Дело <НОМЕР>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
<ДАТА1> п. Плесецк
Мировой судья судебного участка № 1 Плесецкого судебного района Архангельской области Межогских Н.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Стандарт», расположенного по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п. Плесецк, ул. <АДРЕС> д. 4Б офис 3, ИНН 2920016534, КПП 290101001, ОГРН 1172901013493, сведений о привлечении к административной ответственности по гл.19 КоАП РФ не представлено,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, ООО «Стандарт» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
При проведении внеплановой выездной проверки <ДАТА3> в 13 часов 00 минут в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области установлен факт неисполнения юридическим лицом - ООО «Стандарт» пунктов 1 - 4 предписания от <ДАТА4> № А-08/02-12/960, срок для исполнения которого истек <ДАТА5>, а именно: ненадлежащее содержание сооружений (выгребов) в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения (переполнение выгребов жидкими бытовыми отходами, неисправность строительных конструкций срубов и крышек выгребов); неисправность (частичное разрушение) кладки оголовков печных труб выше уровня кровли дома; неисправность кровли дома (отсутствие покрытия конька отдельными местами, наличие сквозных отверстий в кровле в районе примыкания к печным трубам); неисправность остекления оконных заполнений отдельными местами (отсутствие остекления) в лестничных клетках жилого дома, что является нарушением пунктов 7, 13, 16, 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>, пунктов З.7.1., 3.7.12., 3.7.13., 4.6.1.1., 4.6.3.6., 4.7.1., 4.7.2., 4.9.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от <ДАТА7> № 170.
Законный представитель юридического лица ООО «Стандарт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В представленном отзыве указал, что ООО «Стандарт» осуществляет деятельность по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области по договору Подряда, по условиям которого определены виды работ, выполняемые ООО «Стандарт», в соответствии со степенью благоустройства дома и установлена стоимость услуг. По условиям договора (п. 4.6. договора) собственники и наниматели МКД вносят плату исполнителю. Однако жильцы указанного дома не выполняют свои обязанности по своевременной и полной оплате оказанных услуг. За время оказания услуг по договору по заявлениям жителей ООО «Стандарт» выполнены следующие работы: по Южной д. 3 в течение указанного срока проведены работы по изготовлению и установке пандуса, ремонту системы отопления, замене электропроводки и установке прожектора, ремонту козырьков, ремонту мостовой, установке перил. Однако жители указанного дома имеют задолженность в размере 126 916,91 рублей, что не позволяет Обществу в полном объеме выполнять работы и приобретать материал для выполнения дальнейших работ. Указывает, что откачка выгребных ям является коммунальной услугой по водоотведению. Поскольку ООО «Стандарт» не является ни управляющей компанией, ни ресурсоснабжающей организацией, то у Общества нет обязанности предоставлять коммунальные услуги, договором подряда данная услуга также не предусмотрена. Полагают данное требование Государственной жилищной инспекции Архангельской области незаконным и не должно учитываться при определении вины Общества при рассмотрении настоящего дела. В п. Плесецк коммунальная услуга по водоотведению, в том числе, по откачке септиков и выгребных ям осуществляется МУП «Плесецк-Ресурс», в чье ведение и передано все имущество, которое используется для оказания коммунальных услуг. При рассмотрении дела просит принять во внимание, что у ООО «Стандарт» отсутствует возможность оказывать услуги в полном объеме по жилому дому в связи с большой дебиторской задолженностью населения за оказанные услуги; правонарушение совершено впервые и носит ненамеренный характер действий; правонарушение не повлекло существенного вреда; учесть социальную направленность деятельности ООО «Стандарт» (оказание услуг населению по текущему ремонту и содержанию общедомового имущества многоквартирных домов); применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу, ограничиться устным замечанием.
Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА8> на основании обращения граждан, проживающих в д. 3 по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области государственной жилищной инспекцией Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой был установлен факт ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников жилого многоквартирного дома, а именно: ненадлежащее содержание сооружений (выгребов) в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения (переполнение выгребов жидкими бытовыми отходами, неисправность строительных конструкций срубов и крышек выгребов); неисправность (частичное разрушение) кладки оголовков печных труб выше уровня кровли дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области; неисправность кровли дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области (отсутствие покрытия конька отдельными местами, наличие сквозных отверстий в кровле в районе примыкания к печным трубам); неисправность остекления оконных заполнений отдельными местами (отсутствие остекления) в лестничных клетках дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области.
По результатам выездной проверки <ДАТА9> должностным лицом Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - ГЖИ) вынесено постановление от <ДАТА10>, которым ООО «Стандарт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей; должностным лицом ГЖИ юридическому лицу ООО «Стандарт» выдано предписание № А-08/02-12/960 от <ДАТА11>, которым предписано в срок до <ДАТА12> устранить выявленные нарушения: ненадлежащее содержание сооружений (выгребов) в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения (переполнение выгребов жидкими бытовыми отходами, неисправность строительных конструкций срубов и крышек выгребов); неисправность (частичное разрушение) кладки оголовков печных труб выше уровня кровли дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области; неисправность кровли дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области (отсутствие покрытия конька отдельными местами, наличие сквозных отверстий в кровле в районе примыкания к печным трубам); неисправность остекления оконных заполнений отдельными местами (отсутствие остекления) в лестничных клетках дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области.
<ДАТА13> при проведении проверки, предметом которой являлось выполнение предписания, установлено, что юридическим лицом - ООО «Стандарт» требования предписания от <ДАТА4> года в установленный срок не выполнены.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу ч. 2.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с ч. 8 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В силу ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В силу ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ, исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса РФ, лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных правовых норм в их взаимосвязи, договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности и не имеющими лицензии на право управления многоквартирными жилыми домами, могут быть заключены собственниками помещений в таком доме лишь в случае выбора способа управления в многоквартирном жилом доме в виде непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом, такие договоры могут быть заключены лишь на основании решений общего собрания указанных собственников.
Как следует из материалов дела, <ДАТА15> между администрацией МО «Плесецкое» и ООО «Стандарт» заключен договор подряда на организацию работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, в том числе, дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области, со сроком действия с 25 августа и до проведения аукциона по выбору управляющей организации.
Договор подряда на организацию работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома от <ДАТА15>, заключенный между администрацией МО «Плесецкое» и ООО «Стандарт», фактически является вышеуказанным договором оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества.
Из сообщения администрации МО «Плесецкое» следует, что договор подряда на организацию работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов заключен с ООО «Стандарт» с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах до проведения процедуры по выбору управляющей компании.
Между тем, из сообщения администрации МО «Плесецкое» следует, что решения общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района Архангельской области о выборе способа управления в виде непосредственного управления многоквартирным домом не принималось.
В связи с чем, деятельность по оказанию услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме может осуществляться лишь организацией, имеющей лицензию на управление многоквартирными домами, при условии наличия сведений о многоквартирном доме в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки <ДАТА9> должностным лицом ГЖИ вынесено постановление от <ДАТА10>, которым ООО «Стандарт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей; должностным лицом ГЖИ юридическому лицу ООО «Стандарт» выдано предписание № А-08/02-12/960 от <ДАТА11>, которым предписано в срок до <ДАТА12> устранить выявленные нарушения.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Управляющая организация является субъектом указанного административного правонарушения в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Вместе с тем, ООО «Стандарт» осуществляет работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда и не может являться субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ. Указанное лицо может нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него договором обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
В судебном заседании установлено, что договор управления многоквартирным жилым домом <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. Плесецк Плесецкого района с ООО «Стандарт» не заключен; работы по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома осуществляются ООО «Стандарт» на основании договора подряда от <ДАТА15>, заключенного между администрацией МО «Плесецкое» и ООО «Стандарт»; решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о выборе способа управления в виде непосредственного управления многоквартирным домом не принималось.
Таким образом, у должностного лица отсутствовали правовые основания для внесения предписания юридическому лицу ООО «Стандарт».
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что действия ООО «Стандарт» не образуют состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, правовых оснований для привлечения его к административной ответственности у судьи не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Плесецкий районный суд через мирового судью судебного участка № 1 Плесецкого судебного района Архангельской области.
Мировой судья Н.Г. Межогских