Судья – Бузмакова О.В.
Дело № 33 – 1469/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Горбуновой О.А., Кириенко Е.В.,
с участием прокурора Зелениной М.В.,
при секретаре Селезневой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 08 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе Администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 17 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Администрации города Перми в удовлетворении иска к Лузину Р.А. о взыскании с администрации города Перми в его пользу возмещения за принадлежащие ему 1/180 долю в праве общей долевой собственности на домовладение, состоящее из 2-х жилых домов с надворными постройками, общей площадью 237 кв.м. (лит. А, А1, Б) по адресу: ****, а также за долю в праве долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок площадью 1355 кв.м. (кадастровый номер **) под жилыми домами по адресу: ****, прекращении права собственности Лузина Р.А. на 1/180 долю в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: ****, а также на 1/180 долю в праве долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок под жилыми домами по адресу: ****, признании Лузина Р.А. утратившим право пользования данными домовладением и земельным участком, выселении его из данного домовладения без предоставления другого жилого помещения и о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на 1/180 долю в праве общей долевой собственности на домовладение, состоящее из 2-х жилых домов с надворными постройками, общей площадью 237 кв.м. (лит. А, А1, Б) по адресу: **** и на 1/180 долю в праве долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок на земельный участок площадью 1355 кв.м. (кадастровый номер **) под жилыми домами по адресу: ****, отказать».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя ответчика по доверенности Глуховой С.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Перми обратилась с иском к Лузину Р.А. о взыскании с администрации г.Перми в пользу ответчика возмещения в размере *** рублей за принадлежащую ответчику 1/180 долю в праве общей долевой собственности на домовладение, состоящее из 2-х жилых домов с надворными постройками общей площадью 237 кв.м (лит. А,А1,Б) по адресу: ****, а также за 1/180 долю в праве долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок площадью 1355 кв.м (кадастровый № **) под жилыми домами по ул.**** в г.Перми, прекратив право собственности ответчика на указанные доли в домовладении и общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок под жилыми домами, признав ответчика утратившим право пользования домовладением и общим имуществом в многоквартирных домах с выселением без предоставления другого жилого помещения; признании права собственности на указанные доли домовладения и на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, за муниципальным образованием город Пермь.
Исковые требования мотивированы тем, что на заключениями межведомственной комиссии от 14.07.2011 № 140 и 141 спорные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу. В соответствии со ст.32 ЖК РФ распоряжением начальника управления жилищных отношений от 29.10.2012 № СЭД-11-01-04-1172 «О мерах по сносу жилых домов № **, ** по ул.**** Ленинского района» собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения в течение 30 дней с момента получения уведомления, снести аварийные дома в течение 60 дней с момента получения уведомления. Учитывая, что в указанный срок дома не снесены, 01.03.2016 начальником управления жилищных отношений вынесено постановление № СЭД-11-01-04-43 «Об изъятии жилых помещений в доме № ** литер А,Б по ул. **** Ленинского района г.Перми». Распоряжением начальника департамента земельных отношений от 26.02.2016 № 372 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» предписано изъять для муниципальных нужд земельный участок под указанным многоквартирным домом по ул.****. Согласно оценочному отчету № ** от 14.06.2016, выполненному ООО «Авангард», рыночная стоимость изымаемого домовладения, состоящего из двух жилых домов с надворными постройками, составила *** рублей, включая рыночную стоимость домовладения с надворными постройками, земельного участка, относящегося к домовладению, и размер убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием жилого помещения; размер возмещения, подлежащего взысканию в пользу ответчика, определен пропорционально принадлежащей ответчику доли; ответчик отказался от заключения договора об изъятии жилого помещения, в связи с чем администрация г.Перми вынуждена обратиться в суд с требованием о принудительном его изъятии.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласен истец – Администрация г.Перми, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Доводы жалобы аналогичны основаниям иска и позиции истца при рассмотрении дела. Дополнительно указано на необоснованность вывода суда о необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной ч.11 ст.32 ЖК РФ, так как в рамках реализации региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края за 2013-2017 годы администрацией г.Перми выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные ч.10 ст.32 ЖК РФ; решение о развитии застроенной территории принято после того, как дом по ул.**** был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и после того, как администрацией г.Перми была начата процедура по изъятию жилых помещений в указанном доме в порядке ч.10 ст.32 ЖК РФ. По своей сути вывод суда о необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной ч.11 ст.32 ЖК РФ, сводится к повторному предъявлению собственникам дома требования о сносе, что не свидетельствует о нарушении их прав при признании дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, с момента получения распоряжения от 29.10.2012 и до рассмотрения настоящего дела собственниками не предприняты какие-либо меры по реализации своих прав по сносу дома или осуществлению намерений по его реконструкции.
Прокурором Ленинского района г.Перми представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Лузину Р.А. (ответчик) принадлежит 1/180 доля в праве общей собственности на домовладение, состоящее из 2-х жилых домов с надворными постройками общей площадью 237 кв.м (лит. А,А1,Б) по адресу: ****, и право общей долевой собственности (доля в праве 1/180) на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок общей площадью 1355 кв.м (кадастровый номер **) под указанными жилыми домами, на основании статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Строения (лит.А (А1,А2), Б) по ул.**** г.Перми 14.07.2011 обследованы межведомственной комиссией при администрации Ленинского района г.Перми, по результатам обследования оформлены акты № 140 и № 141, на основании которых с учетом технического заключения «Проектный институт «Пермжилкоммунпроект» и акта обследования ГУП«ЦТИ» Пермского края межведомственной комиссией сделаны заключения от 14.07.2011 № 140 и № 141 о признании частного многоквартирного жилого дома № ** (лит. А (А1,А2), Б) г.Перми (возведены до 1917 года) аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми (далее по тексту - УЖО) от 29.10.2012 № СЭД-11-01-04-1172 «О мерах по сносу жилых домов № **, ** по ул.**** Ленинского района г.Перми» собственникам жилых помещений в данных
домах предписано освободить жилые помещения в течение 30 дней с момента получения уведомления, снести аварийные дома в течение 60 дней с момента получения уведомления.
Данное распоряжение вместе с уведомлением от 30.01.2013 о сносе аварийного дома с разъяснением действий, предписанных к совершению собственникам, и последствий, если такие действия совершены не будут, ответчику направлено по месту его регистрации (****); получены ответчиком 11.02.2013.
Дом №** на ул.**** не снесен; 26.02.2016 распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми № 372 на основании статей 11, 49, 56.2, 56.3 ЗК РФ и частей 10,: 11 ст.32 ЖК РФ, заключений межведомственной комиссии при администрации Ленинского района г.Перми от 14.07.2011 № 140 и № 141 для муниципальных нужд изъят земельный участок с кадастровым № ** по ул.**** в г.Перми.
01.03.2016 распоряжением начальника УЖО № СЭД-11-01-04-43 принято решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в доме № ** на ул.**** г.Перми в виде девяти квартир, которые фактически имеются в данном домовладении, исходя из данных технического паспорта.
Копии распоряжений начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми № 372 и начальника УЖО от 01.03.2016 № СЭД-11-01-04-43 направлялись ответчику с уведомлением от 03.03.2016, к которому прилагался также проект договора об изъятии принадлежащей ответчику доли домовладения и доли в общем имуществе (направлены фактически 10.03.2016); указанные документы возвращены в адрес УЖО в связи с истечением срока хранения и неполучения адресатом.
Договор о выкупе спорного имущества сторонами не заключен.
25.10.2011 Пермской городской Думой принято решение № 205 «Об утверждении муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2015 годы», данным решением в адресный перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу или реконструкции, изначально был включен дом № 38 на ул.Окулова г.Перми.
15.05.2015 постановлением администрации г.Перми № 275 «О развитии застроенной территории, ограниченной ул.Окулова, ул.Александра Матросова, ул. Монастырской, ул.Крисанова в Ленинском районе г.Перми (квартал № 9)» также утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, к которым относятся дома с адресами: ул. ****, ул. ****.
12.01.2015 между администрацией г.Перми в лице УЖО и ООО «Телта-МБ» заключен договор о развитии застроенной территории № 1-УЖО-РЗТ, ограниченной ул.Окулова, ул.Александра Матросова, ул.Монастырской, ул.Крисанова в Ленинском районе г.Перми (квартал № 9), в состав которой входит адрес: ул. **** (2 строения)
При разрешении спора суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Администрацией г.Перми. При этом суд исходил из того, что совершенные истцом действия по направлению ответчику соответствующих распоряжений, уведомлений, проекта договора изъятия спорного имущества, не могут рассматриваться в качестве достаточных обстоятельств для удовлетворения иска, поскольку администрацией г.Перми не соблюдена процедура, предусмотренная частью 11 статьи 32 ЖК РФ.
Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права (ст.32 ЖК РФ), регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и основанием к его отмене не являются.
В соответствии с ч.11 ст.32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, данным в абз.3 подп. «г» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Положения правовой нормы ч.11 ст.32 ЖК РФ являются императивными, в связи с чем при установленных обстоятельствах подлежали соблюдению администрацией г.Перми в рамках реализации процедуры изъятия спорного имущества.
Поскольку установленная законом процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, истцом не соблюдена, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований независимо от выполнения требований ч.10 ст.32 ЖК РФ, о чем указано заявителем жалобы.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которых коллегией не установлено. Доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь, ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 17.11.2016 г. оставить без изменения апелляционную. жалобу администрации г.Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: