Дело № 5-509/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
п. Октябрьский 02 августа 2021 года
Мировой судья судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области Ручьев Н.М., рассмотрев в помещении судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 14, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район<ОБЕЗЛИЧЕНО>
У С Т А Н О В И Л:
16 июля 2021 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Савинским А.И. составлен протокол №29 СА 053600/2010 об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Устьянский муниципальный район» (далее - администрация), согласно которому 13.06.2021, 16.06.2021 и 06.07.2021 в ходе надзора за безопасностью дорожного движения выявлено, что администрацией, ответственной за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории <ОБЕЗЛИЧЕНО> Устьянского района Архангельской области и за обеспечение безопасности дорожного движения на них, не выполнены в установленный срок мероприятия, указанные в пунктах 1, 2 и 3 законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения № 8868 от 03.06.2021, а именно: не организовало и не обеспечило проведение работ по устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок в срок, установленный предписанием в соответствии с ГОСТ Р50597-2017 (10 суток с момента получения предписания) на участках: <ОБЕЗЛИЧЕНО> ул. <ОБЕЗЛИЧЕНО> (п. 1 предписания): имеются дефекты покрытия проезжей части дороги в виде выбоин и просадок размерами по длине более 15 см, глубиной 5 см и более, общая площадь более 0,2 кв. м, на следующих участках автомобильных дорог: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> дома от №1 до № 12 включительно, у <ОБЕЗЛИЧЕНО>, в том числе у дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 70 см, глубиной 9 см, общей площадью 0,49 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 60 см, глубиной 12 см, общей площадью 0,7 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 150 см, глубиной 8 см, общей площадью 1,5 кв. м., <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект покрытия проезжей части в виде просадки длиной 130 см, глубиной 9 см, общей площадью 1,17 кв. м., у дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект покрытия проезжей части в виде просадки длиной 70 см, глубиной 11 см, общей площадью 0,5 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде просадки длиной 70 см, глубиной 7 см, общей площадью 0,56 кв.м., у дома № 22 справа имеется дефект правой обочины в виде просадки длиной 60 см, глубиной 6 см, общей площадью 0,42 кв.м., что не соответствует требованиям п. 5.2.4, таблица 5.3, п. 5.3.1, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017; не организовало и не обеспечило проведение работ по устранению дефектов обочин в виде просадок, возвышения, занижения относительно проезжей части в срок, установленный предписанием в соответствии с ГОСТ Р50597-2017 (7 суток с момента получения предписания) на участках <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ОБЕЗЛИЧЕНО> до дома <ОБЕЗЛИЧЕНО>(п. 2 предписания): имеются дефекты обочин в виде возвышения и занижения относительно края проезжей части на участках: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ОБЕЗЛИЧЕНО> до дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, в том числе на участке у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 10 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 7 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 6 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 4 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 6 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 9 см, что является нарушением требований п. 5.3.1, 5.3.2, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017; не организовало и не обеспечило проведение работ по обустройству имеющейся водопропускной трубы на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> д. № 12 в том числе наличие с обеих сторон дороги удерживающих откосы насыпи оголовков, в срок, установленный предписанием в соответствии с требованиями ГОСТ 32871-2014 (30 суток с момента получения предписания) (п. 3 предписания): на участке автодороги <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> в месте расположения правой по ходу движения обочины организована водоотводная канава, глубиной до 50 см, сопряженная с краем проезжей части, обочина отсутствует, что не соответствует требованиям п. 5.3.1, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017, в указанном месте расположена водопропускная труба, отсутствуют крайние замыкающие тело трубы элементы - оголовки, удерживающие откосы насыпи по концам трубы, что не соответствует требованиям п. 3.8.2 ГОСТ 32871-2014, ширина земляного полотна и проезжей части на указанном участке дороги составляет от 4.2 до 4.5 метра, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, что является нарушением требований п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, при этом ранее администрация МО «Устьянский муниципальный район» 08.12.2020 привлечена к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, таким образом, администрацией совершено административное правонарушение по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
На судебное заседание законный представитель администрации МО «Устьянский муниципальный район» не явился, юридическое лицо извещено надлежащим образом, направил защитника.
Защитник юридического лица администрации МО «Устьянский муниципальный район» Марков В.А. в судебном заседании пояснил, что с протоколом не согласен, поддержал доводы в представленных письменных возражениях, указал, что Администрация МО «Устьянский муниципальный район» не является субъектом вменяемого административного правонарушения по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, так как полномочия главного распорядителя по осуществлению муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения, организации безопасности дорожного движения переданы Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» (далее - УСиИ) в связи с чем предписание должно быть вынесено в адрес УСиИ. В связи с организационными вопросами, а именно то, что предписание поступило из канцелярии в УСиИ спустя несколько дней, необходимо было подготовить дефектовку, сметный расчет, поиск подрядчика и заключить контакт, администрация не имела реальной возможности для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства, однако приняла все возможные меры для устранения выявленных нарушений. Так УСиИ организовано и обеспечено проведение работ по устранению дефектов дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок, а также дефектов обочин в виде просадок, возвышения, занижения относительно проезжей части на участках <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> до дома № 30, путем заключения договора <ОБЕЗЛИЧЕНО> от 15 июня 2021 года. Работы выполнены 30 июня 2021 года. В части исполнения п. 3 предписания пояснил, что отсутствовала необходимость в организации и обеспечении проведения работ на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО>, д. № 12 по обустройству имеющейся водопропускной трубы в соответствии с требованиями ГОСТ 32871-2014, в т.ч. наличие с обеих сторон дороги удерживающих откосы насыпи оголовков, так как при наличии водопропускной трубы диаметром 300 мм. насыпь откосов не образовывает, труба заложена непосредственно под дорожной рубашкой на глубину в нижней своей части до 0.4 м. Указал, что имеются все условия для признания административного правонарушения малозначительным, освободить администрацию от административной ответственности, ограничиться устным замечанием, а в случае назначения наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ применить исключительные обстоятельства и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера.
Заслушав Маркова В.А., исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ влечет административную ответственность по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993 № 1090, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Все требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (табл. А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в табл. 5.3.
В соответствии с таблицей А.1 - дефекты покрытия проезжей части: под выбоиной понимается - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; под просадкой - деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия.
Согласно таблице 5.3 отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более, размером 0,6 м2, должны устраняться в течение 10 суток.
В силу п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В соответствии с таблицей А.2 - дефекты обочин и разделительных полос: под занижением обочины и разделительной полосы понимается - участки обочины или разделительной полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения.
Согласно таблице 5.4 занижение обочины и разделительной полосы более 4 см должно устраняться в течение 7 суток.
В силу п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки.
В силу п. 2 ст. 30 Закона о безопасности дорожного движения федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со статьями 9 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным Постановлением и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом МВД России от 30.03.2015 № 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» (далее - Регламент).
Пунктом 33 Регламента установлено, что исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры помимо плановых и внеплановых проверок в виде систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Пункт 81 Регламента предусматривает, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В силу п. 83 Регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности.
Пунктом 17, 86 Регламента предусмотрено, что по результатам исполнения государственной функции принимаются решения в том числе, о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности эксплуатации автомобильных дорог. В случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления повседневного надзора за дорожным движением при проведении обследования улично-дорожной сети <ОБЕЗЛИЧЕНО> ст. государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району 31 мая 2021 года выявлены нарушения в эксплуатационном состоянии дорог:
1) имеются дефекты покрытия проезжей части дороги в виде выбоин и просадок размерами по длине более 15 см, глубиной 5 см и более, общая площадь более 0,2 кв. м, на следующих участках автомобильных дорог: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, у <ОБЕЗЛИЧЕНО>, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
2) имеются дефекты обочин в виде просадок, возвышения и занижения относительно края проезжей части на участках автомобильных дорог: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> дома от № 1 до <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, что не соответствует требованиям п. 5.3.1, 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
3) на участке автодороги <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> в месте расположения правой по ходу движения обочины организована водоотводная канава, глубиной до 50 см, сопряженная с краем проезжей части, обочина отсутствует. В указанном месте расположена водопропускная труба, отсутствуют крайние замыкающие тело трубы элементы - оголовки, удерживающие откосы насыпи по концам трубы, что не соответствует требованиям п. 3.8.2 ГОСТ 32871-2014. С обеих сторон дороги у водопропускной трубы отсутствуют направляющие устройства - дорожные сигнальные столбики, что не соответствует требованиям п. 4.2.4.3 ГОСТ 33151 - 2014, п.п. 6.6.1, 6.6.2 ГОСТ Р 50597-2017. Ширина земляного полотна и проезжей части на указанном участке дороги составляет от 4.2 до 4.5 метра, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012.
По результатам обследования составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог №61.
03 июня 2021 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Устьянскому району Коробицыным А.Н. ответственному лицу за содержание указанной автомобильной дороги местного значения - администрации МО «Устьянский муниципальный район» в целях устранения нарушений требований ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995; ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007; п. 5.2.4 (табл. 5.3), п. 5.1.2, п. 5.3.1, п. 5.3.2 таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 6.6.1. 6.6.2, таблица 6.5, п. 3.8.2 ГОСТ 32871 - 2014, п. 4.2.4.3 ГОСТ 33151 - 2014, СП 42.13330.2-11, СП 34.13330.2012, выдано предписание об организации выполнения следующих мероприятий:
- в течение 10 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ по устранению дефектов дорожного покрытия в виде выбоин и просадок автомобильных дорог на участках<ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> до <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, у дома №30
- в течение 7 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ по устранению дефектов обочин в виде просадок, возвышения и занижения относительно проезжей части на участках: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ОБЕЗЛИЧЕНО> до <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно;
- в течение 30 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> по обустройству имеющейся водопропускной трубы в соответствии с требованиями ГОСТ 32871-2014, в том числе наличие с обеих сторон дороги удерживающих откосы насыпи оголовков, обеспечить наличие с обеих сторон дороги у водопропускной трубы направляющих устройств - дорожных сигнальных столбиков в соответствии с требованиями ГОСТ 33151-2014.
Предписание получено администрацией МО «Устьянский муниципальный район» 03 июня 2021 года. Предписание не обжаловалось. Срок исполнения предписания не продлевался.
13, 16 июня 2021 года и 6 июля 2021 года в ходе надзора за безопасностью дорожного движения при проведении обследования улично-дорожной сети <ОБЕЗЛИЧЕНО> старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Савинским А.И. выявлены нарушения в эксплуатационном состоянии дороги <ОБЕЗЛИЧЕНО> Устьянского района Архангельской области, а именно:
- имеются дефекты обочин в виде возвышения и занижения относительно края проезжей части на участках: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> до <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, в том числе на участке у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 10 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 7 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 6 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 4 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде возвышения относительно края проезжей части на 6 см, у <ОБЕЗЛИЧЕНО> справа имеется дефект правой обочины в виде занижения относительно края проезжей части на 9 см, что является нарушением требований п. 5.3.1, 5.3.2, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017.
- имеются дефекты покрытия проезжей части и обочин дороги в виде выбоин и просадок размерами по длине более 15 см, глубиной 5 см и более, общая площадь более 0,2 кв. м, на следующих участках автомобильных дорог: <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> включительно, у <ОБЕЗЛИЧЕНО>, в том числе у дома <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 70 см, глубиной 9 см, общей площадью 0,49 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 60 см, глубиной 12 см, общей площадью 0,7 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоины длиной 150 см, глубиной 8 см, общей площадью 1,5 кв. м., <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект покрытия проезжей части в виде просадки длиной 130 см, глубиной 9 см, общей площадью 1,17 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеется дефект покрытия проезжей части в виде просадки длиной 70 см, глубиной 11 см, общей площадью 0,5 кв. м., у <ОБЕЗЛИЧЕНО> слева имеется дефект левой обочины в виде просадки длиной 70 см, глубиной 7 см, общей площадью 0,56 кв.м., у дома № 22 справа имеется дефект правой обочины в виде просадки длиной 60 см, глубиной 6 см, общей площадью 0,42 кв.м., что не соответствует требованиям п. 5.2.4, таблица 5.3, п. 5.3.1, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автодороги <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> в месте расположения правой по ходу движения обочины организована водоотводная канава, глубиной до 50 см, сопряженная с краем проезжей части, обочина отсутствует, что не соответствует требованиям п. 5.3.1, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017. В указанном месте расположена водопропускная труба, отсутствуют крайние замыкающие тело трубы элементы - оголовки, удерживающие откосы насыпи по концам трубы, что не соответствует требованиям п. 3.8.2 ГОСТ 32871-2014. Ширина земляного полотна и проезжей части на указанном участке дороги составляет от 4.2 до 4.5 метра, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012.
По результатам обследования составлены Акты выявленных недостатков в содержании дорог №66 от 13.06.2021, №67 от 16.06.2021 и №72 от 06.07.2021.
При выявлении дефектов в эксплуатационном состоянии дороги старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Савинским А.И. в связи с неисполнения законного предписания от 03.06.2021, в отношении администрации МО «Устьянский муниципальный район» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ - как повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Как следует из представленных материалов, администрация МО «Устьянский муниципальный район» постановлением мирового судьи судебного участка №2 Устьянского судебного района Архангельском области по делу № 5-695/2020 от 08.12.2020 привлечена к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 22.12.2020. Штраф администрацией оплачен 19.01.2021.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Оценив представленные документы, мировой судья не усматривает, что администрацией МО «Устьянский муниципальный район» предприняты все возможные меры для исполнения пунктов 1 и 2 предписания в установленные сроки.
Как следует из материалов дела и письменных пояснений администрацией МО «Устьянский муниципальный район» в целях исполнения предписания: 15 июня 2021 года, то есть после истечения срока исполнения п. 1 и п. 2 предписания, заключен договор <ОБЕЗЛИЧЕНО> с <ОБЕЗЛИЧЕНО> на ремонт дороги <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО>. 30 июня 2021 года подписан Акт выполненных работ по данному договору. При этом иных документов, подтверждающих устранения выявленных дефектов в установленные сроки не представлено.
В рассматриваемом случае, оснований полагать, что администрация предприняла все зависящие от нее меры для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, указанного в п. 1 и п. 2 предписания, не имеется.
Вместе с тем, мировой судья полагает необходимым исключить из объема вменяемого администрации правонарушения, указание на невыполнение администрацией пункта 3 предписания от 03.06.2021 по следующим основаниям.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Предписанием администрации предписывалось в течение 30 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> по обустройству имеющейся водопропускной трубы в соответствии с требованиями ГОСТ 32871-2014, в том числе наличие с обеих сторон дороги удерживающих откосы насыпи оголовков, а также обеспечить наличие с обеих сторон дороги у водопропускной трубы направляющих устройств - дорожных сигнальных столбиков в соответствии с требованиями ГОСТ 33151-2014.
Указание в протоколе на нарушения по п. 3 предписания, заключающееся в отсутствии обочин на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> д. № 12 в соответствии с требованиями п. 5.3.1, таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также нарушение по ширине земляного полотна и проезжей части на указанном участке дороги в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012, не было указано в предписании от 03.06.2021, соответственно, данные нарушения подлежат исключению из объема вменяемого администрации правонарушения.
При этом как следует из материалов дела, администрацией обеспечено наличие с обеих сторон дороги у водопропускной трубы направляющих устройств - дорожных сигнальных столбиков в соответствии с требованиями ГОСТ 33151-2014 в установленный срок. При этом, мировой судья отмечает, что в протоколе №29 СА 053600/2010 от 16.07.2021 администрации не вменяется неисполнение предписания в части установки дорожных сигнальных столбиков.
Что касается предписания об обустройстве имеющейся водопропускной трубы в соответствии с требованиями ГОСТ 32871-2014, то в данном случае должностным лицом в предписании не конкретизировано какие требования соответствующих стандартов указывают на необходимость наличия у водопропускной трубы на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> с обеих сторон дороги удерживающих откосы насыпи оголовков.
ГОСТ 32871-2014 распространяется на дорожные водопропускные трубы, а также изделия, предназначенные для их устройства под насыпями автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к ним. Пункт 3.8.2 ГОСТ 32871-2014 определяет лишь значение термина «Оголовок», как крайнего, замыкающего тело трубы элемента, удерживающего откос насыпи по концам трубы и обеспечивающего необходимые условия входа водного потока в трубу и выхода из нее. Данным пунктом и ГОСТ 32871-2014 не регламентируются требования к обустройству водопропускных труб на участках автомобильных дорог.
Требования к обустройству водопропускных труб содержаться в Своде правил «СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*», утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 822
Из содержания п. 5.14 и п. 5.15 СП 35.13330.2011 следует, что водопропускные трубы могут проектироваться и без устройства оголовков при наличии определенных условий как технического, так и климатического характера.
Из ответа администрации следует, что при устройстве водопропускной трубы на участке <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> применение оголовков не требуется. Указанные доводы администрации должностным лицом не опровергнуты, исследование условий обустройства водопропускной трубы на указанном участке автомобильной дороги не проводилось, конкретные нормы соответствующих правил по обязательному наличию оголовков не указаны, в связи с чем отсутствуют основания для выводов о неисполнении администрацией п. 3 предписания от 03.06.2021.
Исключение из объема вменения нарушения п. 3 Предписания не влияет на вывод о наличии в деянии администрации состава инкриминируемого административного правонарушения по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы администрации МО «Устьянский муниципальный район» о том, что администрация не является субъектом вмененного правонарушения, мировым судьей не принимаются.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Как следует из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Устьянский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 08.02.2021 №179 - автодорога общего пользования местного значения <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО>, на которой должностным лицом выявлены нарушения законодательства, находится в границах МО «Устьянский муниципальный район», полномочия собственника в отношении которого осуществляет администрация муниципального образования.
Такие полномочия реализуются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - местной администрацией (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10, 11.1, 30 Устава МО «Устьянский муниципальный район»).
Администрация МО «Устьянский муниципальный район» в соответствии со ст. 30 Устава МО «Устьянский муниципальный район», принятого собранием депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 23 апреля 2010 года № 107, является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и областными законами.
Подпунктом 5 п. 1 и пп. 2 п. 1.1 ст. 10 Устава МО «Устьянский муниципальный район» установлено, что к вопросам местного значения МО «Устьянский муниципальный район» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов поселения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УСиИ в силу п. 1.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район от 27 ноября 2015 года № 288, является отраслевым органом администрации Устьянского муниципального района, т.е. входит в его структуру. УСиИ осуществляет возложенные на него функции от имени администрации МО «Устьянский муниципальный район», находится в непосредственном подчинении заместителя главы МО «Устьянский муниципальный район» по строительству и муниципальному имуществу, который осуществляет руководство деятельностью УСиИ на основе единоначалия.
Создание УСиИ не освобождает лицо ответственное за содержание дороги от обязанности контролировать надлежащее исполнение УСиИ своих функций и в целом сохранность автомобильных дорог.
Такой вывод не противоречит положениям ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Частями 2 и 3 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).
УСиИ создано в соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ для решения управленческих функций.
Муниципальные предприятия и бюджетные учреждения в целях решения вопросов местного значения в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на них, администрацией МО «Устьянский муниципальный район» не создавались, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не производилось. Финансирование деятельности УСиИ осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете МО «Устьянский муниципальный район».
Предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Устьянскому району от 03 июня 2021 года выдано администрации МО «Устьянский муниципальный район», законность предписания администрацией не оспаривалась, напротив, предписание принято администрацией к исполнению.
Доводы администрации МО «Устьянский муниципальный район» о том, что устранить дефекты на участках дороги в сроки указанные в предписании не представляется возможным в связи с необходимостью разрешения организационных процедур, требующих значительных временных затрат, мировым судьей не принимаются.
В настоящем случае предписание выдавалось администрации МО «Устьянский муниципальный район» как лицу, ответственному за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, за осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, за организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполнение данных обязанностей должно осуществляться на постоянной основе вне зависимости от выдачи предписаний органа государственного надзора, с заранее запланированным бюджетом и заранее заключенными контрактами для исполнения этих обязанностей.
Статья 2 Закона о безопасности дорожного движения определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения национальным стандартом (ГОСТ Р 50597-2017), установлены конкретные сроки устранения определенной категории дефектов.
Указанные в пунктах 1 и 2 предписании от 03.06.2021 сроки исполнения предписания (10 и 7 суток) не указывают на его неисполнимость, они прямо обусловлены нормативными требованиями установленных п. 5.2.4 таблица 5.3 и п. 5.3.1 таблица 5.4 ГОСТ Р 50597-2017 сроков устранения определенной категории дефектов.
Поскольку невыполнение в установленный срок пунктов 1 и 2 законного предписания от 03 июня 2021 года должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, имело место, поэтому в действиях администрации МО «Устьянский муниципальный район», ранее привлеченной к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.28 ст.19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения доказан и подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными мировым судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении, копией акта №61 от 21.05.2021; копией предписания от 03.06.2021; копиями актов №66 от 13.06.2021, №67 от 16.06.2021, №72 от 06.07.2021 с фототаблицами; копией ответа администрации от 16.06.2021, и другими документами.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, мировым судьей не установлено.
Мировой судья не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, в данном случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в неисполнении возложенных на администрацию обязанностей по устранению нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем данное правонарушение не может относиться к малозначительным.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено.
Санкцией ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ за совершение указанного деяния предусматривается наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, учитывая, что юридическим лицом предпринимались меры для устранения выявленных нарушений, с учетом имущественного и финансового положения администрации МО «Устьянский муниципальный район», являющегося некоммерческой организацией и финансируемой за счет бюджетных средств, полагаю необходимым назначить администрации МО «Устьянский муниципальный район» административное наказание в виде административного штрафа с применением положений чч 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 29.7 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному <ОБЕЗЛИЧЕНО>Постановление может быть обжаловано в Устьянском районном суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Н.М. Ручьев
Оплату штрафа произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст. 31.5 КоАП РФ), в порядке, установленном ст. 32.2 КоАП РФ, на имя получателя.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области (Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина д. 14).
В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, вдвое превышающей размер неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.