона № 149-ФЗ обязывает ООО «Жигули-Телеком» блокировать запрещенные ресурсы, то есть не допускать доступность url-ссылок, доменных имен запрещенных ресурсов для абонентов (пользователей) сети.
Вина ООО «Жигули-Телеком», выразилась в том, что у данного юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения требований действующего законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет». При этом указанное лицо в установленном законом порядке не ограничивалось в исполнительной и распорядительной деятельности.
Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Жигули- Телеком» в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного ООО «Жигули-Телеком» мировой судья считает возможным назначить ему минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 13.34 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 13.34, 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Жигули-Телеком», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА2>, юридический адрес: <АДРЕС>, фактический адрес: <АДРЕС>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.34 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Оригинал квитанции об оплате административного штрафа представить на судебный участок № 145 Красноярского судебного района Самарской области. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Красноярский районный суд Самарской области через мирового судью судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области. Мотивированное постановление изготовлено 04 мая 2017 года. Мировой судья Арефьева Н.В.