Решение по делу № 5-262/2021 от 26.05.2021

Дело №5-262/2021г.                                                                               

                                                               П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                              по делу об административном правонарушении

26 мая 2021 года                                                                                                                                 г. Махачкала

    

     Мировой судья судебного участка №13 Советского района гор. Махачкалы Султанов Р.С. (г. Махачкала ул. И.Казака, д.2 «а», Республики Дагестан), с участием представителя Исаева <ФИО> рассмотрев в открытом судебном заседании дело об  административном правонарушении в отношении:

Юридического лица - Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий», расположенного по адресу: г.Махачкала, ул. <АДРЕС>, <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, в совершении административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

                                                                       У с т а н о в и л;

     16 апреля 2021 года ведущим специалистом-экспертом УНКСО Министерства образования и науки РД в отношении Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации - Академия «Каспий» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному протоколу, 01.03.2021г. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации - Академия «Каспий» в нарушение ч.6 ст. 93 ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не исполнила предписание 5-1/21 от 27.01.2021г., что подтверждается актом внеплановой документарной проверки от 16.04.2021 г №5/21-2 (не исполнен пункт 1 предписания от 27.01.2021г. №5-1/21).

     Действия Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации - Академия «Каспий» квалифицированны по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

     В суд явился представитель  юридического лица - Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации - Академия «Каспий» - Исаев <ФИО> которому были разъяснены процессуальные права,  предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.

     В соответствии со ст. 29.7. Ко АП РФ, по ходатайству Исаева <ФИО> к делу об административном правонарушении приобщены в заверенных копиях: постановление Советского районного суда г. Махачкалы от 30.03.2021г.; отчет об исполнении предписания №5-3/21; приказ Рособрнадзора от 30.03.2020 №427; письмо Рособрнадзора от 22.06.2018г. №Зв-6577 05-6562; гражданско-правовые договора с педагогическими работниками в количестве 3 штук.

     В судебном заседании представитель Исаев <ФИО> показал, что с протоколом об административном правонарушении не согласен по следующим основаниям: составом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.   Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности (Постановление Верхового суда РД от 4 июня 2018 года N 4а-327/2018). Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии, либо отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5. КоАП РФ. Ранее, Советский районный суд г. Махачкалы дал оценку законности обстоятельствам, изложенным в предписании № 5-1/21, который вынес 30.03.2021г. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (Приложение №2). Судом было установлено, что действия юридического лица - Академия «Каспий», которая привлекла педагогических работников на основании договоров на оказание услуг по обучению, но не заключившего с ними трудовые договоры, не являются нарушением пп. «д» п. 6 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», следовательно, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Академия «Каспий», своевременно, 26.02.2021 представила в Министерство образования и науки РД Отчет об исполнении предписания № 5-1/21 (Приложение №3). В ранее действовавшем Положении «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 в подп. «д» п. 6, было установлено требование к лицензиату: «наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры». Постановлением Правительства РФ от 03.12.2015 № 1313 "О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности" требование о наличии в штате педагогических работников, заключивших с лицензиатом только трудовые договоры, было исключено из Положения о лицензировании образовательной деятельности (слова "педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры" заменены словами "в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников"). Таким образом, Положение о лицензировании образовательной деятельности (действующей в настоящее время редакции) допускает привлечение лицензиатом педагогических работников на ином законном основании. Вывод проверяющих о недопустимости заключения гражданско-правовых договоров с педагогическими работниками противоречит Приказу Рособрнадзора от 30.03.2020 № 427 «Об утверждении Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (Приложение №4), в подпункте 4 пункта 10 которого в перечне документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемой организации» содержатся также и договоры гражданско-правового характера, заключенные с педагогическими работниками, привлекаемыми к реализации образовательных программ. Рособрнадзор в своем письме от 22.06.2018 № 3в-6577/05-6562 (Приложение №5) отметил, что «ограничений по применению гражданско-правового договора в сфере образования не установлено». Данный вывод подтверждается и примерами из судебной практики. Так, в Постановлении от 25.02.2016 по делу N 4А-197-16 Кемеровский областной суд пришел к выводу, что действия учебного центра, привлекшего педагогических работников на основании договоров на оказание услуг по обучению, но не заключившего с ними трудовые договоры, не являются нарушением лицензионных требований, следовательно, не образуют состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. В Постановлении семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 № 17АП-10725/2019-АК сделан вывод, что, исходя из буквального толкования Положения «О лицензировании образовательной деятельности» допускается привлечение лицензиатом педагогических работников на ином законном основании. В ст. 779 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность заключения гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг, в том числе, связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. Таким образом, привлечение педагогических работников на основании договоров на оказание услуг (гражданско-правовых договоров), не является нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности. Предписание № 5-1/21 необоснованно и незаконно.

     Просит прекратить в отношении учреждения дела об административном правонарушении.

     Исследовав протокол об административном правонарушении, составленный  в отношении юридического лица - Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации - Академия «Каспий» и приложенные документы, суд приходит к следующему.

     В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

     Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

     Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении указанного субъекта, законным признать нельзя по следующим основаниям.

     Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

     Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

     Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

     Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

     Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением надзора и контроля в сфере образования  Министерства образования и науки РД было выдано предписание №5-1/21 от 27.01.2021г. ЧУДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий», со сроком исполнения до 01 марта 2021г.

    Как следует из текста выданного предписания, учреждение обязано было в срок до 01.03.2021г. принять меры и устранить выявленные нарушения и условия, причины, способствующих их совершению; при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих обязанностей; предоставить в Министерство образования и науки РД отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания.

     Судом установлено, что ЧУДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий» 26.02.2021г. предоставила отчет об исполнении выданного предписания 5-1/21 от 27.01.2021г., т.е. в срок до 01.03.2021г., который был установлен административным органом.

      Постановлением Советского районного суда г. Махачкалы от 30.03.2021г., вступившего в законную силу по делу об административном правонарушении в отношении ЧУДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий» по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, было прекращено за отсутствием состава правонарушения.

      Из указанного постановления установлено, что действия ЧУДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий», которая привлекла педагогических работников на основании договоров на оказание услуг по обучению, но не заключившего с ними трудовые договоры, не является нарушением пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, следовательно, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

     В соответствии с пп. «г» п.7  Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020г. №1490, лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

      Таким образом, исходя из буквального толкования пп. «г» п.7  Положения «О лицензировании образовательной деятельности» (действующей в настоящее время редакции Постановления Правительства РФ от 18.09.2020г. №1490 допускается привлечение лицензиатом педагогических работников на ином законном основании, отсылочные нормы ст. 779 ГК РФ и ст. 282 ТК РФ.

     Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

     Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

     В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и все неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу этого лица.

     В силу изложенного, суд не находит вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

     На основании ст.23.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29.1- 29.11 КоАП РФ,

                                                                   П о с т а н о в и л ; Производство по делу обадминистративном правонарушении в отношении юридического лица - Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия «Каспий»  по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

     Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.

     Постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ в Советский районный суд г.Махачкала через мирового судью в течение 10-суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                                                         Р.С.Султанов

5-262/2021

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Ответчики
ЧУДПО "Махачкалинский центр повышения квалификации -Академия "Каспий"
Суд
Судебный участок № 13 Советского района г. Махачкалы
Судья
Султанов Рустам Султанович
Статьи

ст. 19.5 ч. 1

Дело на странице суда
13.dag.msudrf.ru
08.12.2021Подготовка к рассмотрению
26.05.2021Рассмотрение дела
26.05.2021Прекращение производства
26.05.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее