Дело № 2-91/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Габовой Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 09 февраля 2017 года дело по иску Немчинова Р.И. к ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи», ООО «АРМ-Сервис» об отмене результатов специальной оценки условий труда, обязании провести повторно специальную оценку условий труда, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Немчинов Р.И. обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «СССМП», ООО «АРМ-сервис» об отмене результатов СОУТ, как несоответствующему действующему законодательству, обязании провести повторно СОУТ с учетом законодательства, возмещении морального вреда в сумме ...
В обоснование иска указал, что он работает в ГБУЗ РК «СССМП» в должности .... ** ** **. на его рабочем месте была произведена специальная оценка условий труда. При проведении СОУТ ни работодатель, ни аттестующая организация не идентифицировали биологический фактор на его рабочем месте и был снят химический фактор при работе с вредными ... препаратами «... и «...». Если бы эти факторы были учтены, то его класс вредности соответствовал не 3,2, а 3,4. При проведении СОУТ были нарушены Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н и приказ Минтруда России и социальной защиты РФ от 24.04.2015 № 250н. Считает, что некачественно проведенная СОУТ необоснованно снижает гарантии работников ГБУЗ РК «СССМП».
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, уточнив их в части взыскании компенсации морального вреда, просил взыскать моральный вред с работодателя в сумме ...
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями истца, указав, что биологический фактор на рабочем месте Немчинова Р.И. был исследован и оценен верно в соответствии с требованиями Методики проведения специальной оценки условий труда.
Представитель ООО «АРМ-сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав стороны, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
01.01.2014г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2).
До 01.01.2014 основанием для признания наличия на работах вредных и (или) опасных условий труда являлась аттестация рабочих мест по условиям труда, а с 01.01.2014 - специальная оценка условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 данного Закона).
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ указано, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Министерством труда и социального развития РФ в правительственной телеграмме от 19.12.2014 N 15-О/10/П-7498 обращено внимание органов здравоохранения субъектов РФ и руководства бюджетных медицинских учреждений на территории субъектов РФ, на необходимость неукоснительного соблюдения требований ч. 3 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 N 421-ФЗ в части недопустимости ухудшения условий предоставления и снижения размеров компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, действовавших до вступления в силу данного ФЗ, без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, пунктом 4 которой установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Немчинов Р.И. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с ** ** **. в должности ....
До проведения в ** ** **. специальной оценки условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда выездному персоналу (врачам, фельдшерам, санитарам, санитарам-водителям) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда был установлен класс (подкласс) 3.2 или 3.3 (вредные условия труда 2 или 3 степени).
В связи с окончанием срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и вступлением в силу с 01.01.2014г. ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в 2014г. в учреждении была проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах выездного персонала (врачей, фельдшеров, санитаров, санитаров-водителей).
По результатам оценки специальных условий по рабочему месту фельдшера скорой медицинской помощи, которое замещает Немчинов Р.И., была составлена карта № ..., согласно которой класс условий труда по вредным факторам составил ...
Таким образом, с ** ** **. у истца изменились условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, работающим во вредных условиях труда.
Результаты указанной выше специальной оценки условий труда Немчинов Р.И. обжаловал в судебном порядке. Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. в удовлетворении исковых требований о признании проведения специальной оценки условий труда незаконной и несправедливой, приведшей к снижению гарантий работников, работающих во вредных условиях труда, отмене результатов оценки или направлении на проведение новой специальной оценки условий труда, возврате гарантий и компенсаций отказано.
В ** ** ** в учреждении была проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах выездного персонала (врачей, фельдшеров, санитаров, санитаров-водителей).
На рабочем месте Немчинова Р.И. (...) был определен класс (подкласс) условий труда по степени вредности и (или) опасности ...
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. результаты специальной оценки условий труда, утвержденной председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ГБУЗ РК «СССМП» ** ** **., в отношении рабочего места фельдшера скорой медицинской помощи, были отменены. На ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» была возложена обязанность провести повторную специальную оценку условий труда рабочего места ....
** ** **. между ГБУЗ РК «СССМП» и ООО «АРМ-сервис» по результатам электронного аукциона от ** ** **. заключен контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда № ..., в соответствии с которым подлежало специальной оценке условий труда ... рабочих места и ... аналогичных рабочих места, в том числе рабочее место .... Данные услуги оказаны, представлено заключение эксперта № ... от ** ** **. по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с картой специальной оценки условий труда № ... ... ГБУЗ РК «СССМП», итоговый класс (подкласс) условий труда истца определен 3.2. Такие факторы как биологический, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, ультразвук воздушный, вибрация локальная, неионизирующие излучения, ионизирующие излучения, параметры световой среды не оценивались (...).
Поскольку истцом оспаривалась специальная оценка условий труда по должности «фельдшер скорой помощи», полагая, что при проведении оценки не были исследованы полно все фактические условия труда, а именно биологический и химический факторы, судом по делу была назначена экспертиза качества специальной оценки условий труда, поручив ее проведение Министерству труда и социальной защиты РК.
В соответствии заключением государственной экспертизы условий труда № ... качество проведения специальной оценки условий труда рабочего места № ... ... в ГБУЗ РК «СССМП» не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
В частности, средства измерений, указанные в сведениях об организации, проводившей специальную оценку условий труда, не позволяют провести исследования (испытания) и измерения всех вредных и (или) иных опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных в ходе проведения специальной оценки условий труда (п.6 заключения).
В нарушение пункта 4 Приложения № 4 к приказу Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н, в графе 2 таблицы Раздела II отчета в отношении рабочего места № 28А не указаны источники идентифицированных вредных и (или) опасных факторов (химический, шум, инфразвук, вибрация общая, микроклимат, тяжесть и напряженность трудового процесса) (п.10 заключения).
Примененные в ходе проведения специальной оценки условий труда методы исследований (испытаний) и (или) методики (методы) измерений инфразвука не соответствуют идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса (п.18 заключения).
Учитывая особенности проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую медицинскую помощь, положения должностной инструкции фельдшера скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «СССМП», которые предусматривают профессиональный контакт с носителями инфекционных заболеваний, а также учитывая то, что деятельность по оказанию медицинской помощи ... Немчиновым Р.И. носит регулярный характер, биологический фактор на рабочем месте ... был необоснованно не идентифицированным (не отнесен к подлежащим исследованиям (испытаниям) и измерениям) (п.11 заключения).
Учитывая то, что на рабочем месте не идентифицирован биологический фактор, отсутствуют протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений не менее чем на двух рабочих местах (из группы аналогичных), невозможно сделать вывод о то, что на рабочем месте ... правильно определен класс условий труда (п.23 заключения).
Экспертиза проведена органом, наделенным в силу закона полномочиями по осуществлению проверки качества специальной оценки условий труда. Оснований сомневаться в выводах, содержащихся в заключении, у суд не имеется.
Эксперт перед началом производства экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
По смыслу требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденному приказом Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н, биологический фактор идентифицируется как вредный или опасный на рабочих местах:
- организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензия) на право осуществления такой деятельности;
- организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
- медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
- работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.
ГБУЗ РК «СССМП» является медицинской организацией, в связи с чем, на рабочих местах ее медицинских работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. Поэтому при проведении специальной оценки условий труда должен быть идентифицирован и исследован биологический фактор.
В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Согласно ч.1 ст.69 названного Федерального закона фельдшера скорой медицинской помощи можно отнести к лицам, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.
Из письма Минтруда России от 18.03.2016г. № 15-1/В-871 следует, что выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами (в том числе возможного контакта с их носителями) различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности.
Информация об осуществлении на рабочих местах работы с патогенными микроорганизмами может быть получена экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, в том числе в ходе изучения представляемых работодателем:
- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
- технологической документации, характеристик технологического процесса;
- должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
- характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценки);
- результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среду и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работников в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
Согласно должностной инструкции фельдшера скорой медицинской помощи, утвержденной 01.10.2015г., ... СМП обязан соблюдать правила асептики и антисептики, правила инфекционной безопасности при работе с биологическими жидкостями пациента, медицинскими отходами; обеспечивать инфекционную безопасность. При выявлении у больного карантинной инфекции действовать в соответствии с утвержденными санитарно-эпидемиологическими требованиями при оказании скорой медицинской помощи. Должен знать и руководствоваться в своей работе протоколами диагностики и неотложной помощи при инфекционных заболеваниях и т.д.
В соответствии с п.4 приложения № 1 к приказу Минтруда России от 24.04.2015 № 250н, к обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную)медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, также отнесен биологический фактор.
Согласно п.12 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н, исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.
Учитывая, что биологический фактор на рабочем месте ... необоснованно не идентифицирован, тогда как указанный фактор отнесен к подлежащим исследованиям (испытаниям) и измерениям, суд находит обоснованными требования истца об отмене результатов специальной оценки условий труда рабочего места фельдшера скорой медицинской помощи и обязать ответчика провести повторную специальную оценку условий труда рабочего места фельдшера скорой медицинской помощи с учетом государственных нормативных требований охраны труда.
Рассматривая требования истца о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку специальная оценка условий труда проводится непосредственного не работодателями, а организациями, аккредитованными в установленном порядке, признание проведения специальной оценки условий труда незаконным, а результатов проведенной специальной оценки условий труда – недействительными не свидетельствует о наличии вины в действиях работодателя, являющейся обязательным условием для возложения на работодателя обязанности по компенсации морального вреда в порядке статьи 237 Трудового кодекса РФ.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации с ГБУЗ РК «СССМП» не имеется.
Указанные требования также не подлежат удовлетворению к ООО «АРМ-сервис», т.к. данный ответчик не является работодателем в отношении истца и не обязан в силу ст.237 Трудового кодекса РФ выплачивать компенсацию морального вреда работникам.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Немчинова Р.И. удовлетворить частично.
Отменить результаты специальной оценки условий труда рабочего места фельдшера скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи», оформленной картой специальной оценки условий труда № ...
Обязать ГБУЗ РК «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» провести повторную специальную оценку условий труда рабочего места ....
В удовлетворении остальных исковых требований Немчинову Р.И. отказать.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова