Дело № 2а-1188/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2019 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Д.А.,
при секретаре Любимовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарева Евгения Викторовича об оспаривании градостроительного плана земельного участка в части отображения санитарно –защитной зоны, возложении обязанности выдать градостроительный план с внесенными изменениями,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев Е.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением к Администрации г. Южно - Сахалинска, указав, что на основании договора от 29 сентября 2014 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером № из категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес>
03 сентября 2018 года административным истцом был получен градостроительный план №, утвержденный постановлением администрации г. Южно – Сахалинска от 11 апреля 2014 года №
Согласно данным, внесенным в градостроительный план, в отношении земельного участка Пономарева Е.В. установлены ограничения на его использование, в связи с прохождением по объекту санитарно – защитной зоны от железной дороги, что препятствует строительству жилого дома, и фактически исключает возможность использования земли по его целевому назначению.
По мнению административного истца, внесение указанных ограничений в градостроительный план является незаконным, поскольку они установлены произвольно.
В связи с этим, в своем иске он просил суд: признать градостроительный план земельного №, утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 11 апреля 2014 года № в части утверждения санитарно – защитной зоны от объектов, производственной зоны на «Карте административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий», в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> недействительным.
01 февраля 2019 года Пономарев Е.В. уточнил заявленные требования, просил суд:
- признать градостроительный план земельного участка №, утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска от 11 апреля 2014 года № в части утверждения санитарно – защитной зоны от объектов, производственной зоны на «Карте административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий», в границах земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, площадью <данные изъяты> недействительным;
- обязать Администрацию г. Южно – Сахалинска выдать градостроительный план с внесенными изменениями на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> <адрес>, площадью <данные изъяты> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем, судом была произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации г. Южно – Сахалинска на Департамент архитектуры и градостроительства г. Южно – Сахалинска, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «РЖД».
В судебном заседании Пономарев Е.В. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, с иском не согласен.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание также явилась, указал, что в настоящее время закрепленные в установленном законом порядке санитарные разрывы от железной дороги в районе участка административного истца отсутствуют, вместе с тем, полагает, административным истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу положений части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде:
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании договора, заключенного 29 сентября 2014 года № Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Зощиной Т.Ф. был передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый №, категория земельного участка: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома.
27 октября 2017 года на основании письменного соглашения сторон, права арендатора по договору № перешли к Пономареву Е.В., что было зарегистрировано в установленном законом порядке.
09 августа 2018 года Пономарев Е.В. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в целях осуществления на нем строительства индивидуального жилого дома.
По итогам рассмотрения данного заявления специалистом Департамента архитектуры и градостроительства г. Южно – Сахалинска был подготовлен градостроительный план № от 03 сентября 2018 года, в котором указывалось на наличие ограничений при использовании земельного участка, связанных с прохождением по нему санитарно – защитной зоны от железной дороги, наличием красных линий.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Статьей 57.3 названного Кодекса предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), содержащих сведения об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Из изложенных правовых норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с правилами землепользования и застройки и воспроизводится в градостроительном плане земельного участка, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Решением городского Собрания ГО «Город Южно – Сахалинск» от 04 июля 2012 года № утвержден Генеральный план ГО «Город Южно – Сахалинск» вместе с «Картой административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий (Приложение№).
Решением городского Собрания ГО «Город Южно – Сахалинск» от 30 января 2013 года № утверждены Правила землепользования и застройки на территории ГО «Город Южно –Сахалинск» вместе с «Картой градостроительного зонирования территории горда Южно - Сахалинска».
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па утвержден проект планировки с проектом межевания юго-западного района города Южно-Сахалинска".
Как следует из представленных картографических материалов, на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории ГО «Город Южно – Сахалинск» отображена зона с особыми условиями использования территории – санитарная зона железной дороги, которая распространяется на территорию земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в аренде у административного истца.
Таким образом, оспариваемый градостроительный план отображает сведения, указанные в градостроительной документации, утвержденной нормативно, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Тот факт, что у Пономарева Е.В. имеются основания полагать необоснованное включение в картографические материалы нормативно – правового акта, устанавливающего градостроительный регламент, такого ограничения, само по себе правового значения при рассмотрении настоящего административного дела не имеет, поскольку для оценки такой позиции административным истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права и он не лишен возможности оспорить действующий нормативно – правовой акт органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемый градостроительный план земельного участка, является по своей правовой природе информационным отображением действующего нормативного градостроительного регулирования, оснований для признания его недействительным (незаконным) у суда не имеется. Данный документ составлен с соблюдением требований действующего законодательства и включает в себя информацию, приведенную в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, которые на сегодняшний день являются действующими.
При таких данных, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований Пономарева Е.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Пономарева Евгения Викторовича об оспаривании градостроительного плана земельного участка в части отображения санитарно – защитной зоны, возложении обязанности выдать градостроительный план с внесенными изменениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 22 марта 2019 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева