Дело № 2а-3798/2019, 51RS0002-01-2019-004823-11
Решение в окончательной форме составлено 10.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Дурягиной М.С.,
при секретаре Мироненко О.В.,
помощнике судьи Барановой Н.Н.,
с участием судебного пристава-исполнителя ОСП *** ФИО1., представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП *** УФССП по Мурманской области ФИО3 по исполнению требований статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устранении нарушения прав,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Страхового акционерного общества «ВСК» (далее САО «ВСК») Белли А.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю *** УФССП по Мурманской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области.
В обоснование заявленных требований указал, что *** административным ответчиком было возбуждено исполнительное производство №***-ИП, на основании исполнительного документа №***, выданного *** судом ***, ***.
САО «ВСК» является стороной указанного исполнительного производства №***-ИП.
Согласно части 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
При этом, действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом не осуществлены в нарушение статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве.
В связи с указанным, полагая факт бездействия судебного пристава-исполнителя установленным, просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава ОСП *** УФССП по Мурманской области ФИО3 по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также обязать административного ответчика исполнить требования, содержащие в исполнительном документе, в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания, предоставить документы об окончании исполнительного производства (акт о невозможности взыскания, постановление об окончании производства, подлинник исполнительного документа) и направить в адрес административного истца.
В судебное заседание представитель административного истца САО «ВСК» Белли А.В. не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела представитель Белли А.В. и САО «ВСК» извещены судом надлежаще. Представитель Белли А.В. в просительной части административного иска просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик судебный пристав исполнитель ОСП *** УФССП по Мурманской области ФИО3 в предварительном судебном заседании, замещающий ее судебный пристав-исполнитель ФИО1, а также представитель административного ответчика УФССП по Мурманской области ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения по существу административного иска, а также исполнительное производство №***-ИП на обозрение суду, копия которого приобщена в материалы дела.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев оригинал исполнительного производства №***-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, свободы либо законные интересы административного истца не были нарушены.
Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Анализ приведенных норм статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет прийти к выводу, что истечение двухмесячного срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не влечет утрату взыскателем прав на удовлетворение своих требований, поскольку указанный срок не является пресекательным. Следовательно, истечение двухмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа само по себе прав взыскателя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В судебном заседании установлено, что *** на основании решения *** суда *** от *** №*** выдан исполнительный лист серии ФС №*** о взыскании с ФИО4 в пользу СОАО «ВСК» в лице филиала в городе Мурманске ущерба в размере 120000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3600 рублей, а всего 123600 рублей.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП *** УФССП по Мурманской области возбуждено исполнительное производство №***-ИП, о чем *** вынесено постановление.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП *** от *** указанное исполнительное производство объединено с исполнительным производством №***-ИП в сводное, сводному исполнительному производству присвоен №***.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП *** *** вынесены два постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на двух счетах, открытых на имя должника в ПАО «***».
У должника *** отобрано объяснение, в котором ФИО4 просил удерживать долг из его заработной платы и предоставил справку работодателя, содержащую реквизиты счета, на который перечисляется заработная плата.
Поскольку требования исполнительного документа не были исполнены должником в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем *** вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Кроме того, *** судебным приставом вынесено постановление о направлении исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника – ММБУ УДХ, где требования исполнительного документа исполняются до настоящего времени.
В *** года взыскателю, в ответ на обращение представителя взыскателя, направлено письмо, содержащее сведения о размере задолженности по состоянию на ***, которая составила 48903,35 рублей, о том, что погашение задолженности осуществляется удержанием из заработной платы должника в размере 50%, о том, что судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящие в банке, по которым поступления денежных средств не было, об отсутствии у должника на праве собственности движимого и недвижимого имущества, также разъяснено право на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом – исполнителем неоднократно, а именно ***, ***, *** вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, а также *** вынесено постановление о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства должника.
В июле 2019 года судебным приставом- исполнителем осуществлен выход по месту регистрации должника, должник двери не открыл.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по состоянию на *** взыскателю перечислена денежная сумма в размере 107566,03 рублей. По состоянию на день рассмотрения дела в суде остаток задолженности по сведениям судебного пристава-исполнителя составляет 16033,97 рублей.
Из пояснений административных ответчиков в судебном заседании следует, что в рамках исполнительного производства, применительно к требованиям статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве), судебный пристав- исполнитель вправе совершать следующие действия.
В частности, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Между тем должником предоставлена информация: о месте работы (с приложением копии трудовой книжки), объяснение с необходимыми контактными данными должника и сведения об имуществе (его отсутствии). Место получения дохода должник не изменил, денежные средства поступают с места получения дохода регулярно, дополнительно вызывать должника к судебному приставу-исполнителю в настоящее время отсутствует необходимость.
Кроме того, запрашивать необходимые сведения, получать объяснения, информацию, справки. Реализуя данное право, судебным приставом-исполнителем ежеквартально запрашиваются сведения у регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД, кредитные организации) для получения актуальных сведений об имуществе должника.
Кроме того, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов. Вместе с тем, поскольку нарушений порядка перечислений удержаний из доходов должника со стороны ММБУ «УДХ» не установлено, денежные средства поступают на депозитный счет ОСП ***, необходимость проведения проверки бухгалтерии в настоящее время отсутствует.
Кроме того, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Вместе с тем, поскольку требования исполнительного документа исполняются, должник не уклоняется от исполнения требований исполнительного документа, поручения судебным приставом- исполнителем не направлялись.
Кроме того, входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другим лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов. Поскольку у должника отсутствуют в собственности нежилые помещения, также должник не является лицом, которое занимает нежилое помещение на каких — либо условиях, судебным приставом-исполнителем не осуществлялись выходы в нежилые помещения при ведении данного исполнительного производства.
Кроме того, с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава-исполнителя (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселения должника- без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение. Между тем, поскольку должник не уклоняется от исполнения исполнительного документа, сведения предоставил в полном объеме, необходимость в проведении указанных действий отсутствует.
В целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав вправе накладывать арест на имущество должника, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. Согласно ответам регистрирующих органов на имя должника не зарегистрировано имущество, на которое возможно обращение взыскание. Ввиду отсутствия имущества не имеется необходимости производить действия, указанные в п. 8,9 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, производить розыск должника, его имущества, самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел. В соответствии с ч. 5 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» розыск должника или его имущества производится по заявлению взыскателя. В данном исполнительном производстве заявлений взыскателя о розыске должника или его имущества не поступало.
Кроме того, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию. При ведении исполнительного производства необходимая информация была запрошена, должником предоставлены все необходимые сведения для надлежащего исполнения требований исполнительного документа (о месте получения дохода, имущественном положении).
Кроме того, рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве. Поступившее со стороны взыскателя заявление, было рассмотрено судебным приставом, ответ направлен взыскателю, иных обращений не поступало.
Кроме того, взыскивать исполнительский сбор. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено ***, что подтверждается материалами исполнительного производства.
Кроме того, обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника, принадлежащего ему имущества, между тем имущество, подлежащее принудительной регистрации права собственности и на которое возможно обращение взыскания и зарегистрированное на имя должника, не установлено.
Кроме того, устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ. В материалах исполнительного производства находятся постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ, вынесенные при ведении исполнительного производства, подтверждающие факт проведения данного исполнительного действия.
Кроме того, устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 67(1) ФЗ «Об исполнительном производстве» временное ограничение на пользование должником специальным правом выносится при неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и ( или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом. Рассматриваемое исполнительное производство не содержит названных требований, и временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться.
Кроме того, проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8 (1), и части 1 статьи 9 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны предоставить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы. Исполнительный документ в рассматриваемом случае не направлялся взыскателем в кредитную организацию, а также не направлялся взыскателем должнику по месту получения дохода. Данная норма не может быть применена при ведении исполнительного производства, поскольку регулирует подачу и контроль исполнения исполнительных документов в кредитные организации или по месту получения дохода должником непосредственно взыскателем.
Производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств нет необходимости, поскольку в ОСП *** отсутствуют исполнительные документы, подтверждающие наличие обязательств сторон по отношению к друг другу. Исполнительные производства о взыскании денежных средств с САО «ВСК» в пользу ФИО4 не возбуждались, исполнительные документы не предъявлялись. Требования статьи о проведении зачета однородных требований между взыскателем и должником не подлежат применению.
Реализуя право совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, при ведении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем получены объяснения от должника, осуществлялись выходы по месту регистрации должника (отсутствовал по месту регистрации). К административной ответственности должник не привлекался в связи с отсутствием фактов совершения им административных правонарушений.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами исполнительного производства, пояснениями административных ответчиков в судебном заседании. Доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП *** УФССП по Мурманской области ФИО3 по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ввиду того, что факт бездействия судебного пристава- исполнителя по исполнению требований статьи 64 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» не нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Напротив, материалы исполнительного производства и пояснения административных ответчиков свидетельствуют о принятии судебным приставом- исполнителем полного комплекса мер, в рамках предоставленных полномочий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, установленный частью 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с частью 8 указанной статьи не является пресекательным, и его истечение не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства, в связи с чем прав взыскателя не нарушает. Доказательств нарушения прав взыскателя в соответствии с требованиями ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено. При этом бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом, что в рассматриваемом случае не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку действия судебного пристава-исполнителя ОСП *** ФИО3 соответствуют требованиям статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», ею были предприняты все предусмотренные законом меры для исполнения требований исполнительного документа, каких-либо нарушений Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствующих о бездействии судебного пристава-исполнителя не установлено. Поскольку суд отказывает в удовлетворении первоначальных требований, требования о возложении обязанности на административного ответчика исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, а в случае отсутствия перспективы взыскания обязать предоставить документы об окончании исполнительного производства (акт о невозможности взыскания, постановление об окончании производства, подлинник исполнительного документа) и направить в адрес административного истца также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от первоначальных требований в удовлетворении которых отказано. Срок на подачу административного иска не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Страхового акционерного общества «ВСК» о признании незаконным бездействие судебного пристава ОСП *** УФССП по Мурманской области ФИО3 по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также обязании административного ответчика исполнить требования, содержащие в исполнительном документе, в случае установления факта отсутствия перспективы взыскания, предоставить документы об окончании исполнительного производства (акт о невозможности взыскания, постановление об окончании производства, подлинник исполнительного документа) и направить в адрес административного истца - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись М.С. Дурягина