Решение по делу № 5-768/2018 от 11.12.2018

        Дело № 5-768/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 декабря 2018 года                                                                                                            с. Белозерское

            Мировой судья судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области Самаева Алья Анатольевна (Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Советская, 38), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленное врио начальника Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области Соколовым А.Н., в отношении юридического лица:

           

Администрации Памятинского сельсовета Белозерского района Курганской области, зарегистрированного по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Памятное, ул. Данилова, 30, ИНН 4504004403, дата государственной регистрации 26.12.2001, ОГРН 1024501416521, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Администрация Памятинского сельсовета Белозерского района Курганской области, зарегистрированное по адресу: Курганская область, Белозерский район, с. Памятное, ул. Данилова, д. 30, в установленный срок до 16.09.2018 не исполнило законное предписание начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах № 15-01/10 от 24.04.2018 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, а именно юридическое лицо не устранило следующие нарушения:

            - п. 1.1, не ликвидировало несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, ориентировочной площадью 20 000 кв.м., с местоположением: Курганская область, Белозерский район, 0,5 км севернее с. Памятное;

- п. 1.2, не ликвидировало несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, ориентировочной площадью 10 000 кв.м., с местоположением: Курганская область, Белозерский район, 0,5 км северно-восточнее д. Волосниково, что является нарушением ст. 11, 21, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2, 6, 7 ст. 12, ст. 13. п.п. 1, 3 ст. 13.4. Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления»; п.п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».

В ходе рассмотрения дела законный представитель юридического лица Радченко Т.А. с протоколом об административном правонарушении согласилась, вину в совершении данного административного правонарушения признала частично. При этом пояснила, что предписание не исполнено, ввиду отсутствия денежных средств. Действительно на указанных земельных участках имеются несанкционированные свалки ТБО, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. По ранее выданному предписанию Россельхознадзора Администрацией Памятинского сельсовета проводится работа по переводу указанных земель из указанной категории, в частности проводится их межевание по договору со сроком исполнения до <ДАТА7> Данные свалки образованы населением, которые складирую мусор на протяжении более 10 лет. Данный мусор сжигать нельзя, вывезти его невозможно ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 24.04.2018 Администрации Памятинского сельсовета выдано предписание № 15-01/10 о необходимости в срок до 16.09.2018 принять меры по устранению нарушений ст. 11, 21, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2, 6, 7 ст. 12, ст. 13. п.п. 1, 3, 6 ст. 13.4. Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления» и ликвидировать: несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, ориентировочной площадью 20 000 кв.м., с местоположением: Курганская область, Белозерский район, 0,5 км севернее с. Памятное; несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, ориентировочной площадью 10 000 кв.м., с местоположением: Курганская область, Белозерский район, 0,5км северно-восточнее д. Волосниково.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

Государственный надзор на территории Белозерского района Курганской области в сфере соблюдения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей осуществляет Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (п. 9.1 положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, утвержденный приказом № 71 от 25.04.2007).

К должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль в названной сфере образования, в частности, относятся специалисты-эксперты.

Согласно п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Предъявляемые территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах требования указанные в предписании от 06.03.2018 основаны на положениях Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления».

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 введены в действия Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03.

В соответствии с п. 3.7 указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Действующим законодательством решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.

На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе иных к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Закрепление за органами местного самоуправления поселений полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также пунктами 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Зафиксированные в предписании нарушения вышеизложенных требований санитарного законодательства законным представителем юридического лица не оспаривались, упомянутые свалки являются несанкционированными, расположены землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования.

При изложенных обстоятельствах, предписание № 15-01/10 от 24.04.2018, вынесенное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора (контроля) в данной сфере, является законным, а также проверка исполнения предписания осуществлена в установленном законом порядке, с соблюдением прав поднадзорного субъекта, о чем свидетельствуют представленные распоряжения, с которыми законный представитель юридического лица ознакомлен, и что согласуется с требованиями ст. 14, 16 Федерального Закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Согласно акту проверки № 15-01/61 от 13.11.2018 Администрация Памятинского сельсовета указанные пункты предписания в установленный срок до 16.09.2018 не исполнило.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация Администрации Памятинского сельсовета от 11.12.2018, согласно которой на проведение мероприятий по благоустройству в бюджете сельсовета денежных средств не имеется, не свидетельствует об отсутствии вины учреждения по следующим основаниям.

Отсутствие средств не исключает вину юридического лица в неисполнении законного предписания об устранении нарушении норм санитарного законодательства, поскольку, учитывая положение ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным

Санитарные правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Следовательно, выполнение требований санитарного законодательства обязательно для юридических и физических лиц в процессе всей их деятельности, а не только по специальному предписанию должностного лица органа государственного контроля (надзора). Вопросы финансирования должны разрешаться до начала осуществления деятельности, в процессе которой может возникнуть угроза жизни или здоровью граждан.

Доводы законного представителя юридического лица не влияют на вывод суда о его виновности. Поскольку каких-либо доказательств того, что у Администрации Памятинского сельсовета не имелось возможности для исполнения выданного предписания в установленный срок, а также того, что ею были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела и судебном заседании представлено не было.

Таким образом, вина Администрации Памятинского сельсовета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 15-1/91 от 15.11.2018, копией предписания № 15-01/10 от 24.04.2018, актом проверки от 13.11.2018, 24.04.2018, иными материалами дела.

Оценив в совокупности представленные материалы, суд находит вышеназванное предписание законным, и квалифицирует действия Администрации Памятинского сельсовета по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

            Согласно ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих  административную ответственность, судом не установлено.

При назначении административного наказания мировым судьей учитываются: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о назначении юридическому лицу административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа, но не максимальном размере, что будет отвечать целям административного наказания, направленным на предупреждение совершения новых правонарушений.

            На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 19.5, ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ: 

   Администрацию Памятинского сельсовета Белозерского района Курганской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

            Штраф внести на расчетный счет получателя: Управление Федерального казначейства по Курганской области (Взыскатель: Управление Роспотребнадзора по Курганской области, место нахождения: 640020, г. Курган, ул. Куйбышева, 46, дата регистрации в качестве юридического лица 16.03.2005) ИНН 4501113122, КПП 450101001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, БИК 043735001, р/с 40101810000000010002, л/с 04431787770, ОКТМО 37 604 449 КБК 14111628000016000140.

            Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Квитанцию об уплате штрафа предоставить в суд.

            Копию постановления вручить законному представителю юридического лица Администрации Памятинского сельсовета Белозерского района Курганской области и направить в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах.

            Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Белозерский районный суд Курганской области путем подачи жалобы через мирового судью.  

Мировой судья                                                                                                                        А.А. Самаева