Дело № 5-59/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
08 февраля 2021 года село Карпогоры
Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области, расположенного в с.Карпогоры, ул.Быстрова, д.19 Пинежского района Архангельской области, Ханзина Л.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Порохина Анатолия Викторовича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
у с т а н о в и л:
главный государственный инспектор <ОБЕЗЛИЧЕНО> по пожарному надзору <ОБЕЗЛИЧЕНО> в рамках проведения проверки исполнения юридическим лицом - администрацией МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предписания составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Порохина А.В., не выполнившего в установленный срок до 30.11.2020 пункты 4, 5, 6, 28 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Должностное лицо <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Порохин А.В. в ходе рассмотрения дела показал, что предпринимает меры по устранению 4, 5, 6 пунктов предписания, одновременно сообщил, что здание, в котором располагается администрация МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» постройки конца 19 века, соответственно по требованиям к отопительным печам не соответствует требованиям действующих правил пожарной безопасности, по его мнению, устранить недостатки невозможно, иначе здание просто разрушиться, есть один выход, прекратить топить печи и установить в здании конвекторы, В настоящее время на текущий год в бюджете МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на соблюдение Правил пожарной безопасности предусмотрено 290 тыс. руб., он намерен данные денежные средства израсходовать на устранение данных недостатков. Относительно выполнения п.28 Предписания он затрудняется ответить кому принадлежит земельный участок, на котором располагается свалка древесных отходов, поскольку на земельном участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> расположено здание пилорамы в аренде ИП <ОБЕЗЛИЧЕНО>, свалка древесных отходов (горбыль) организована рядом с пилорамой ИП <ОБЕЗЛИЧЕНО>, принадлежность земельного участка с координатами <ОБЕЗЛИЧЕНО> ему неизвестна.
Заслушав должностное лицо Порохина А.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.12 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей.
Установлено, что администрация МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не выполнила в срок до 30.11.2020 предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара № 23/1/1 от 28.04.2020 в отношении администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» вынесенные должностным лицом отделения надзорной деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 03.02.2021, предписанием №23/1/1 от 28.04.2020 по устранению требований пожарной безопасности частично в с рок до 30.11.2020, распоряжениями от 15.12.2020 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», актом проверки №84 от 20.01.2021, постановлением о вступлении в должность <ОБЕЗЛИЧЕНО> МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» №17-п от 29.05.2020.
Согласно ст.21 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Пунктом 81 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (ред. от 20.09.2019) предусмотрено, что перед началом отопительного сезона руководитель организации, собственники жилых домов (домовладений) обязаны осуществить проверки и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем.
Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.
Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
Согласно пункту 5.11 СП 7.13130.2013 (в ред. от 21.02.2013) «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» дымовые трубы должны быть вертикальными без уступов из глиняного кирпича со стенками толщиной не менее 120 мм или из жаростойкого бетона толщиной не менее 60 мм, с карманами в основаниях глубиной 250 мм с отверстиями для очистки, закрываемыми дверками. Допускается применять дымовые каналы из хризотилоцементных (асбестоцементных) труб или сборных изделий из нержавеющей стали заводской готовности (двухслойных стальных труб с тепловой изоляцией из негорючего материала). При этом температура уходящих газов не должна превышать 300 °C для асбестоцементных труб и 400 °C для труб из нержавеющей стали.
Допускается предусматривать отводы труб под углом до 30° к вертикали с относом не более 1 м; наклонные участки должны быть гладкими, постоянного сечения, площадью не менее площади поперечного сечения вертикальных участков.
В соответствии с.п.5.14 СП 7.13130.2013 размеры разделок в утолщении стенки печи или дымового канала в месте примыкания строительных конструкций следует принимать в соответствии с приложением Б. Разделка должна быть больше толщины перекрытия (потолка) на 70 мм. Опирать или жестко соединять разделку печи с конструкцией здания не следует.
В соответствии с п.5.15 СП 7.13130.2013 зазоры между перекрытиями, стенами, перегородками и разделками должны быть заполнены негорючими материалами.
В силу п.5.20 СП 7.13130.2013 расстояние от наружных поверхностей кирпичных или бетонных дымовых труб до стропил, обрешеток и других деталей кровли из горючих материалов следует предусматривать в свету не менее 130 мм, от керамических труб без изоляции - 250 мм, а при теплоизоляции с сопротивлением теплопередаче 0,3 м2 · град./Вт негорючими или горючими, группы Г1, материалами - 130 мм. Пространство между дымовыми трубами и конструкциями кровли из негорючих и горючих группы Г1 материалов следует перекрывать негорючими кровельными материалами.
В адрес администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» вынесены предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности в срок до 30.11.2020:
- в <ОБЕЗЛИЧЕНО>, д.4:
П.4 Предписания. Перед началом отопительного сезона руководителем организации не осуществлена проверка и ремонт печей, имеющихся в здании администрации. Противопожарные разделки отопительных труб отопительных печей от конструкций чердачного перекрытия из горючих материалов имеют размер меньше требуемого;
П.5 Предписания. Перед началом отопительного сезона руководителем организации не осуществлена проверка и ремонт печей, имеющихся в здании администрации. В чердачном помещении расстояние от наружных поверхностей кирпичных дымовых труб отопительных печей до деталей кровли из горючих материалов в свету составляет менее 130 мм;
П.6 Предписания. Перед началом отопительного сезона руководителем организации не осуществлена проверка и ремонт печей, имеющихся в здании администрации. Дымовые трубы печей в чердачном помещении имеют уступы (часть дымовых треб проложена горизонтально).
Применительно к действующим требованиям пожарной безопасности на момент проведения проверки здание администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в части эксплуатации отопительных печей в нем не соответствует требованиям пожарной безопасности, а потому выявленные недостатки подлежат устранению, следовательно, предписание в части перечисленных выше нарушений является законным и обоснованным.
Согласно п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (ред. от 20.09.2019) запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
В адрес администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» вынесены предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности в срок до 30.11.2020:
- <ОБЕЗЛИЧЕНО>:
П.28 Предписания. На территории населенного пункта в <ОБЕЗЛИЧЕНО>, возле производственного здания по <ОБЕЗЛИЧЕНО>, допускается устройство свалки древесных отходов. Место расположения свалки имеет координаты <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Относительно обоснованности указанного пункта предписания <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации Порохин А.В. пояснил, что не знает, кому на праве собственности (или ином праве) принадлежит земельный участок с указанными в предписании координатами, данный вопрос у него должностное лицо при вынесении предписания, при проверке не выясняли, какие-либо документы не запрашивали. Свалку древесных отходов убирает ИП <ОБЕЗЛИЧЕНО>, поскольку древесные отходы находятся на спорном земельном участке с его пилорамы.
Согласно ст.68 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
Между тем должностным лицом при вынесении предписания не установлено лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом - земельным участком с указанными координатами, абсолютная принадлежность земельного участка МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не установлена.
Вынесение указанного пункта предписания обоснованным не является и подлежит исключению из предписания №23/1/1 от 28.04.2020.
Также в предписании имеются другие пункты со сроком исполнения до 01.03.2021 года, при этом пункты предписания со сроком исполнения до 10.06.2020 исполнены юридическим лицом в срок.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки юридического лица на предмет исполнения предписания должностным лицом установлено неисполнение указанных выше пунктов предписаний со сроком исполнения до 30.11.2020, что явилось поводом для составления в отношении администрации МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Глава Порохин А.В. также пояснил, что в настоящее время администрация предпринимает меры по устранению недостатков в части эксплуатации печей, на эти цели из бюджета поселения направят 290 тыс. руб.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что юридическим лицом предпринимаются меры по устранению недостатков, большая часть нарушений устранено.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.
В п.21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и при отсутствии наступления тяжких последствий от совершенного правонарушения.
Как следует из материалов дела, администрацией МО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предпринимаются меры по устранению нарушения, указанного в предписании, юридическое лицо не бездействует, в связи с чем прихожу к выводу о применении к должностному лицу - <ОБЕЗЛИЧЕНО> администрации муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Порохину А.В. ст.2.9 КоАП РФ и освобождению его от административной ответственности, ограничившись объявлением устного замечания.
На основании ст.2.9, ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Порохина Анатолия Викторовича прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, за малозначительностью административного правонарушения, освободить должностное лицо от административной ответственности с объявлением Порохину А.В. устного замечания.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пинежском районном суде Архангельской области через судебный участок №1 Пинежского судебного района Архангельской области или непосредственно в Пинежский районный суд Архангельской области.
Мировой судья Л.Е. Ханзина