Решение по делу № 5-27/2021 от 26.01.2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении протокола об административном правонарушении

28 января 2021 года с.Курах<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка 68 Курахского района Республики Дагестан <ФИО1>, изучив протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составленный в отношении <АДРЕС> и приложенный к протоколу материал,

УСТАНОВИЛ:

В судебный участок №68 Курахского района Республики Дагестан для рассмотрения по существу повторно поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составленный в отношении <АДРЕС> и приложенный к протоколу материал.

Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Положения п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусматривают, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", даны разъяснения, согласно которым, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, ключевое доказательство по административному делу, поскольку в силу закона должен содержать безусловные основания для привлечения к административной ответственности, полное и достоверное описание признаков вменяемого привлекаемому к ответственности лицу правонарушения, отсутствие которых является существенным недостатком.

Установленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях требования к протоколу об административном правонарушении свидетельствуют, что данный процессуальный документ относится к основным доказательствам.

Определением мирового судьи судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан от 29.12.2020 г. протокол об административном правонарушении №49 от 21.12.2020 г. в отношении <АДРЕС> был возвращен в связи с выявлением в нем недостатков.

26.01.2021 г. протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы были повторно направлены мировому судье с указанием на устранение недостатков.

Изучив поступившие материалы, мировой судья полагает, что указания мирового судьи должным образом выполнены не были, что препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.

Из повторно поступивших материалов следует, что содержание протокола об административном правонарушении №49 от 21.12.2020 г. в отношении <АДРЕС> изменено, дата составления протокола изменена на 22.12.2020г.

Между тем, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в постановленных судебных актах, что толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол (Постановление Верховного Суда РФ от <ДАТА7> N 22-АД20-1).

Из поступивших материалов следует, что должностным лицом, без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении и в отсутствие такого лица были внесены изменения, что недопустимо по приведенным выше правилам.

Факт последующего направления в <АДРЕС> протокола об административном правонарушении с внесенными изменениями значения не имеет, поскольку его право на личное участие в процессуальном действии по внесению изменений в протокол об административном правонарушении и корреспондирующее данному праву право на подачу возражений, замечаний после внесения в протокол об административном правонарушении изменений, должностным лицом обеспечено не было.

Доработанный протокол, направленный в суд после устранения недостатков, послуживших основанием для его возвращения административному органу, должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления.

Следовательно, в случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение судьи после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт осведомленности лица обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.

Кроме того протокол об административном правонарушении составлен с существенными недостатками, поскольку в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КОАП РФ в нем не указано время, дата и место совершения <АДРЕС> административного правонарушения, не указан срок исполнения предписания, то есть дата совершения юридическим лицом административного правонарушения, от которой подлежал исчислению срок давности привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Дата, время и место совершения правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны сведения, подтверждающие диспозицию вменяемой статьи, поскольку, суд не вправе дополнительно вменять и увеличивать объем предъявленного обвинения, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Вместе с тем, согласно разъяснений изложенных в п. п. "з" ч. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.

Более того, в силу ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Следовательно, применительно к ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ датой и временем совершения правонарушения является 00 часов 01 минут дня, следующего за днем окончания срока на добровольное исполнение предписания.

В данном случае в нарушение вышеуказанных положений и в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ должностное лицо органа административной юрисдикции не указало дату, время и место совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ вменяемое юридическому лицу. В протоколе имеется только ссылка должностного лица о неисполнении в установленный предписанием от 06.11.2020 г. срок выявленных в ходе проверки нарушений.

Между тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Как следует из диспозиции вышеприведенной нормы, объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение срока исполнения предписания об устранении нарушения законодательства, то есть оно считается оконченным по истечении указанного в предписании срока. Поэтому данное административное правонарушение не является длящимся.

Для квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье необходимо установить в том числе, наличие установленного срока (четко определенной даты) для исполнения выданного предписания, требования об устранении нарушения действующего законодательства, в том числе специальных норм и правил (обязательных требований), которые являются предметом контроля и надзора, наличие в предписании (постановлении, представлении, решении).

В тоже время акт об обнаружении административного правонарушения преждевременно был составлен 02.12.2020 г., поскольку месячный срок для устранения нарушений установлен письменным предупреждением от 06.11.2020 г.

Выявленные недостатки повторно поступившего протокола об административном правонарушении, неполнота произведенных действий не могут быть восполнены в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем материалы подлежат повторному возврату должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

При повторном поступлении протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, с целью соблюдения процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует надлежаще известить <АДРЕС> о времени и месте внесения соответствующих изменений в протокол об административном правонарушении, в случае внесения изменений в протокол об административном правонарушении без участия указанного юридического лица приложить к материалам дела доказательства его извещения о времени и месте внесения изменений в протокол об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 и ч.3 ст.28.2, ст.29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить начальнику отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан <ФИО3> протокол №49 от 22.12.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2> и приложенный к протоколу материал, для устранения недостатков, выявленных судом.

Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в течение 10 дней в Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан.

Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (абзац 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Мировой судья                                                                         <ФИО1>

5-27/2021

Категория:
Административные
Статус:
Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
Ответчики
Дагестанский региональный общественный благотворительный фонд "Маяк"
Суд
Судебный участок № 68 Курахского района
Судья
Эскендаров Мурад Нусретуллахович
Статьи

ст. 19.5 ч. 1

Дело на странице суда
68.dag.msudrf.ru
28.01.2021Подготовка к рассмотрению
26.01.2021Переоформление
11.08.2021Окончание производства
02.02.2021Сдача в архив
26.01.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее