АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская д.6
http://novosib.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
«21 » марта 2012 года Дело №А45-11715/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск
к Индивидуальному предпринимателю Смирнову Виталию Алексеевичу, г. Новосибирск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ
в присутствии представителей сторон:
от заявителя – Ташко А.А. по доверенности № 82 от 01.11.2011;
от заинтересованного лица – Смирнов В.А. лично;
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Индивидуального предпринимателя Смирнова Виталия Алексеевича.
Суд, в соответствии со ст. ст. 137, 65, 159 АПК РФ с учетом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006 г., в предварительном судебном заседании перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в виду того, что лицами, участвующими в деле, извещенными надлежащим образом, не заявлено возражений против перехода в судебное заседание.
В судебном заседании заявленные требования поддержаны в полном объеме. При этом заявитель просил привлечь предпринимателя к ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Предприниматель не отрицал факта нарушений на момент проверки, указал на то, что в настоящий момент нарушения устранены, часть нарушений устранены в ходе проверки и являлись незначительными.
На вопрос суда представитель заявителя указал на то, что по пункту 4 статьи 14.1 КоАП РФ квалифицируют нарушение, изложенное в пункте 1 протокола, которое заключается в выпуске на линию неисправных транспортных средств.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований частично. При этом суд исходит из следующего.
Функции контроля и надзора за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий возложены п. 6.5.1 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 августа 2009 г. №ВП-910фс «Об утверждении Положения о Сибирском управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» на Сибирское УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».
На основании Приказа № 1/8 от 20.01.2012г. СибУГАДН проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий Индивидуального предпринимателя Смирнова Виталия Алексеевича.
В ходе проверки были установлены и зафиксированы актом №6/8 от 17.02.2012г. следующие нарушения лицензионных требований и условий:
1. Использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (п. 5б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, п. 1 ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ, п.11, 12 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и п. 4.1, 4.2, 7.3, 7.4 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утв. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1996 №1090, п. 2.5.4, п. 2.5.5 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 №15);
2. Транспортные средства категории М используемые для перевозки пассажиров, не оснащены в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (п.4а «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»);
3. Транспортные средства категории М3 не оснащены в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, п. 8(1) постановления Правительства РФ от 10.09.2009 №720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств»);
4. Не обеспечено проведение мероприятий, с привлечением работников органов здравоохранения, по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (п. 4в «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 №637);
5. Не обеспечено регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, не проводятся послерейсовые медицинские осмотры водителей (п. 4б, в «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637);
6. В путевых листах не указываются обязательные реквизиты и не обеспечен порядок их заполнения (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637);
7. Отсутствуют в штате работники необходимой квалификации и оборудование, позволяющееосуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортного средства, отсутствует договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт транпсортного средства (п. 4и «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637);
8. Не разрабатываются технологические процессы технического обслуживания автобусов, и в том числе газобаллонного автомобиля (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637);
9. К управлению газобаллонным автомобилем допущен водитель, не прошедший специальную подготовку по программе технического минимума в объеме 40 часов (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.206 № 637);
10. Не разработаны инструкции по охране труда для каждой отдельной профессии (вида труда), связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием газобаллонного автомобиля (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637);
11. В путевом листе не фиксируются данные о проверке герметичности газовой магистрали газобаллонного оборудования автомобиля (п. 4б «Положения о лицензировании перевозок пассажиров…», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, п. 5.2. «Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сниженном нефтяном газе» РД 03112194-1094-03 утвержденный Министерством транспорта РФ 01.01.2003г.)
СибУГАДН указывает на то, что ответственность предусмотрена сразу двумя составами: пунктом 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Однако, такая квалификация не допустима, так как названные пункты имеют одну и ту же объективную сторону, один объект, различаются только по последствиям и характеру нарушений (пункт 3 предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований, а пункт 4 за грубое нарушение лицензионных требований).
Суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о совершении предпринимателем нарушения лицензионных требований, которое можно квалифицировать по пункту 4 статьи 14.1 КоАП РФ как грубое, однако считает, что оснований для применения ответственности в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Так, в соответствии с требованиями п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно пункта 5 названного Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий признаются:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Статья 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в том числе, устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, закреплены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Факт выпуска на линию транспортных средств с неисправностями предпринимателем не отрицается, подтвержден материалами дела (актом осмотра), иные нарушения также нашли свое подтверждение актом проверки и приложенными к нему доказательствами.
В соответствии с п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
Учитывая превентивный характер ответственности, характер допущенных нарушений, то, что ранее предприниматель не привлекался к административным правонарушениям, что не отрицалось заявителем, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Давность привлечения к ответственности соблюдена.
В связи с изложенным, заявленные требования подлежат удовлетворению частично, так как наказание в виде административного приостановления деятельности суд считает чрезмерным.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя Смирнова Виталия Алексеевича, 16.10.1960 года рождения, уроженца п. Октябрьский Мошковского района Новосибирской области, зарегистрированного по адресу: Новосибирская область, Мошковский район с. Сокур ул. 40 лет Октября д. 22 (свидетельство о регистрации от 12.04.2004 года МИФНС России № 1 по Новосибирской области ОГРИП 304546110300056 ИНН 543205011960) к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена на расчетный счет 40101810900000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, БИК 045004001, КБК 10611690040046000140, ОКАТО 50401000000, получатель штрафа- УФК по Новосибирской области (Сибирское УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта л/с 04511050240), ИНН 5404111700 / КПП 540401001.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение десяти дней после его принятия.
СУДЬЯ Т.А. Наумова