Решение по делу № 5-245/2017 от 14.09.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 сентября 2017 г. г. Иркутск Мировой судья по 2 судебному участку Октябрьского района города Иркутска Марина Николаевна Косарева, рассмотрев материалы дела № 5-245/2017 об административном правонарушении в отношении

ООО «РегионТелеком» ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д.100 А, этаж 3,расположенного по адресу : г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д.100 А, этаж 3, ранее к <ОБЕЗЛИЧЕНО>

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА2> <ДАТА>), по адресу: г.<ФИО1>, <АДРЕС>, в ходе анализа акта мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа в сети «Интернет» от 30.06.2017 г. № 38/204 обнаружено неисполнение оператором связи ООО «РегионТелеком», оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

 Согласно ч.5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного федерального закона требований.

 В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная система реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации. Согласно ч.5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований. В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная система реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицироватьсайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

 В  силу пп. «а» п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами. Лицензией и договором.

ООО «РегионТелеком» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии <НОМЕР> от <ДАТА7>, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ.

Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34. КоАП РФ, влечёт административную ответственность.

В судебном заседании <ДАТА8> представители ООО «Регион-Телеком» Воронина Ю.Н., действующая на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА9>, <ФИО2>, действующий на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА10>, директор ООО «Регион-Телеком» Коновалов Б.А., действующий на основании Приказа <НОМЕР> от <ДАТА11> просили в случае признания ООО «РегионТелеком» виновным смягчить наказание и  заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, которое предусмотрено нормами ст.4.1.1 КоАП РФ.

Суду пояснили, что <ДАТА12> по средствам электронной почты от Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр Центрального федерального круга» (ФГУП «РЧС ЦФО») в адрес ООО «РегионТелеком» поступило распоряжение о делении в эксплуатацию автоматизированной системы контроля «Ревизор» (далее - АС «Ревизор»).

С помощью АС «Ревизор» осуществляется контроль за исполнением оператором связи требований, установленных ст. 15.1-15.4. закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2016 № 149-ФЗ, по ограничению и возобновлению доступа к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Требования по запуску аппаратно-программного агента АС «Ревизор» в указанный ФГУП «РЧЦ ЦФО» срок до <ДАТА14> выполнены ООО «РегионТелеком» в полном объёме.

Однако до <ДАТА15> ООО «РегионТелеком» не был предоставлен доступ к личному кабинету оператора связи portal.rfc-revizor.ru, зарегистрироваться на котором в качестве оператора ООО «РегионТелеком» не представлялось возможным, так как отсутствовал ключ оператора связи.

Начиная с <ДАТА>. ООО «РегионТелеком» посредством электронной почты неоднократно обращалось в ФГУП «РЧС ЦФО» в Сибирском ФО (г. <АДРЕС> с просьбой предоставить доступ в личный кабинет оператора связи portal.rfc-revizor.ru, но должного результата добиться не удалось.

<ДАТА16> в ФГУП «РЧС ЦФО» в Сибирском ФО (г. <АДРЕС> был направлен официальный запрос <НОМЕР> о предоставлении в личный кабинет оператора связи portal.rfc-revizor.ru.

             <ДАТА17> в адрес ООО «РегионТелеком» поступил официальный ответ от ФГУП «РЧС ЦФО» в Сибирском ФО (г. <АДРЕС>, доступ в личный кабинет оператора связи portal.rfc-revizor.ru представлен, аппаратно-программный агент АС «Ревизор» эксплуатируется.

Кроме того,  представители ООО «РегионТелеком» Воронова Ю.Н., Тугаринов П.Н., директор Коновалов Б.А. просили суд обратить внимание на то, что ООО «РегионТелеком» является дочерней компанией Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО3> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР> (далее - ООО «ИЭСВ»).

<ДАТА18> между ООО «РегионТелеком» и ООО «ИЭСВ» был заключен договор <НОМЕР> о совместной деятельности по продаже и распространению услуг связи (интерконнект-ритэйл), в соответствии с которым ООО «ИЭСВ» предоставляет ООО «РегионТелеком» услуги связи (пропуск трафика, обслуживание БС, обслуживание биллинговой системы LANBilling).

Согласно договору <НОМЕР> о совместной деятельности по продаже и распространению услуг связи (интерконнект-ритэйл) от <ДАТА18> ООО «ИЭСВ» предоставляет ООО «РегионТелеком» канал связи Интернет, который ООО «РегионТелеком» использует для предоставления услуг связи конечным пользователям (абонентам физическим лицам).

С целью соблюдения требований п. 5 ст. 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2013 № 126-ФЗ на канале связи ООО «ИЭСВ» установлены сервера Carbon, которые предназначены для фильтрации и блокировки запрещённых интернет - ресурсов на территории Российской Федерации.

Таким образом, за исполнением требований, установленных ст. 15.1-15.4. закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от <ДАТА13>г. <НОМЕР>, по ограничению и возобновлению доступа к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации за ООО «РегионТелеком» выполняет ООО «ИЭСВ». Доступ к серверам фильтрации имеют только сотрудники ООО «ИЭСВ», сотрудникам ООО «РегионТелеком» доступ запрещён.

По данным ООО «ИЭСВ» <ДАТА21> причиной отказа системы Carbon послужило устаревшее серверное оборудование, работоспособность сервиса была восстановлена путем перезагрузки сервера. Для повышения надежности работоспособности сервера Carbon руководством ООО «ИЭСВ» было принято решение о проведении закупки и замене устаревшего серверного оборудования на новое.

В судебном заседании <ДАТА22> представитель ООО «Регион-Телеком» Тривоженко Д.А., действующая на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА23> просила прекратить производство по делу по следующим основаниям: 

Согласно п. 10 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее - Закон № 149-ФЗ) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» в течение суток с момента включения в Реестр ЕАИС сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет». Таким образом, днем не исполнения оператором связи обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 15.1. Закона № 149 -ФЗ, п. 5 ст. 46 Закона РФ «О связи», является начало вторых суток с момента включения в Реестр ЕАИС доменного имени и (или) сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет». В п. 15 протокола об административном правонарушении <НОМЕР> указано, что ООО «РегионТелеком» в течение суток с момента включения сайтов в Реестр ЕАИС (страницы внесены в Единый реестр <ДАТА25>) не ограничил доступ к информации, размещенной на этих сайтах.

Таким образом, административным органом установлено, что инкриминируемое правонарушение совершено в форме бездействия и течения срока привлечения к административной ответственности начинается на следующие сутки с момента включения соответствующего сайта в ЕАИС. Перечисленные выше обстоятельства указывают, что на дату составления в отношении ООО «РегионТелеком» протокола об административном правонарушении - <ДАТА26> срок давности привлечения к административной ответственности истёк.

Кроме того, представитель ООО «РегионТелеком» Тривоженко Д.А. пояснила, что согласно ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Частью 5 статьи 27 Закона N 126-ФЗ "О связи" установлены дополнительные основания проведения внеплановой проверки. К таким основаниям отнесено, в том числе, поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации.

При этом пунктом 5 указанного Перечня нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2013 N 611-р, к ним относятся нарушения операторами связи требований по защите сетей (сооружений) связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации. Таким образом, выявленные Роскомнадзором факты доступа к запрещенной информации и передачи материалов, подтверждающие нарушения ограничения доступа к запрещенной информации, являются основанием для проведения Роскомнадзором внеплановой проверки, в ходе которой только могут быть получены допустимые « доказательства по рассматриваемому административному делу. Поскольку Роскомнадзором внеплановая проверка не проводилась, то все полученные по делу доказательства не могут быть приняты во внимание как достоверные и допустимые. Роскомнадзором не представлено доказательств, подтверждающих путь прохождения запроса на запрещенные сайты именно с IP - адресов, выделенных ООО «РегионТелеком». Необходимо принимать во внимание, что скриншоты запрещенных ресурсов сети интернет (электронных страниц сайтов) не содержат надлежащего заверения печатью и подписью должностного лица органа, которым проводился мониторинг. Акт мониторинга и протокол мониторинга не содержат информацию о лицах, их составивших. Следовательно, данные документыне могут являться надлежащим доказательством совершения Обществом правонарушения.

Изображения, полученные при скачивании архива, путь к которому указан в протоколе мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА2> не подтверждают факт предоставления ООО «РегионТелеком» доступа к информационным ресурсам, перечисленным в Протоколе мониторинга в разделе «Сведения о результатах мониторинга», т.к. применяемое ФГУП «РЧЦ ЦФО» для мониторинга оборудование «Аппаратно-программный Агент АС «Ревизор» не содержит в своем составе средств отображения информации с которых могли быть получены изображения (скриншоты).

Вместе с тем, скриншот - это снимок экрана, картинка, которая отображает то, что показывает монитор. Следовательно, при создании скриншота путем нажатия клавиши Print screen не может отображаться IP-адрес, по которому осуществлен вход на сайт, а отображается только снимок экрана монитора.

Нарушение ООО «РегионТелеком» установленного законом порядка представления обязательного экземпляра газеты объективно подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА26>

- актом мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА2>;

- протоколом мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА2>;

- уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении за исх. <НОМЕР> от <ДАТА29> г;

- выпиской из ЕГРЮЛ.

Мировой судья находит, что письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.

Выслушав представителя ООО «Регион-Телеком» Тривоженко Д.А.,  оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, мировой судья считает вину ООО «РегионТелеком» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной в полном объеме, а его действия квалифицирует по 13.34 КоАП РФ - Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В судебном заседание достоверно установлено, что ООО «РегионТелеком» не ограничил доступ к 3 адресам сайтов в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, соответственно данное правонарушение могло угрожать безопасности Российской Федерации. В связи с этим ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит.

Кроме того, в судебном заседание достоверно установлено, что мониторинг  выполнения оператором связи требований по ограничению доступа в сети «Интернет» проведен <ДАТА2>, в ходе которого обнаружено неисполнение оператором связи ООО «РегионТелеком», оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.13.34 КоАП РФ является длящимся. В силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Соответственно датой совершения ООО «РегионТелеком» административного правонарушения, предусмотренного ст.13.34 КоАП РФ является <ДАТА2> В связи с этим п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит.

Довод представителя ООО «РегионТелеком» Тривоженко Д.А. о недопустимости имеющихся в деле доказательств несостоятелен в силу следующего:

Пунктом 3 части 5 статьи 27 Закона № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований.

Таким образом, Управление Роскомнадзора по Иркутской области было уполномочено проводить внеплановую проверку, в ходе которой выявлено нарушение обязательных требований, выразившихся в неисполнении оператором связи ООО «РегионТелеком», оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Акт мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА2>и протокол мониторинга <НОМЕР> от <ДАТА2> подписаны электронной подписью директора филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» <ФИО4>, оснований не доверять данным документам у суда не имеется.

Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА26> оформлен с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Грубых нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ, влекущих не доказанность вины  ООО «РегионТелеком» и влекущих признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, должностным лицом допущено не было.

Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА26> составлен в присутствии представителя ООО «РегионТелеком» Тугаринова П.Н., которыйбыл ознакомлен с протоколом, получил его копию,  замечания по содержанию протокола не представил.

Письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие вину лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Ходатайство директора ООО «РегионТелеком» Коновалова Б.А. о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение суд расценивает как признание вины и относит это обстоятельство к смягчающим вину. Кроме того к смягчающим вину обстоятельствам суд относит то, что ООО «РегионТелеком» впервые привлекается к административной ответственности.

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения  ООО «РегионТелеком» минимального наказания, предусмотренного санкцией  части 13.34 КоАП РФ в виде административного штрафа.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «РегионТелеком» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 13.34 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

С зачислением на следующие реквизиты: УФК по Иркутской области (Управление Роскомнадзора по Иркутской области) лицевой счет 04341А20350, ИНН 3808108956, КПП 380801001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области БИК 042520001, Счет 40101810900000010001ОКТМО 25701000, КБК 09611690040046000140 УИН <НОМЕР>. Разъяснить ООО «РегионТелеком», что согласно статье 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае не предоставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок, мировой судья направляет постановление о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения. Согласно ч. 1 статье 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Иркутска через мирового судью по 2 судебному участку Октябрьского района г. Иркутска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья М.Н.Косарева