Решение по делу № 2-1637/2021 от 17.09.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2021 года с.Шигоны Мировой судья судебного участка № 162 Шигонского судебного района Самарской области Дубровин М.В., при секретаре судебного заседания Белоголовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1637/21 по иску УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) к Ухаткиной Татьяне Владимировне о взыскании переплатыкомпенсационной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) обратилось к мировому судье с иском к Ухаткиной Т.В., указав следующее.

При проведении мероприятий, направленных на предотвращение переплаты пенсии, Управлением ПФР выявлен факт переплаты компенсационной выплаты, установленной Ухаткиной Т.В. как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом <ФИО1>, за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> в сумме 1 200 руб. Компенсационная выплата была установлена Ухаткиной Т.В. с <ДАТА4>

Управлением установлено, что Ухаткина Т.В. была трудоустроена в ООО «Агрокомпания» с <ДАТА5> согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Дата регистрации Ухаткиной Т.В<ФИО>О.А. в системе обязательного пенсионного страхования - <ДАТА6>

Однако ответчик Ухаткина Т.В. не сообщила о своем трудоустройстве, в результате чего образовалась переплата компенсационной выплаты за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> в сумме 1 200 руб.

При подаче заявления о назначении компенсационной выплаты <ДАТА7> ответчик была уведомлена об обязанности своевременно известить орган, осуществляющий выплату пенсии, об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Ответчику было направлено уведомление Управления о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств от <ДАТА8> <НОМЕР>, однако до настоящего времени денежные средства в Управление не возвращены.

Управлением ПФР принято решение о взыскании излишне выплаченных денежных средств с ответчиков в судебном порядке (решение от <ДАТА9> <НОМЕР>).

Просит взыскать с Ухаткиной Т.В. в пользу УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) излишне выплаченную сумму компенсационной выплаты за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> в размере 1 200 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело без участия представителя.

Ответчик Ухаткина Т.В. в судебное заседание не явилась, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск не признает, поскольку денежные средства в размере 1 200 руб. за май 2019 года она не получала, их получила вместе с пенсией <ФИО1>, которая умерла <ДАТА10>, ей деньги не передавала.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд находит к следующим выводам.

Судом установлено, что 13 октября 2017 года Ухаткина Т.В. обратилась в УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) с заявлением о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за престарелой <ФИО1>, достигшей возраста 80 лет. В своем заявлении Ухаткина Т.В. указала, что не является пенсионером, не работает, не является индивидуальным предпринимателем, на учете в центре занятости не состоит.

Как следует из заявления Ухаткиной Т.В., она была уведомлена об обязанности в течение 5 дней сообщить в пенсионный орган о поступлении на работу, назначении пенсии, пособия по безработице, постановке на учет в качестве ИП, и о других обстоятельствах, влекущих прекращение компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом.

Решением УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) от <ДАТА12> Ухаткиной Т.В. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от <ДАТА13> <НОМЕР> по уходу за нетрудоспособным лицом <ФИО1> в размере 1 200 руб. с <ДАТА14> на период осуществления ухода.

Компенсационная выплата производилась к пенсии <ФИО1>

Управлением установлено, что Ухаткина Т.В. была трудоустроена в ООО «Агрокомпания» с <ДАТА5> согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) составлен протокол выявления излишне выплаченных сумм компенсации по уходу, в котором зафиксирован факт излишне выплаченных ежемесячных компенсационных выплат К. за период с <ДАТА15> по 3<ДАТА15> в сумме 1 200 руб. в связи с трудоустройством ответчика.

Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от <ДАТА13> <НОМЕР> имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории РФ и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет.

Обращаясь с иском УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) руководствовался п. 3, 6, 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА17> <НОМЕР>, исходил из того, что с <ДАТА18> Ухаткина Т.В. трудоустроена в ООО «Агрокомпани», в этот период компенсационные выплаты ей производились в отсутствие законных оснований. Основываясь на положениях ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, просит взыскать излишне выплаченную сумму в размере 1 200 руб.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <ДАТА19> <НОМЕР>, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА13> <НОМЕР> "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА13> <НОМЕР> "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от <ДАТА17> N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее также - Правила; название Правил приведено в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении К. компенсационной выплаты - <ДАТА20>). Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА21> <НОМЕР> в постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА17> <НОМЕР> внесены изменения, в том числе наименование Правил изложено в новой редакции: "Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".

В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).

Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявлений со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил (абзац первый пункта 7 Правил).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (пункт 8 Правил).

В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. (пункт 10 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА13> <НОМЕР> "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Обращаясь с иском о взыскании с Ухаткиной Т.В. фактически полученных <ФИО1> неосновательно сумм компенсационной выплаты, поскольку Ухаткина Т.В., осуществляющая уход за ней, достигшей возраста 80 лет, не сообщила пенсионному органу о своем трудоустройстве, что влечет прекращение предоставления компенсационной выплаты, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в их взаимосвязи не учли.

Излишне выплаченные Ухаткиной Т.В. суммы компенсационной выплаты, которые фактически были получены <ФИО1>, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Ухаткиной Т.В. - лица, которому эта выплата была назначена, и <ФИО1> - лица, фактически получившего эти денежные средства, или в случае счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований УПФР, возражений Ухаткиной Т.В. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Ухаткиной Т.В. и И<ФИО1> при получении в период с <ДАТА15> по 3<ДАТА15> сумм компенсационной выплаты.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Ухаткиной Т.В. и <ФИО1>) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности при получении в период с <ДАТА15> по 3<ДАТА15> суммы компенсационной выплаты в размере 1 200 руб. возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.

Между тем, как указывает Ухаткина Т.В. она не получала спорные выплаты, следовательно не должна их возвращать, <ФИО1>, которая могла опровергнуть доводы Ухаткиной А.Д. <ДАТА10> умерла, каких-либо доказательств, опровергающих доводы Ухаткиной Т.В. о неполучении ею спорных выплат истцом не представлено.

Согласно "Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА22>) (Извлечение) взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА23> <НОМЕР> "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

Поскольку доказательств получения и пользования указанной выплатой непосредственно Ухаткиной Т.В. суду не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины также не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований УПФР в <АДРЕС> области (межрайонное) о взыскании с Ухаткиной Татьяны Владимировны излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> в размере 1 200 руб., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шигонский районный суд Самарской области через мирового судью в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. В связи с заявлением представителя истца мотивированное решение составлено непосредственно в совещательной комнате в день его вынесения без вынесения резолютивной части. Мировой судья М.В. Дубровин Копия верна Мировойсудья

2-1637/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано
Истцы
УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное)
Ответчики
Ухаткина Татьяна Владимировна
Суд
Судебный участок № 162 Шигонского судебного района Самарской области
Судья
Дубровин Михаил Валерьевич
Дело на странице суда
162.sam.msudrf.ru
20.08.2021Ознакомление с материалами
18.08.2021Подготовка к судебному разбирательству
18.08.2021Подготовка дела (Собеседование)
03.09.2021Предварительное судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Решение по существу
19.10.2021Окончание производства
19.10.2021Сдача в архив
17.09.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее