ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«13» марта 2020 г. г. Усть-Кут Мировой судья судебного участка № 105 г. Усть-Кута Иркутской области Волков Н.Н., находящийся по адресу: г. Усть-Кут, Иркутской области, ул. Пролетарская, 1 «а», рассмотрев материалы дела № 5-97/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.22. КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Иркутск», находящегося по адресу г. Усть-Кут, Иркутской области, ул. Кирова, 85 «А», ОГРН 113.784.722.05.32, ИНН 381.803.14.13,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Энергосфера-Иркутск» являясь потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики допустило нарушение установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони, при следующих обстоятельствах.
Общество с ограниченной ответственностью «РУСЭЕНРГОСБЫТ» (ООО «РУСЭЕНРГОСБЫТ») направило в Енисейское управление Ростехнадзора заявление № 133/19 от 22.08.2019 г. (вх. № 75219-ир от 02.09.2019 г.), о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Энергосфера-Иркутск». Заявление было подано с соблюдением требований, установленных п. 264 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442). Из представленных документов следует, что между ООО «РУСЭЕНРГОСБЫТ» (по договору - гарантирующий поставщик) и ООО «Энергосфера-Иркутск» (по договору - потребитель) заключен договор энергоснабжения от 21.06.2016 г. № 1/09040/01/16/050 о передаче через присоединенную сеть электрической энергии (мощности). В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее Правила ограничения), ООО «Энергосфера-Иркутск» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Требование о составлении и согласовании акта технологической и (или) аварийной брони электроснабжения также законодательно закреплено пп. «п» п. 14 и п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Обязанность ООО «Энергосфера-Иркутск» составить и согласовать акт технологической и (или) аварийной брони электроснабжения также закреплена в п. 4.4.5 договора энергоснабжения. ООО «РУСЭЕНРГОСБЫТ» в адрес ООО «Энергосфера-Иркутск» направило письмо № 115/19 от 20.06.2019 г. с требованиями предоставить согласованный с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони. ООО «Энергосфера-Иркутск» не предоставило акт согласования технологической и (или) аварийной брони, согласованный с сетевой организацией. Установлено из протокола об административном правонарушении от 22.01.2020 г. за № 28/03юл, заявления ООО «Русэнергосбыт» от 22.08.2019 г. за № 133/19, копии договора энергоснабжения от 21.06.2016 г. за № 1/09040/01/16/050 с приложениями, копии концессионного соглашения от 30.09.2011 г. с приложениями, копии дополнительного соглашения от 10.07.2013 г., письма ООО «Русэнергосбыт» от 20.06.2019 г. за № 115/19, объяснений представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Энергосфера-Иркутск» - <ФИО1> данных в ходе разбирательства по делу.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении «Энергосфера-Иркутск» - <ФИО1> в ходе разбирательства по делу вину в совершении правонарушения не признал, просил производство по делу прекратить. Относительно обстоятельств совершения правонарушения <ФИО1> судье объяснил, что из материалов дела об административном правонарушении следует, что между ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (гарантирующий поставщик) и ООО «Энергосфера-Иркутск» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 1/09040/01/16/050 от 21.06.2016 г. ООО «Энергосфера-Иркутск» является теплоснабжающей организацией и относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Обязанность согласовать акт согласования технологической и (или) аварийной брони с сетевой организацией также предусмотрена п. 4.4.5 договора энергоснабжения № 1/09040/01/16/050 от 21.06.2016 г. ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» направило ООО «Энергосфера-Иркутск» письмо № 115/19 от 20.06.2019 с требованиями согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Однако, ООО «Энергосфера-Иркутск» не исполнило требования ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ». По заявлению ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» государственным инспектором Братского территориального отдела технологического и энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора <ФИО2> 22.01.2020 составлен протокол № 28/03юл об административном правонарушении в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск» по признакам ст. 9.22 ч. 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 31(4) Правил ООО «Энергосфера-Иркутск» обратилось в ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» с просьбой разрешить вопрос о согласовании технологической и (или) аварийной брони по котельной «Лена-Восточная» (письмо № 474 от 24.09.2019). На указанное обращение от ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» был получен отказ (ответ № 151/19 от 25.09.2019), обоснованный тем, что с таким обращением потребитель должен обращаться напрямую в сетевую организацию, а именно в ОАО «РЖД». Считают, что в данном случае ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» не должно было отказывать потребителю, а наоборот, обязано было оказать ему содействие в направлении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного ООО «Энергосфера-Иркутск», в сетевую организацию, которой, по мнению ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», является ОАО «РЖД». Вместе с этим, следует учитывать, что в приложении № 1 «Акт разграничения балансовой принадлежности» и «Акт разграничения эксплуатационной ответственности» к договору энергоснабжения № 1/09040/01/16/050 от 21.06.2016 определено, что поставка электрической энергии потребителю на котельную осуществляется по бесхозным сетям. При обращении в ОАО «РЖД» также был получен ответ, что данные сети не находятся в его ведении. Поэтому при таких обстоятельствах ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» обязано было либо направить проект акта на согласование в сетевую организацию, либо подписать акт согласования технологической и (или) аварийной брони без получения согласования от сетевой организации. Таким образом, в действиях ООО «Энергосфера-Иркутск» отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 9.22 ч. 4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав участников производства по делу, судья установил следующее.
Из положений ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ следует, что она устанавливает административную ответственность за нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Из положений п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 утверждены, в том числе Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила № 861). Пунктом 31 (1) названных Правил установлено, что в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии, энергопринимающее устройство которого отнесено к первой категории надежности, а также потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которогоможет привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31.2 настоящих Правил случаев, обязаны составить и согласовать такой акт в порядке, установленном пунктом 31.4 настоящих Правил. Потребители электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, не относящиеся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, и энергопринимающие устройства которых не отнесены к первой категории надежности, вправе составить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони в порядке, предусмотренном для потребителей, энергопринимающие устройства которых отнесены к первой категории надежности.
Из положений п. 31.3. Правил N 861 следует, что акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Пунктом 31.4. Правил N 861 предусмотрено, что потребитель электрической энергии (мощности), указанный в пункте 31.1 настоящих Правил, составляет и направляет в 2 экземплярах проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (непосредственно или опосредовано) энергопринимающие устройства такого потребителя, любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения, до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии или в течение 30 календарных дней со дня заключения такого договора, или в сроки, установленные пунктом 31.2 настоящих Правил. Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр указанному потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), а также у потребителя электрической энергии, энергопринимающее устройство которого отнесено к первой категории надежности, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта. Таким образом, потребитель должен составить и направить проект акта технологической и (или) аварийной брони до заключения договора с сетевой компанией или после заключения такого договора, но в любом случае обязан это сделать не позднее 30 дней с даты заключения договора с сетевой организацией. Как следует из материалов дела, договор энергоснабжения заключен 21.06.2016 г. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на дату заключения указанного выше договора у предприятия, являющегося потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, имелся акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Вместе с тем обязанность потребителя по согласованию актов технологической и (или) аварийной брони установлена в п. 7 ст. 38 Закона № 35-ФЗ, независимо от категории надежности электроснабжения объектов. Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Энергосфера-Иркутск» подтверждается собранными должностным лицом по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Кроме того, вина ООО «Энергосфера-Иркутск» также подтверждается письменным объяснениями ООО «Энергосфера-Иркутск» от 21.02.2020 г., объяснениямипредставителя общества <ФИО1> данными в ходе разбирательства по делу и исходя из которых следует, что акт технологической и (или) аварийной брони на момент заключения договора энергоснабжения отсутствовал.
Исследованные в ходе разбирательства по делу доказательства, судья находит допустимыми по форме, а в своей совокупности достаточными для решения вопроса о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в совершении вменяемого ему административного правонарушения должностным лицом.
Оценив указанные доказательства, судья приходит к выводу о наличии оснований для квалификации действий ООО «Энергосфера-Иркутск» по ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ.
Санкция ч. 4 ст. 9.22 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусматривает административный штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
При назначении административного наказания ООО «Энергосфера-Иркутск», судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение, вина, в совершении которого нашла подтверждение в ходе разбирательства по делу, направлено против общественных отношений, регулируемых законодательством об электроэнергетике, является умышленным, оконченным.
ООО «Энергосфера-Иркутск» зарегистрировано в качестве юридического лица, является социально значимым предприятием.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, судья учитывает привлечение общества к ответственности впервые (часть 2 ст. 4.2. КоАП РФ).
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Учитывая изложенное, тот факт, что ООО «Энергосфера-Иркутск» к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.22. КоАП РФ привлекается впервые, а также учитывая ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1.1. КоАП РФ, судья полагает справедливым ООО «Энергосфера-Иркутск» административный штраф заменить на предупреждение.
Так, из положений ч. 3 ст. 3.4. КоАП РФ следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Иркутск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.22. КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения. Постановление в полном объеме будет изготовлено 16 марта 2020 года. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ч. 1 ст. 30.1., ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ). Мировой судья Н.Н.<ФИО3>