Дело № 5-100/2018 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Жуков Калужской области 11 апреля 2018 года
Мировой судья судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области Демидова Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Жуковского района Калужской области Миненко И.Ф.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Захарова В.И.,
рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Захарова В.И.1, <ДАТА2>,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении в ходе осуществления прокуратурой Жуковского района Калужской области надзорной деятельности выявлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> Захаровым В.И. нерассмотрено в установленный срок представление заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства», тем самым Захаров В.И. нарушил положения ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в части срока рассмотрения акта прокурорского реагирования, уведомления прокуратуры района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Жуковского района Калужской области Миненко И.Ф. поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Захарова В.И. по доводам и основаниям, в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что требования представления заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» являлись законными и обоснованными. Просил привлечь Захарова В.И. к административной ответственности в виде штрафа.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Захаров В.И. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что действительно не выполнил требования, предъявленные к нему в представлении заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года. Требования представления заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» являлись незаконными, поскольку были предъявлены без учёта совокупности объективных обстоятельств; отключение электроэнергии на садовом участке <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» произведено им как <ОБЕЗЛИЧЕНО>» в рамках предоставленных ему полномочий и в полном соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №1351 от 10 ноября 2017 года, в связи с наличием у собственника садового участка <НОМЕР> <ФИО2> задолженности по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому объединению. Поскольку административную ответственность влечет лишь неисполнение законных требований прокурора, полагал, что в его, Захарова В.И., бездействии отсутствует состав административного правонарушения, просил производство по делу прекратить.
Заслушав пояснения старшего помощника прокурора, Захарова В.И., исследовав представленные доказательства, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении, оценивая их по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, нахожу вину должностного лица Захарова В.И. в совершении инкриминируемого правонарушения полностью установленной, что подтверждается собранными по делу доказательствами:
-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 февраля 2018 года;
-копией представления № 7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства», внесенного заместителем прокурора Жуковского района Калужской области председателю правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захарову В.И.;
- копией объяснения члена правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО3> от 26 января 2018 года;
- рапортом помощника прокурора Жуковского района Калужской области <ФИО4> от 02 февраля 2018 года;
- скриншотом, подтверждающим отправку уведомлений в адрес Захарова В.И.;
- копией уведомления, направленного собственнику садового участка <НОМЕР> 28 ноября 2017 года об ограничении подачи электроэнергии;
- объяснениями Захарова В.И., данными в судебном заседании, из содержания которых следует, что факт неисполнения требований, изложенных в представлении заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года, Захаров В.И. не оспаривал.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела объективно следует, что 26 января 2018 года заместителем прокурора Жуковского района Калужской области в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захарова В.И было направлено представление № 7-66-2018 «Об устранении нарушений федерального законодательства», в котором указывалось на необходимость незамедлительного рассмотрения представления в течении суток после его получения с участием представителя прокуратуры Жуковского района Калужской области, принятия мер по устранению выявленных нарушений закона путем подключения участка <НОМЕР> и других, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии и исключения возможности их повторения впредь. О результатах рассмотрения названного выше представления и принятых мерах следовало сообщить в прокуратуру Жуковского района Калужской области в письменной форме в течение 3 дней со дня получения представления.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федерального закона) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с часть 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие сотрудники прокуратуры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Таким образом, представление заместителя прокурора Жуковского района Калужской области № 7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» являлось одной из предусмотренных Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» форм осуществления прокурорского надзора и подлежало безусловному исполнению.
Доводы Захарова В.И. о том, что представление заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года содержало незаконные требования, основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно доводам Захарова В.И. садовый участок <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» был отключен им от электроснабжения в связи с наличием у собственника указанного садового участка задолженности по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», а также части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», при этом порядок введения ограничения режима потребления, регламентированный Постановлением Правительства РФ, был соблюден.
Данные доводы в части соблюдения порядка введения режима ограничения потребления электрической энергии для собственника садового участка <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» противоречат установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии, определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 (ред. от 30 декабря 2017 года).
Согласно действующей редакции указанных Правил субисполнителем является сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В пункте 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04 мая 2012 года, установлен перечень обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии. В частности согласно абзацу 6 подп. «б» п. 2 Правил ограничение вводится в случае возникновения у членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.
В соответствии с п. 4 названных Правил ограничения режима потребления в зависимости от оснований ограничения могут быть введены по инициативе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения, либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил (пункт в(1)).
Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления не может быть введено ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.
Подпунктом а пункта 10 Правил предусмотрено, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления.
Содержание указанного уведомления регламентировано п. 8(1) Правил:. Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:
а) наименование потребителя;
б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;
в) основание введения ограничения режима потребления;
г) размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;
д) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
е) уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
ж) дата введения полного ограничения режима потребления;
з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;
и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.
В судебном заседании установлено, что требования пункта 8(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 (ред. от 30 декабря 2017 года, <ОБЕЗЛИЧЕНО>» при введении полного ограничения режима потребления электрической энергии для собственника садового участка <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО2> выполнены не были; уведомление, направленное в адрес <ФИО2> не содержало всей необходимой информации.
Таким образом, изложенные в представлении заместителя прокурора Жуковского района Калужской области №7-66-2018 от 26 января 2018 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» требование о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона путем подключения участка <НОМЕР> к электроснабжению и рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района является законным и обоснованным, и соответственно подлежало исполнению <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захаровым В.И.
Однако, должностное лицо Захаров В.И. не выполнил законное требование заместителя прокурора Жуковского района Калужской области, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом.
Действия должностного лица Захарова В.И. квалифицирую по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При этом Захаров В.И. как председатель правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является должностным лицом в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из буквального толкования данной нормы закона, ответственности в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат не только лица, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, но и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения регламентированы ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанная норма наделяет председателя правления полномочиями по распоряжению имуществом объединения, а именно: правом первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных); правом заключать сделки и открывать в банках счета такого объединения, что является признаком наличия у него административно-хозяйственных функций.
Кроме того, как установлено ст. 23 Закона, председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Учитывая изложенное председатель правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захаров В.И. является должностным лицом.
Санкция статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
При назначении Захарову В.И. наказания учитываю обстоятельства совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей - в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и считаю необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 25.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать должностное лицо - Захарова В.И.1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
УФК по Калужской области (Прокуратура Калужской области, 249191, Калужская область, г. Жуков, ул. Советская, д.58), ИНН 4027020160, КПП 402701001, р/с 40101810500000010001, Банк получателя - Отделение Калуга г. Калуга, БИК 042908001, КБК 41511690010016000140 - федеральный бюджет, КБК 41511690020026000140 - бюджетсубъекта, ОКТМО 29701000.
Разъяснить Захарову В.И.,что административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Жуковский районный суд Калужской области через мирового судью в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Т.В. Демидова
«Согласовано» Мировой судья _________________ Т.В. Демидова
13 апреля 2018 год