Дело № 2-2/100
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пижанка 13.07.2016г.
Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Суминой С.В.
при секретаре Бояринцевой М.Ю.,
с участием прокурора Пижанского района З.Р.И.
представителя ответчика главы администрации В... поселения Ч.Н.Ф.
третьего лица Е.Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пижанского района Кировской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования В... поселение Пижанского района Кировской области и неопределенного круга лиц к Администрации В... поселения Пижанского района Кировской области о возложении обязанности расторгнуть трудового договор с Е.Л.А. от 25.02.2011г.
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования В... поселение Пижанского района Кировской области и неопределенного круга лиц к Администрации В... поселения Пижанского района Кировской области о возложении обязанности расторгнуть трудового договор с Е.Л.А. от 25.02.2011г. с учетом изменений условий трудового договора от 30.12.2011г. по основанию, предусмотренному п.11 ст.77 ТК РФ в порядке, определенном ст.84 ТК РФ.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в администрации В... поселения выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе. Распоряжением главы администрации В... поселения Пижанского района Кировской области от 25.02.2011г. №<данные изъяты> Е.Л.А. принята на работу заместителем главы администрации В... поселения и с ней заключен трудовой договор, с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2011г. Данная должность в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Кировской области относится к группе ведущих должностей. Е.Л.А. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню образования по занимаемой должности, установленным ч.3 ст.9 Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области», поскольку не имеет высшего образования. Согласно анкете, имеющейся в её личном деле и копии диплома ФГОУ СПО «М... аграрный колледж» от 10.06.2005г., Е.Л.А. имеет среднее специальное образование по специальности агрономия с присвоением квалификации агроном. Таким образом, она не могла быть принята на муниципальную службу на должность ведущего специалиста, поскольку не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню образования. С учетом изложенного трудовой договор с Е.Л.А. должен быть расторгнут по основаниям, предусмотренным п.11 ст.77 ТК РФ в порядке ст.84 ТК РФ. В удовлетворении представления прокуратуры района от 16.05.2016г. об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, главой администрации было отказано 30.05.2016г. Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании прокурор Пижанского района З.Р.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации В... поселения, глава администрации Ч.Н.Ф. возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что в ст.9 Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются не только к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, но и к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Е.Л.А., занимает указанную должность в течение 5лет и 3месяцев, зарекомендовала себя как ответственный специалист, свои обязанности она выполняет добросовестно и на высоком профессиональном уровне, имеет необходимый опыт работы для выполнения должностных обязанностей по ведущей должности муниципальной службы. На момент заключения с ней трудового договора, других претендентов на эту должность не было, в настоящее время она успешно проходит обучение на 4 курсе заочного отделения в ВятГУ по специальности «государственное и муниципальное управление», ее неоконченное высшее образование не влияет на ее квалификацию и уровень ее работы по занимаемой должности. В ряде случаев, человек может иметь высшее образование, но не справляется со своими должностными обязанностями. В настоящее время ее семья находится в сложном положении: на её иждивении находятся трое детей, ее мужа сократили на работе и она одна содержит семью, расторжение с ней трудового договора лишит Е.Л.А. последнего источника дохода, и она вряд ли найдет работу по месту жительства. Вакантных должностей у них в администрации нет, поэтому никакая другая работа ей не предлагалась.
Третье лицо Е.Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснила, что в настоящее время она заочно получает высшее образование, с должностными обязанностями справляется, замечаний по работе не имеет. Расторгнуть трудовой договор с ней нельзя, поскольку она является многодетной матерью, у нее трое детей, в том числе есть ребенок, которому не исполнилось 3лет, ее муж не работает и ее зарплата единственный источник дохода для ее семьи. Вакантных должностей в администрации нет
Заслушав прокурора Пижанского района З.Р.И., представителя ответчика Ч.Н.Ф., третье лицо- Е.Л.А., свидетелей С.Т.В., Г.В.М., отозвавшихся об Е.Л.А. как о грамотном, добросовестном специалисте, которая на высоком профессиональном уровне выполняет должностные обязанности по ведущей должности муниципальной службы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.9 Федерального Закона «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ от 02.03.2007г. для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст.13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.16 Закона Кировской области № 171-ЗО от 08.10.2007г. «О муниципальной службе в Кировской области».
На основании распоряжения главы администрации В... поселения Пижанского района Кировской области от 25.02.2011г. №<данные изъяты> Е.Л.А. принята на муниципальную службу и назначена на муниципальную должность заместителем главы администрации В... поселения временно на период декретного отпуска Ц.Н.М. С ней заключен трудовой договор от 25.02.2011г, а также дополнительное соглашение от 30.12.2011г., в соответствии с которым ей присвоен квалификационный разряд советник муниципальной службы Кировской области 3 класса с 30.12.2011г., в последующем, после увольнения с работы Ц.Н.М., работает на должности постоянно (л.д.4-10).
Должность муниципальной службы заместителя главы администрации относится к группе ведущих должностей (Раздел V Перечня должностей муниципальной службы в администрации сельского поселения, Реестра должностей муниципальной службы в Кировской области, утвержденного Законом Кировской области № 171-ЗО от 08.10.2007г. «О муниципальной службе в Кировской области»).
Как следует из ч.3 ст.9 Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» в число типовых квалификационных требований к высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы по уровню профессионального образования входит наличие высшего образования, к старшим и младшим должностям муниципальной службы - среднего профессионального образования.В судебном заседании установлено, что согласно анкете, имеющейся в личном деле Е.Л.А. и копии диплома ФГОУ СПО «М... аграрный колледж» от 10.06.2005г. она имеет среднее специальное образование по специальности агрономия с присвоением квалификации агроном (л.д.11-15,20).
Данный факт подтвердили в судебном заседании представитель ответчика Ч.Н.Ф. и сама Е.Л.А.
Таким образом, Е.Л.А. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню образования по занимаемой должности, установленным ч.3 ст.9 Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области», поскольку не имеет высшего образования.
Доводы представителя ответчика Ч.Н.Ф., Е.Л.А., а также допрошенных в судебном заседании свидетелей С.Т.В., Г.В.М. о том, что у Е.Л.А. имеется достаточный опыт работы по должности и она обладает профессиональными знаниями и навыкам, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, то есть, за исключением требования к уровню образования, она отвечает требованиям, указанным в ст. 9 Закона Кировской области, не могут быть приняты судом по следующим основаниям:
Статья 9 Закона Кировской области № 171-ЗО от 08.10.2007г. «О муниципальной службе в Кировской области» перечисляет квалификационные требования, которым должен соответствовать гражданин для замещения должностей муниципальной службы, и эти требования должны присутствовать одновременно. Отсутствие какого-либо одного из перечисленных требований, не дает возможности гражданину занять эту должность.
Государственная служба РФ осуществляется в государственных органах, муниципальных учреждениях, т.е. в органах государственной власти и управлениях, организующих управляющие воздействия государства на общественные отношения, процессы и явления.
Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Отношения в сфере государственного управления, местного самоуправления, реализация исполнительной власти, упорядочение функционирования судебной и законодательной ветвей власти, прокурорский надзор регулируются специальным законодательством.
При этом Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, муниципальной службой в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
Таким образом, законодатель в специальном законодательстве предусмотрел специальные квалификационные требования для данной категории лиц
Согласно п.11 ст. 77 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора относится нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст.84 настоящего Кодекса).
Как следует из ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой ст.77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Доводы Е.Л.А. о невозможности расторжения с ней договора, поскольку она является многодетной матерью, воспитывает троих детей, в том числе, имеет ребенка в возрасте до 3х лет, её муж попал под сокращение, и она является единственным кормильцем в семье, не могут быть приняты судом.
Запрет на расторжение трудового договора с женщинами, в том числе имеющими ребенка в возрасте до трех лет, касается расторжения трудового договора по инициативе администрации (ч.4 ст.261 ТК РФ).
В данном случае расторжение трудового договора осуществляется по иному основанию - п.11 ст.77, ст.84 ТК РФ.
Нормами трудового законодательства и федеральными законами, законом субъекта федерации не предусмотрены какие-либо исключительные основания, позволяющие продолжить работу на должности муниципальной службы заместителя главы администрации, при отсутствии высшего образования.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Е.Л.А. не может быть уволена с работы по формальному основанию из-за отсутствия документа о высшем образовании.
Соответствие кандидата на государственную, муниципальную службу требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством, является основополагающим, а не формальным критерием для поступления его на муниципальную службу.
Повышение квалификации на курсах не заменяет обязательного требования для замещения занимаемой должности - наличия высшего образования.
Ссылка представителя ответчика Ч.Н.Ф. и Е.Л.А. о том, что в настоящее время Е.Л.А. имеет неоконченное высшее образование, не может быть принята судом.
Согласно ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования подтверждается документами об образовании, выдаваемыми лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Действующее и ранее действовавшее законодательство не содержит понятия «неоконченное высшее образование» и не устанавливает, каким образом такое образование может соотносится со средним профессиональным образованием.
Таким образом, Е.Л.А. по занимаемой должности не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню образования, и, поэтому, не могла быть принята на муниципальную службу.
В судебном заседании установлено, что в администрации В... поселения отсутствуют вакантные должности или работа, соответствующая квалификации Е.Л.А., нет вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которую Е.Л.А. может выполнять с учетом её состояния здоровья.
Данный факт подтвердили в судебном заседании глава администрации Ч.Н.Ф. и Е.Л.А.
Следовательно, имеются основания для расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.11 ст.77 ТК РФ, в порядке, определенном ст.84 ТК РФ.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пижанского района удовлетворить.
Возложить на администрацию В... поселения Пижанского района Кировской области обязанность расторгнуть трудового договор с Е.Л.А. от 25.02.2011г. с учетом изменений условий трудового договора от 30.12.2011г. по основанию, предусмотренному п.11 ст.77 ТК РФ в порядке, определенном ст.84 ТК РФ.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области
Судья С.В.Сумина
Мотивированное решение суда составлено 14.07.2016г.
Судья С.В.Сумина
.