Решение по делу № 5-222/2021 от 16.04.2021

Дело <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Анадырь                                                                                16 апреля 2021 года

Мировой судья судебного участка Анадырского района Чукотского автономного округа Иванова А.С., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка г. Анадырь,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Сибнефть-Чукотка», ОГРН <НОМЕР>, ИНН/КПП <НОМЕР>, юридический адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Сибнефть-Чукотка» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Законный представитель (защитник) ООО «Сибнефть-Чукотка» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не пояснил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Руководствуясь частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой дело может быть рассмотрено в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, если имеются данные о надлежащем извещении указанных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя (защитника) ООО «Сибнефть-Чукотка».

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 марта 2021 года <НОМЕР>, в период с 09 по 15 марта 2021 года Отделом государственного экологического надзора по Чукотскому автономному округу Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка ООО «Сибнефть-Чукотка» на предмет выполнения Обществом Предписания <НОМЕР>, внесённого в адрес указанного юридического лица 05 октября 2020 года, которым Обществу был установлен срок для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, а именно предписано в срок до 05 марта 2021 года утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Из акта проверки от 15 марта 2021 года <НОМЕР> следует, что что указанным юридическим лицом Предписание <НОМЕР> от 05 октября 2020 года в установленный срок (до 05 марта 2021 года) не выполнено, а именно: нормативы образования отходов и лимиты на их размещение Обществом не утверждены.

Невыполнение ООО «Сибнефть-Чукотка» в установленный срок предписания Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора послужило основанием для составления в отношении ООО «Сибнефть-Чукотка» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 22 марта 2021 года <НОМЕР> и другие материалы дела составлены уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, изложенные в нём фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами. Каждое из имеющихся в деле доказательств является относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства - достаточными для разрешения дела по существу.

Оценивая требования, изложенные должностным лицом в предписании <НОМЕР> от 05 октября 2020, суд находит их основанными на требованиях закона.

Так, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Одновременно с этим, согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, закреплена федеральным законодательством, в связи с чем требование административного органа, изложенное в предписании <НОМЕР> от 05 октября 2020, является законным.

Кроме того, суд находит изложенное в предписании требование исполнимым, а срок, предоставленный Обществу для устранения выявленного в ходе проверки нарушения (до 05 марта 2021 года) - разумным.

Одновременно суд учитывает, что предписание <НОМЕР> от 05 октября 2020 ООО «Сибнефть-Чукотка» не обжаловалось ни в части выявленного нарушения, ни в части срока, установленного для его устранения.

Разрешая вопрос о наличии в действиях ООО «Сибнефть-Чукотка» вины в совершении административного правонарушения, суд учитывает следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд принимает во внимание, что 09 ноября 2020 года в целях устранения нарушения, изложенного в предписании <НОМЕР> от 05 октября 2020, ООО «Сибнефть-Чукотка» заключен договор <НОМЕР> с ООО «Региональным центром экоаудита и консалтинга», предметом которого является разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Стоимость работ по договору авансирована ООО «Сибнефть-Чукотка» (счет на оплату <НОМЕР> от 10.11.2020).

Согласно пункту 2.3 данного договора срок выполнения работ составляет 30 рабочих дней с даты начала работ, определённой в соответствии с пунктом 2.1 договора, с учётом положений пункта 2.2. договора.

Как следует из пунктов 2.1 и 2.2 договора, датой начала работ по договору считается дата подписания акта приема-передачи исходных данных (документов), указанных в приложении <НОМЕР> к договору, при условии выполнения заказчиком пункта 3.2.1 договора. При необходимости получения дополнительных исходных данных, дата начала работ отодвигается до даты получения этих данных, а при условии, что работы исполнителем были начаты, прерывается на период с даты запроса до даты фактического получения этих данных.

Из материалов дела следует, что 19 февраля 2020 года (исх. <НОМЕР>) ООО «Сибнефть-Чукотка» обращалось в Северо-Восточное межрегиональное управление Росприроднадзора с ходатайством о продлении срока исполнения предписания в связи с «…затянувшейся разработкой проекта».

По результатам рассмотрения ходатайства административным органом, в его удовлетворении было отказано.

Оценивая доводы, изложенные в ходатайстве Общества о необходимости продления срока исполнения предписания, суд приходит к следующему.

Как следует из договора <НОМЕР>, заключенного ООО «Сибнефть-Чукотка» с ООО «Региональным центром экоаудита и консалтинга», срок разработки проекта составляет 30 рабочих дней. По условиям договора изменение данного срока в сторону увеличения полностью зависит от заказчика, который обязуется представить исполнителю дополнительные документы по запросу.

В ходатайстве, направленном Обществом в адрес Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора, каких либо причин, свидетельствующих о невозможности исполнения Обществом законного требования административного органа в установленный срок (с 06 октября 2020 года по 05 марта 2021 года), не содержится. Доказательства в подтверждение данного факта не приведены. Не установлены они судом и в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу, что возложенное на ООО «Сибнефть-Чукотка» требование - разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - является законным, пятимесячный срок, установленный административным органом на устранение выявленного нарушения - достаточным, а в совокупности разработка нормативов в 5-месячный срок - реально исполнимыми. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, с учётом существа возложенной на ООО «Сибнефть-Чукотка» обязанности суд полагает, что данное юридическое лицо имело возможность для ее выполнения, но не предприняло все зависящие от него меры по устранению выявленного нарушения.

Каких-либо процессуальных нарушений, связанных с процедурой оформления и проведения Северо-Восточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проверки, в том числе, нарушения прав проверяемого юридического лица, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что юридическое лицо - ООО «Сибнефть-Чукотка» не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования, чем совершило противоправное виновное бездействие, за которое частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Факт неисполнения ООО «Сибнефть-Чукотка» в установленный срок законного предписания Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора об устранении нарушений законодательства, подтверждается материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении от 22 марта 2021 года <НОМЕР>;

- уведомлением законного представителя ООО «Сибнефть-Чукотка» <ФИО1> о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 15 марта 2021 года <НОМЕР> (с отметкой о получении);

- приказом Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора от 01 марта 2021 года <НОМЕР> о проведении проверки;

- сообщением Минвостокразвития от 02 марта 2021 года <НОМЕР> о согласовании проведения проверки;

- уведомлением Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора от 03 марта 2021 года <НОМЕР> о проведении проверки (получено законным представителем юридического лица <ФИО1>03 марта 2021 года);

- актом проверки от 15 марта 2021 года № 905/д/ип-21;

- предписанием об устранении нарушений от 05 октября 2020 года <НОМЕР> (получено законным представителем юридического лица <ФИО1>05 октября 2020 года);

- правоустанавливающими документами ООО «Сибнефть-Чукотка»;

- приказом ООО «Сибнефть-Чукотка» от 20 августа 2020 года о возложении исполнения обязанностей генерального директора Общества на <ФИО1>;

- ходатайством Общества о продлении срока исполнения предписания от 19 февраля 2021 года <НОМЕР>;

- договором от 09 ноября 2020 года <НОМЕР> другими доказательствами.

Каждое из имеющихся в деле доказательств является относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства - достаточными для разрешения дела по существу.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, который составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения (с 06 марта 2021 года), не истёк.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, позволяющих суду применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, не имеется.

При назначении административного наказания суд, руководствуясь частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, в том числе, размер вреда и тяжести наступивших последствий, то обстоятельство, что ООО «Сибнефть-Чукотка» ранее не привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, а также тот факт, что неисполнение законного требования государственного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере природопользования и нарушающих нормальное функционирование государственных институтов.

Руководствуясь статьями 4.1 и 29.10 КоАП РФ, мировой судья

п о с т а н о в и л :

Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Сибнефть-Чукотка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате на расчётный счёт УФК по Чукотскому автономному округу (Управление по обеспечению деятельности мировых судей ЧАО, л/с 04882002770), ИНН/КПП <НОМЕР>, банк получателя Отделение Анадырь Банка России, счет <НОМЕР>, БИК <НОМЕР>, ОКТМО 77701000, КБК <НОМЕР> УИН 0.

Разъяснить ООО «Сибнефть-Чукотка», что согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Разъяснить ООО «Сибнефть-Чукотка» положение ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано в Анадырский городской суд через судебный участок мирового судьи г. Анадырь в течение десяти суток с момента вручения или получения постановления.

Судебный участок мирового судьи г. Анадырь

г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 11

Мировой судья                                                                                         А.С. Иванова