Дело № 4-132/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Онега 26 апреля 2016 г.
(постановление в полном объёме
изготовлено 29 апреля 2016 г.)
Мировой судья судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области Дейнекина Е.Г., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4.1 ч. 1 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», расположенного в г. Онеге Архангельской области, ул. Красноармейская, д. 60, ОГРН 1022901175186, ИНН 2906005160, дата государственной регистрации - 18 ноября 2002 г.,установил:
в отношении Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области» (далее - ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области или Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, из которого следует, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области <ДАТА4> в 13 часов 00 минут в г. <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, д. 60, воспрепятствовало законной деятельности должностного лица отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Республике <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Россельхознадзора) по проведению плановой выездной проверки за соблюдением ветеринарного законодательства РФ и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения, отказав в доступе на территорию Учреждения и не представив необходимые документы.
В судебном заседании защитники ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области <ФИО1> и <ФИО2> с протоколом не согласились, просили прекратить производство по делу, пояснили, что в июле 2015 г. в Закон РФ «О ветеринарии» внесены изменения, согласно которым ветеринарные службы в сфере исполнения наказаний входят в систему Государственной ветеринарной службы РФ и вправе самостоятельно осуществлять государственный ветеринарный надзор. До внесения изменений, в том числе в 2015 г., должностные лица Управления Россельхознадзора беспрепятственно посещали ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области с целью осуществления ветеринарного надзора. Решение о создании ветеринарной службы принято Федеральной службой исполнения наказания (далее - ФСИН России), в связи с чем <ДАТА5> внесены изменения в структуры и штатные расписания территориальных органов ФСИН, в том числе в Управлении ФСИН по <АДРЕС> области. В УФСИН по <АДРЕС> области проведены необходимые организационные мероприятия. <ДАТА6> утверждено Положение о ветеринарной службе УФСИН по <АДРЕС> области. Положение о ветеринарной службе ФСИН России в настоящее время не утверждено, но находится на стадии согласования. Изменения в штатное расписание ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области о создании ветеринарной службы принято в марте 2015 г. <ФИО2> назначена на должность главного ветеринарного врача <ДАТА7> Закон «О ветеринарии» для отнесения ветеринарной службы ФСИН к системе государственной ветеринарной службы не требует наличия военной службы. Внутренние войска находились в составе Учреждения до августа 1994 г., после этого создана ФСИН. В Учреждении не имеется должностей, связанных с военной службой. Положение о государственном ветеринарном надзоре, предусматривающее требование военной службы, утверждено Постановлением Правительства РФ <ДАТА8> и не учитывает изменения, внесённые в Закон о ветеринарии в июле 2015 г. В феврале 2016 г. УФСИН России по <АДРЕС> области в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии» провело плановую проверку соблюдения законодательства о ветеринарии. В силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального надзора» проведение в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований является недопустимым.
В письменных объяснениях ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области, кроме приведённых защитниками <ФИО3> и <ФИО2> доводов в судебном заседании, отражено также, что в силу статей 1, 5, 7, 21 Закона РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарный надзор на объектах органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний находится в исключительной компетенции ветеринарной службы ФСИН России. На основании приказа ФСИН России от <ДАТА10> <НОМЕР> в УФСИН создана ветеринарная служба, введены должности начальника службы и главных ветеринарных врачей. В силу ст. 38 Закона РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Россельхознадзор не относится к числу органов, имеющих право беспрепятственного доступа на объекты уголовно-исполнительной системы. Непосредственный контроль за деятельностью Учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН России по <АДРЕС> области. ФСИН России не занимается деятельностью, связанной с оборотом лекарственных средств. Должностным лицом, назначенным для проведения проверки, не было представлено документов, что он является государственным ветеринарным инспектором. Управление Россельхознадзора при подготовке плана проверок на 2016 г. представило в ораны прокуратуры предложения по проверке учреждений УФСИН России по <АДРЕС> области без учёта изменений Закона о ветеринарии в 2015 г. Состав административного правонарушений в действиях ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области отсутствует (л.д.12-15,30-36,113-120).
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён (л.д.74).
В ходе рассмотрения дела Управление Россельхознадзора сообщило, что в силу ч. 2 ст. 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор). В силу п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР>, для отнесения органов ФСИН к субъектам государственного ветеринарного надзора необходимо соблюдение двух критериев: наличие в системе ФСИН военной службы и создание ветеринарно-санитарной службы. В системе ФСИН военная служба не предусмотрена. Положение о ветеринарно-санитарной службе в федеральных органах исполнительной власти в сфере исполнения наказаний не утверждено. В системе ФСИН создан ведомственный ветеринарный контроль. ФСИН не имеет полномочий по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора, что подтверждается судебной практикой в <АДРЕС> области. План проверок Управления Россельхознадзора согласован с органами прокуратуры и размещён на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Тогда как проводимые ветеринарной службой ФСИН плановые проверки не включены в ежегодный сводный план проверок, размещаемый на сайте Генеральной прокуратуры РФ, поскольку таких полномочий не имеет. О проведении плановой проверки ФКУ ИК-16 уведомлено надлежащим образом. В ходе проведения проверки планировалось проверить Учреждение как юридическое лицо, осуществляющее содержание и убой животных, и использующее в своей деятельности лекарственные средства для ветеринарного применения. При отказе в доступе на территорию Учреждения документы, подтверждающие статус должностного лица, назначенного для проведения проверки, не истребовались. Согласно должностному регламенту, старший государственный инспектор Управления Россельхознадзора осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор и является одновременно государственным ветеринарным инспектором. Старший государственный инспектор отдела пограничного и внутреннего ветеринарного надзора прибыл на проверку в форменной одежде установленного образца и предъявил служебное удостоверение (л.д.19-21,82-92).
Мировой судья, заслушав объяснения защитников, исследовав материалы дела, пришёл к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч. 1 КоАП РФ.
<ДАТА13> заместителем руководителя Управления Россельхознадзора издано распоряжение <НОМЕР> о проведении плановой выездной проверки в ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области с целью надзора за соблюдением ветеринарного законодательства РФ и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения в соответствии с Планом проверок на 2016 г., утверждённым руководителем Управления Россельхознадзора. В распоряжении указан перечень документов, которые требовалось представить для проведения проверки (учредительные документы, документы, связанные с ветеринарной деятельностью и движением лекарственных средств для ветеринарного применения) (л.д.3,4).
Учреждению предложено обеспечить присутствие представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области для проведения проверки <ДАТА4> в 13 часов 00 минут по адресу осуществления деятельности (л.д.5).
Уведомление о проведении проверки и распоряжение о проведении проверки получены Учреждением <ДАТА14> (л.д.6).
В акте старшего государственного инспектора отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля Управления Россельхознадзора от <ДАТА15> отражено, что <ДАТА4> в 13 часов 00 минут, <ДАТА16> в 12 часов 00 минут, <ДАТА15> в 14 часов 00 минут ему отказано в доступе на территорию животноводческих и подсобных помещений ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области, документы не представлены (л.д.7).
Согласно ст. 1 Закона о ветеринарии, одними из основных задач ветеринарии в РФ являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных и осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимается, в частности, деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок (п. 1 ст. 8 Закона о ветеринарии).
В п. 2 ст. 5 этого же закона в редакции Федерального закона от <ДАТА17> <НОМЕР>, действующей до <ДАТА18>, было предусмотрено, что в систему государственной ветеринарной службы РФ включались только те ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Аналогичное положение закреплено в п.п. «б» п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА19> <НОМЕР>.
Данным положениям соответствовало и содержание п. 1 ст. 1 Закона о ветеринарии в редакции Федерального закона от <ДАТА20> <НОМЕР>.
Вместе с тем, Федеральным законом от <ДАТА21> <НОМЕР> в Закон о ветеринарии внесён ряд изменений, действующих с <ДАТА18>
Положения ст. 7 Закона в ветеринарии в редакции, действующей с <ДАТА18>, предусматривают создание федеральным органом исполнительной власти в сфере исполнения наказаний ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб, организационная структура, порядок осуществления деятельности и финансовое обеспечение которых определяются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В п. 2 ст. 5 Закона ветеринарии внесены изменения, согласно которым система Государственной ветеринарной службы РФ стала включать в себя, в том числе, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственные им организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
Кроме того, с <ДАТА18> статья 1 Закона о ветеринарии также устанавливает, что задачи в области ветеринарии в РФ осуществляют определённые федеральные органы исполнительной власти, а также ветеринарные службы ряда федеральных органов исполнительной власти, в том числе, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона от <ДАТА21> <НОМЕР> ветеринарная служба федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний входит в систему Государственной ветеринарной службы РФ и вправе в силу ст. 1, пункта 2 ст. 5, ст. 7, пунктов 1 и 2 ст. 8 Закона о ветеринарии осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор.
Исходя из буквального толкования абзаца 4 п. 2 ст. 5 Закона о ветеринарии, требование о наличии военной службы к федеральному органу исполнительной власти в сфере исполнения наказания не относится. Данный критерий относится к ветеринарным службам федеральных государственных органов, а не к ветеринарным службам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственным им организациям.
Положение о государственном ветеринарном надзоре, утверждённое Постановлением Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР>, является подзаконным нормативным правовым актом, утверждено до внесения Федеральным законом от <ДАТА21> <НОМЕР> изменений в Закон о ветеринарии относительно полномочий ветеринарной службы федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний. Поэтому предусмотренные в нём положения не могут ограничивать полномочия ветеринарной службы данного органа на осуществление государственного ветеринарного надзора, предусмотренного федеральным законом.
В п.п. 1, 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от <ДАТА22> <НОМЕР>, определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, и учреждения, исполняющие наказания.
<ДАТА23> ФСИН России принято решение о создании ветеринарной службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (л.д.1<ДАТА5> приказом ФСИН России <НОМЕР> внесены изменения в штатные расписания её территориальных органов (л.д.94-105). В частности, в структуру Управления ФСИН по <АДРЕС> области включено подразделение «Ветеринарная служба» (л.д.112). <ДАТА24> назначен начальник ветеринарной службы УФСИН России по <АДРЕС> области <ФИО4> (л.д.62).
Приказом УФСИН России по <АДРЕС> области от <ДАТА25> <НОМЕР> утверждены перечни изменений в штатных расписаниях федеральных казённых учреждений УФСИН России по <АДРЕС> области. В частности, в ФКУ ИК-16 введено подразделение ветеринарной службы (л.д.79-81).
На основании приказа УФСИН России по <АДРЕС> области от <ДАТА26> <НОМЕР> на должность главного ветеринарного врача ветеринарной службы ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области назначена <ФИО2> <ДАТА27> утверждена должностная инструкция (л.д.44-50).
Отсутствие на момент рассмотрения дела Положения о ветеринарной службе ФСИН России не свидетельствует о правомерности возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно п. 4.1 Устава ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области, ФСИН России и УФСИН России по <АДРЕС> области осуществляют руководство управлением Учреждения (л.д.37,41).
<ДАТА6> утверждено Положение о ветеринарной службе УФСИН России по <АДРЕС> области, в соответствии с пунктами 1, 12, 13 которого ветеринарная служба УФСИН по <АДРЕС> области входит в систему ветеринарной службы уголовно-исполнительной системы, является самостоятельным структурным подразделением УФСИН, создаётся в целях организации и осуществления государственного ветеринарно-санитарного контроля на объектах, подведомственных УФСИН, с целью предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений законодательства в области ветеринарии (л.д.75-78).
Данный нормативный правовой акт территориального органа ФСИН России является действующим и устанавливает статус, задачи и полномочия ветеринарной службы УФСИН России по <АДРЕС> области.
Из подпунктов 2, 9 пункта 15 Положения об УФСИН России по <АДРЕС> области, утверждённого приказом ФСИН России от <ДАТА28> <НОМЕР>, следует, что УФСИН России по <АДРЕС> области осуществляет плановые и иные проверки деятельности подведомственных учреждений, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами (л.д.121-123).
Законом о ветеринарии предусмотрено осуществление ветеринарной службой ФСИН России государственного ветеринарного надзора.
УФСИН России по <АДРЕС> области в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 9 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА29> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон 294-ФЗ) утвердило на 2016 г. план проведения ветеринарной службой плановых проверок подконтрольных объектов и довело его до сведения заинтересованных лиц. В плане предусмотрено проведение в ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области проверки соблюдения законодательства в сфере ветеринарии, качества и безопасности пищевой продукции, технического регулирования (л.д.51-53).
<ДАТА30> указанная проверка проведена на основании распоряжения УФСИН России по <АДРЕС> области от <ДАТА31> (л.д.54-61).
Соблюдение УФСИН России по <АДРЕС> области требований ст. 9 Закона 294-ФЗ при проведении плановой проверки ветеринарной деятельности Учреждения, в том числе вопрос о размещении плана проверок УФСИН России по <АДРЕС> области на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, в предмет рассмотрения настоящего дела не входит.
Согласование Управлением Россельхознадзора плана его проверок на 2016 г. с органами прокуратуры и размещение плана на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ не является основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности, так как созданная ФСИН России ветеринарная служба в силу закона самостоятельно осуществляет государственный ветеринарный надзор на подведомственных учреждениях.
Осуществление Управлением Россельхознадзора государственного ветеринарного надзора в ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области приведёт к проведению в отношении Учреждения несколькими органами государственного надзора проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, что является недопустимым на основании п. 5 ст. 3 Закона 294-ФЗ.
Из распоряжения о проведении плановой выездной проверки от <ДАТА13> следует, что целью проверки являлось не только соблюдение Учреждением ветеринарного законодательства, но и требований при обращении лекарственных средств для ветеринарного применения. В качестве правового основания указан Федеральный закон от <ДАТА32> <НОМЕР>-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утверждённые Приказом Минсельхоза РФ <НОМЕР> от <ДАТА33> (л.д.3,4).
В ст. 1, ст. 9 Закона об обращении лекарственных средств определено, что данный закон регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением, перевозкой, применением, уничтожением лекарственных средств. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств включает в себя федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.
При этом из п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утверждённого Постановлением Правительства РФ <ДАТА34> <НОМЕР>, следует, что в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения государственный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными органами.
В пунктах 5.1.1 и 5.1.5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА35> <НОМЕР>, в качестве полномочий данный службы определены федеральный государственный ветеринарный надзор и федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Федеральный государственный ветеринарный надзор и федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств являются самостоятельными видами надзора, первый из которых регулируется Законом о ветеринарии и Положением о государственном ветеринарном надзоре, второй - Законом об обращении лекарственных средств и Положением о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств.
При этом полномочия осуществления государственного ветеринарного надзора в учреждениях ФСИН предоставлены Законом о ветеринарии ветеринарной службе ФСИН, тогда как Законом об обращении лекарственных средств и Положением о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств право на осуществление государственного надзора в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения имеет только Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (её территориальные органы) и без указания вида подконтрольных объектов.
В пп. 2 п. 7 должностного регламента сотрудника Управления Россельхознадзора, прибывшего для проведения проверки, предусмотрено осуществление надзора за соблюдением правил обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (л.д.86-90).
Таким образом, Управление Россельхознадзора вправе осуществлять государственный надзор в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения в учреждениях ФСИН.
Деятельность Учреждения как организации, осуществляющей содержание животных и имеющей ветеринарную службу, связана с обращением лекарственных средств для ветеринарного применения.
Вместе с тем, несмотря на наличие полномочий для проведения в Учреждении проверки за соблюдением правил обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, Управлением Россельхознадзора принято решение об осуществлении указанного надзора и государственного ветеринарного надзора в рамках одной проверки (л.д.3,4).
Тогда как законных оснований для проведения плановой проверки, предмет которой определён в распоряжении о проведении проверки, не имелось, поэтому отказ в допуске на территорию ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области и непредоставление документов нельзя признать как воспрепятствование законной деятельности должностного лица Управления Россельхознадзора.
Противоправных и виновных действий со стороны ФКУ ИК-16 УФСИН России по <АДРЕС> области не имеется, поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ,
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4.1 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС> области» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Мировой судья Е.Г. Дейнекина