ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-174/2016
по делу об административном правонарушении
15 августа 2016 г. г. Самара
Мировой судья судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самара Самарской области Ферапонтова З.П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитина <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, гражданина РФ, паспорт серия <НОМЕР> <НОМЕР>, выдан <ДАТА3> отделом УФМС России по Самарской области в Промышленном районе г. Самары, зарегистрированного по адресу: г. Самара, ул. <АДРЕС><АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
05.07.2016 г. на судебный участок № 14 Кировского судебного района г. Самара Самарской области поступил протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА5> составленный уполномоченным на то лицом - главным консультантом департамента по надзору и контролю в сфере образования и информационной безопасности министерства образования и науки Самарской области <ФИО2> согласно которому в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности выявлено административное правонарушение.
НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является юридическим лицом и действует на основании устава, утвержденного протоколом <НОМЕР> Общего собрания учредителей НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА6> В соответствии с решением Общего собрания учредителей <НОМЕР> от <ДАТА6> исполнение обязанностей директора НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» возложено на <ФИО3> В соответствии с уставом целью деятельности НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования, дополнительного образования взрослых и детей, профессионального обучения.
На основании приказа Минобрнауки Самарской области от <ДАТА7> <НОМЕР> НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предоставлена лицензия от <ДАТА8> регистрационный номер <НОМЕР> сроком действия «бессрочно» на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию, дополнительному образованию детей и взрослых, профессиональному обучению.
Приказом Минобрнауки Самарской области от <ДАТА9> <НОМЕР> утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на2016 год. План в установленном порядке согласован с Прокуратурой Самарской области.
Во исполнение Плана и на основании распоряжения Минобрнауки Самарской области от <ДАТА10> <НОМЕР> в срок с <ДАТА11> по <ДАТА12> уполномоченными лицами проведена проверка НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в части соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, при осуществлении организацией образовательной деятельности. Проверяемый период деятельности организации: с <ДАТА13> по <ДАТА14>
О проведении проверки директор НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитин Д. Н. уведомлен <ДАТА15> по телефону и <ДАТА16> по электронной почте.
В соответствии с пп. «а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности обязательным лицензионным требованием к лицензиату является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В качестве документа, подтверждающего наличие у НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на законном основании помещений (включая оборудованные учебные кабинеты), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» при подаче <ДАТА17> заявления на лицензирование представлен в Минобрнауки Самарской области договор <НОМЕР> от <ДАТА18>
В соответствии с договором <НОМЕР> от <ДАТА19>, заключенным между Москвитиным Д.И., <ФИО4> и НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», <ФИО5> и <ФИО6> предоставляют НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. <АДРЕС>, цокольный этаж, поз. <НОМЕР>. Срок действия договора с <ДАТА19> до <ДАТА20>
Документов, подтверждающих наличие у НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с <ДАТА21> по <ДАТА12> на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, к проверке не представлено.
В приложении <НОМЕР> к лицензии на осуществление образовательной деятельности от <ДАТА7> № <НОМЕР>, предоставленной НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», указано место осуществления образовательной деятельности: Самарская обл., г. Самара, ул. <АДРЕС>, цокольный этаж, поз. <НОМЕР>.
При проведении проверки установлено, что помещения, указанные в лицензии, предоставленной НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», как место осуществления образовательной деятельности, и расположенные по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. <АДРЕС>, цокольный этаж, поз. <НОМЕР>, используются для осуществления образовательной деятельности другой образовательной организацией -Частным дошкольным образовательным учреждением «Волшебная страна». В указанных помещениях размещены учебная мебель и иное оборудование Частного дошкольного образовательного учреждения «Волшебная страна», педагогическими работниками Частного дошкольного образовательного учреждения «Волшебная страна» проводятся занятия с воспитанниками.
В соответствии с пояснением директора НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА12> помещения, расположенные по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. <АДРЕС>, цокольный этаж, поз. <НОМЕР>, переданы собственниками помещения другому образовательному учреждению в аренду.
В соответствии с пп. «в» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности обязательным лицензионным требованием к лицензиату является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона от <ДАТА22> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям, для осуществления медицинской деятельности.
НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» при подаче <ДАТА17> заявления на лицензирование представлен в министерство образования и науки Самарской области договор <НОМЕР> безвозмездного пользования нежилым помещением от <ДАТА23>, заключенный между НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и ООО МК «Медтехкомплект», о передаче медицинской организации в безвозмездное пользование помещения площадью 31,6 кв.м (кабинет 46), расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. <АДРЕС>, для организации медицинского кабинета по оказанию первой медицинской помощи обучающимся.
При проведении проверки установлено, что помещение, указанное в договоре <НОМЕР> безвозмездного пользования нежилым помещением от <ДАТА23> как переданное для организации медицинского кабинета по оказанию первой медицинской помощи обучающимся, используется для осуществления образовательной деятельности другой образовательной организацией - Частным дошкольным образовательным учреждением «Волшебная страна».
Договора с медицинской организацией об организации первичной медико-санитарной помощи обучающимся в период с <ДАТА24> по <ДАТА12> НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» к проверке не представлено.
Иных документов, подтверждающих организацию первичной медико-санитарной помощи обучающимся НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» к проверке не представлено.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пп. «в» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствуют условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно не организовано оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи.
В соответствии с пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности обязательным лицензионным требованием к лицензиату является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Документов, подтверждающих наличие в штате НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, к проверке не представлено.
Действия Москвитина Д.Н. квалифицированы по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание Москвитин Д.Н. не явился, о времени и месте слушания дела был извещен правильно и своевременно, то есть надлежащим образом. Ходатайства об отложении рассмотрения дела, в суд от Москвитина Д.Н. не поступало. О перемене места жительства суд не известил. Суд не располагает сведениями о том, что неявка Москвитина Д.Н. в суд имеет место по уважительной причине.
Исследовав представленные материалы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Москвитина Д.Н. и приходит к выводу, что Москвитин Д.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно Примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пп. «б» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 лицензирование образовательной деятельности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте «а» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности), осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об образовании в РФ» к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся следующие
государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 20.06.2008 № 238 «Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Самарской области» министерство образования и науки Самарской области (далее - Минобрнауки Самарской области) является органом государственной власти Самарской области, уполномоченным осуществлять переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Для этих целен в структуре Минобрнауки Самарской области создан департамент по надзору и контролю в сфере образования и информационной безопасности.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "а" - "д", "ж" - "к" п. 6 и пп. "б", "д", "е" п. 7 настоящего Положения.
В соответствии с пп. «а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности обязательным лицензионным требованием к лицензиату является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии с пп. «в» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности обязательным лицензионным требованием к лицензиату является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям, для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с пп. "д" п. 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судом установлено, что в результате проверки НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
- в нарушение пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, у НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствуют на праве собственности или ином законном основании помещения (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий), необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- в нарушение пп. «в» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не обеспечены условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части организации первичной медико-санитарной помощи обучающимся в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья обучающихся в проверяемый период;
- в нарушение пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствуют в штате на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и зли) образовательным стандартам.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина должностного лица - директора НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитина Д.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА5> составленным уполномоченным на то лицом - главным консультантом департамента по надзору и контролю в сфере образования и информационной безопасности министерства образования и науки Самарской области <ФИО2> согласно которому в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности выявлено административное правонарушение;
- приказом Министерства образования и науки Самарской области от <ДАТА9> г. <НОМЕР> об утверждении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 г.;
- распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от <ДАТА10> г. <НОМЕР>;
- актом проверки НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <НОМЕР> (л) от <ДАТА5>;
- лицензией на осуществление образовательной деятельности № <НОМЕР>, выданной <ДАТА7> г. НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»;
- протоколом <НОМЕР> общего собрания учредителей НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА6>;
- договором аренды <НОМЕР> от <ДАТА19> г.; договором <НОМЕР> безвозмездного пользования нежилым помещением от <ДАТА23> г.;
- приказом (распоряжением) о переводе на другую работу <НОМЕР> от <ДАТА33> г.;
- письменными объяснениями директора НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитина Д.Н. от <ДАТА5>
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о виновности должностного лица - директора НОУ ДПО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитина Д.Н. в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, другие обстоятельства дела.
Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Москвитина <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Сумму административного штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Самарской области (Министерство образования и науки Самарской области), ИНН 6317021402, КПП 631701001, р/с 40101810200000010001, Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001,ОКТМО 36701000, КБК 077 116 07000 01 6000 140.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу с предоставлением документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.о. Самары через мирового судью, вынесшего постановление, в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья З.П. Ферапонтова