Дело № 5-336/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
04 декабря 2017 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка № 1 Коношского судебного района Архангельской области Ерина И.Г., располагающийся по адресу: 164010, Архангельская область, пос.Коноша, пр.Октябрьский, д.121, рассмотрел в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.26 ч.1 КоАП РФ, в отношении Григорьева А.М., …, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения.
Григорьеву А.М. разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
Григорьеву А.М. права понятны, отводов и ходатайств не имеет.
Заслушав Григорьева А.М., свидетелей, исследовав письменные доказательства, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
30 сентября 2017 года в 03 часа 50 минут возле … в пос.Коноша Коношского района Архангельской области Григорьев А.М., управляя транспортным средством «…», гос. рег. знак …, с признаками алкогольного опьянения, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при этом эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Григорьев А.М. в судебном заседании с протоколом не согласен, поскольку не управлял транспортным средством. Пояснил, что 30 сентября 2017 года он находился в салоне транспортного средства «…», в том числе и в момент его остановки после преследования сотрудниками ГИБДД, в качестве пассажира на заднем пассажирском сидении, был в состоянии опьянения. Автомобилем управлял его собственник <ФИО1> Остановившись, <ФИО1> предложил ему бежать. После этого он (Григорьев А.М.) выбежал из задней пассажирской двери автомашины и попытался скрыться, но был задержан сотрудниками ГИБДД.
Свидетель <ФИО1> в судебном заседании показал, что 30 сентября 2017 года транспортным средством «…», принадлежащим ему на праве собственности, управлял только он. Григорьев А.М. находился в автомобиле на заднем пассажирском сидении. После того, как он (<ФИО1>) заметил преследование со стороны сотрудников ГИБДД, он попытался скрыться. Однако через некоторое время остановился на <АДРЕС> в пос.Коноша и предложил Григорьеву А.М. бежать. Тот выбежал с заднего пассажирского сиденья с левой стороны автомобиля, желая скрыться. Позднее был задержан сотрудниками полиции.
Вина Григорьева А.М. в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2017 года;протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 30 сентября 2017 года; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сер.29 АА № 072579 от 30 сентября 2017 года, согласно которому Григорьев А.М. отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование от 30 сентября 2017 года, в котором зафиксирован отказ Григорьева А.М. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; показаниями свидетелей, а также материалами видеофиксации с видеорегистратора патрульного автомобиля ДПС от 30 сентября 2017 года.
Свидетель <ФИО2> в судебном заседании 28 ноября 2017 года показал, что он проходит службу в ОМВД России по Коношскому району в должности инспектора ДПС ОГИБДД. 30 сентября 2017 года около 03 часов при осуществлении патрулирования совместно с инспектором ДПС <ФИО3> возле <АДРЕС> в пос.Коноша Архангельской области ими был замечено транспортное средство «…» с неправильной траекторией движения. На патрульном автомобиле были включены проблесковые маячки и осуществлена подача звукового сигнала к остановке транспортного средства. Однако водитель не выполнил их требование об остановке, увеличил скорость и продолжил движение. После этого они начали преследование указанного автомобиля, который остановился возле <АДРЕС> в пос.Коноша Коношского района. Из водительской двери автомобиля выбежал Григорьев А.М. и попытался скрыться, но был задержан инспектором ДПС <ФИО3> и сопровожден к патрульному автомобилю. <ФИО1>, находившийся на переднем пассажирском сидении, пересел на водительское место и также попытался скрыться, но был остановлен. У Григорьева А.М. имелись признаки алкогольного опьянения, в частности, исходил запах алкоголя из полости рта. Поле этого Григорьев А.М. был доставлен в ОМВД России по Коношскому району, где ему было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на алкотекторе PRO-100 combi, на что Григорьев А.М. в присутствии двух понятых ответил категорическим отказом. После этого Григорьеву А.М. было предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от прохождения которого он также отказался в присутствии двух понятых. В связи с изложенным в отношении Григорьева А.М. были составлены протоколы об отстранении от управления транспортным средством и об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.26 ч.1 КоАП РФ. Во всех процессуальных документах Григорьев А.М. в присутствии понятых от подписи отказался, о чем в протоколах были сделаны соответствующие записи.
Показания свидетеля <ФИО3>, который проходит службу в ОМВД России по Коношскому району в должности инспектора ДПС ОГИБДД, в целом аналогичны показаниям свидетеля <ФИО4>
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Григорьева А.М.и содержит все необходимые сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ. Административное правонарушение описано в протоколе в соответствии с диспозицией ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена, положения статей 51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ Григорьеву А.М. разъяснены.
По смыслу ст.25.1 КоАП РФ, положения которой Григорьеву А.М. разъяснены, и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.
Реализуя по своему усмотрению процессуальные права, Григорьев А.М. в силу личного волеизъявления отказался от подписания протокола об административного правонарушения и получения его копии, а также от своего права на дачу объяснения, что не является процессуальным нарушением, допущенным при составлении протокола об административном правонарушении.
Частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае отказа лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Об отказе Григорьева А.М. от подписания протокола об административном правонарушении и дачи объяснения сделана соответствующая запись.
В соответствии с п.4 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст.24).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации.
Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами (п.1.3).
Пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения РФ установлено, что водитель обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно подп. «а», «б», «в» п.3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года, достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие запаха алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи.
В силу указанных выше характерных признаков алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, имело достаточные основания полагать, что Григорьев А.М. управлял транспортным средством в состоянии опьянения.
Основания, по которым должностное лицо пришло к выводу, что Григорьев А.М. управлял транспортным средством в состоянии опьянения, зафиксированы в протоколе об отстранении от управления транспортным средством, акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Транспортное средство отнесено ст.1079 ГК РФ к источнику повышенной опасности. Управление транспортным средством, относящимся к источнику повышенной опасности, в состоянии опьянения является грубым нарушением правил безопасности движения, поэтому пунктом 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещено управлять транспортным средством в состоянии опьянения.
Поскольку у сотрудника полиции, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, имелись достаточные основания полагать, что Григорьев А.М. управлял транспортным средством в состоянии опьянения, он обоснованно отстранил его от управления транспортным средством и предложил пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Из протокола об отстранении от управления транспортным средством, составленного в присутствии двух понятых, следует, что Григорьев А.М. управлял транспортным средством с характерными клиническими признаками опьянения, что запрещено Правилами дорожного движения РФ, поэтому инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Коношскому району правомерно пресек допущенное Григорьевым А.М. нарушение Правил дорожного движения.
Ознакомленный с протоколом об отстранении от управления транспортным средством, Григорьев А.М. не оспаривал присутствие понятых и правильность совершенных в его присутствии процессуальных действий и не заявлял, что не управлял транспортным средством.
Протокол об отстранении от управления транспортным средством составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых и Григорьева А.М., соответствует требованиям статьи 27.12 КоАП РФ и отнесен ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Понятые удостоверили в названном протоколе факт управления Григорьевым А.М. транспортным средством с признаками опьянения и отстранение от управления транспортным средством. Ставить под сомнение объективность и достоверность удостоверенных понятыми сведений, оснований не имеется.
Согласно подп. «а» п.10 раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Поскольку Григорьев А.М. отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием технического средства измерения в присутствии двух понятых, которые удостоверили своими подписями в акте освидетельствования факт совершения в их присутствии процессуальных действий и их содержание, Григорьев А.М. был направлен сотрудником ОМВД России по Коношскому району на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в лечебное учреждение.
Пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в специализированном государственном учреждении здравоохранения Григорьев А.М. отказался.
Понятые, присутствие которых при составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование Григорьев А.М. не оспаривал, удостоверили своими подписями факт отказа Григорьева А.М. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и ставить под сомнение объективность и достоверность удостоверенных ими процессуальных действий оснований не имеется.
Оценив в совокупности представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что вина Григорьева А.М. в совершении административного правонарушения нашла подтверждение в судебном заседании.
Довод Григорьева А.М. о том, что он не управлял транспортным средством, мировой судья находит несостоятельным, поскольку какие-либо объективные данные в подтверждение данного довода отсутствуют.
Кроме того, ни Григорьев А.М., ни понятые по указанному выше доводу замечаний в протоколы об административном правонарушении и об отстранении от управления транспортным средством, а также в акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не внесли.
Показания свидетеля <ФИО1> о том, что Григорьев А.М. не управлял транспортным средством, мировой судья признает недостоверными, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении Григорьева А.М. как водителя транспортного средства, который не выполнил законных требований сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также противоречат показаниям инспекторов ДПС <ФИО4> и <ФИО3>, данным ими в судебном заседании, согласно которым Григорьев А.М. выбежал из водительской двери автомобиля и пытался убежать, но был задержан.
Действия Григорьева А.М. мировой судья квалифицирует по ст.12.26 ч.1 КоАП РФ - невыполнение водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при этом эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Срок наказания мировой судья назначает с учетом характера административного правонарушения, личности Григорьева А.М., который ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, поэтому мировой судья полагает возможным назначить Григорьеву А.М. минимальное наказание.
Исключительных обстоятельств, позволяющих в силу ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ назначить Григорьеву А.М. наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.12.26 ч.1 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Григорьева А.М. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.26 ч.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Штраф необходимо уплатить в УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области). Наименование банка получателя - «Отделение Архангельск». БИК 041117001, р.с. 40101810500000010003, лицевой счет 04241288610, ИНН 2901071427, КПП 290101001, ОКТМО 11622151, КБК: 188 1 16 30020 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (зачисляются в бюджет субъекта РФ), УИН 18810429170640001869.
Штраф следует уплатить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, предоставив квитанцию об уплате штрафа в канцелярию мирового судьи судебного участка № 1 Коношского судебного района Архангельской области.
В случае неуплаты штрафа в добровольном порядке он будет взыскан принудительно (ст.32.2 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ст.20.25 ч.1 КоАП РФ).
В силу ст.32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 КоАП РФ, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1. ст.32.7 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка № 1 Коношского района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Ерина И.Г.