Дело № 2-7233/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский Мировой судья судебного участка №5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Рыбалко О.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску <ФИО1> к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО1> обратилась суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд социального страхования), ссылаясь на те обстоятельства, что является инвалидом 3 группы. Министерство здравоохранения Камчатского края выдало ей направление в счет квоты региона на лечение в <ОБЕЗЛИЧЕНО>» г. Хабаровска. Вместе с тем ответчик отказался обеспечить ее проездными документами, в связи с тем, что государственный контракт с перевозчиками на день обращения истца не был. Учитывая, что дата госпитализации была определена на <ДАТА2>, авиабилеты по маршруту Петропавловск-Камчатский - Хабаровск и обратно она приобрела за счет собственных средств, израсходовав 19300 руб. По возвращению к месту жительства она вновь обратилась в отделение ФСС с заявлением о возмещении понесенных расходов, однако ей было отказано. Просила взыскать с ответчика, в счет возмещения понесенных расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения, в размере 19300 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст.232.2, 232.3 ГПК РФ.
Представитель ответчика <ФИО3> в письменном отзыве на исковое заявление требования истца полагал необоснованными по изложенным в нем основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 названного Федерального закона реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одно из основных направлений реабилитации инвалидов включает в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 9 ст. 6.1 и п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии со ст. 6.2 указанного Федерального закона дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
На основании указанной нормы приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктами 4.2 и 4.4 указанного Порядка установлено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:
- железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
- авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;
- водным транспортом (третьей категории);
- автомобильным транспортом (общего пользования).
Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Как установлено в судебном заседании <ФИО1> является инвалидом 3 группы (л.д.<ДАТА>).
<ДАТА6> Министерство здравоохранения Камчатского края выдало <ФИО1> направление на лечение согласно вызову в счет квоты региона в <ОБЕЗЛИЧЕНО>» г. Хабаровска, а также талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения в указанное медицинское учреждение и обратно (л.д.10,11).
Для обеспечения бесплатным проездом для следования к месту лечения и обратно <ФИО1> обратилась в отделение ФСС, однако ответчик не обеспечил её проездными документами, ссылаясь на отсутствие заключенного государственного контракта с авиаперевозчиком (л.д.13).
Как следует из выписки из истории болезни с <ДАТА> по <ДАТА7> <ФИО1> находилась на лечении в филиале ФГБУ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» г. Хабаровска (л.д. 14).
Из представленных маршрутных квитанций электронных билетов, посадочных талонов, а также кассовых чеков об оплате билетов следует, что истец осуществила проезд авиационным транспортом <ДАТА8> по направлению Петропавловск-Камчатский - Хабаровск и обратно <ДАТА9> стоимостью 18300 руб. (л.д. 15,16, 18)
По возвращению к месту жительства истец обратилась в отделение ФСС с заявлением об оплате понесенных расходов по приобретению билетов, однако в возмещении расходов было отказано в связи с тем, что компенсация расходов граждан - получателей набора социальных услуг, понесенных ими в связи с приобретением самостоятельно билетов к месту лечения и обратно, законодательством не предусмотрена (л.д. 12).
Учитывая, что вышеприведенные нормы Федерального закона и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 предоставили истцу право бесплатно воспользоваться проездом авиационным транспортом для следования к месту лечения и обратно, а на момент обращения истца к ответчику для предоставления именных направлений для приобретения авиабилетов государственный контракт с перевозчиком заключен не был, приобретение истцом авиабилетов самостоятельно являлось необходимой мерой для следования к месту лечения и обратно, и в связи с этим истец понесла реальные расходы, у ответчика возникли обязательства по выплате истцу денежной суммы в возмещение понесенных им расходов на приобретение авиабилетов.
Несвоевременное заключение государственного контракта по перевозке воздушным транспортом граждан-получателей набора социальных услуг к месту получения государственной социальной помощи и обратно по направлениям органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Довод ответчика о том, что законодательством не предусмотрена компенсация расходов граждан - получателей набора социальных услуг, понесенных ими в связи с приобретением самостоятельно билетов к месту лечения и обратно, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку вышеуказанные нормы закона предоставили истцу право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Сумма, уплаченная истцом за оформление авиабилетов в размере 1000 руб., взысканию с ответчика не подлежит ввиду отсутствия правовых оснований для этого.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорциональной удовлетворенным требованиям в размере 732 руб. Оснований для уменьшения размера взыскиваемой государственной пошлины не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 2324 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск <ФИО1> удовлетворить частично.
Взыскать с государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу <ФИО1> расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 18300 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 732 руб., а всего взыскать 19032 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований <ФИО1> отказать.
Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края через мирового судью в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Мотивированное решение составлено 06 июля 2016 года по заявлению ответчика, изложенного в письменном отзыве на иск.
Мировой судья