Судья Золотовская Л.А. №33-4342/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2019 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З., при ведении протокола секретарем Павловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы ((...)) по частной жалобе заявителя на определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 сентября 2019 года по заявлению федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» об изменении порядка и способа исполнения решения суда (гражданское дело №),
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения. Заявитель указал, что вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ на Военный комиссариат Республики Карелия была возложена обязанность выплачивать Т.М.П. за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01 августа 2007 года, в размере (...)., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Индексация определенной судом денежной компенсации осуществляется Военным комиссариатом Республики Карелия в соответствии с постановлениями Правительства РФ. При этом выплачиваемая Т.М.П. индексируемая сумма данной компенсации составляет (...)., в то время как в соответствии с постановлением Правительства РФ выплате подлежит (...)
Заявитель просил изменить порядок и способ исполнения решения Петрозаводского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ по иску Т.М.П. к Военному комиссариату Республики Карелия об индексации денежных выплат, применив новый механизм индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, положенных истцу, установив момент, с которого будет производиться индексация присуждённых ему указанным решением сумм с даты, когда суммы, подлежащие к выплате с учётом индексации на 2019 год, будут равны суммам, подлежащим к выплате данной категории лиц по постановлению Правительства Российской Федерации.
Определением суда в удовлетворении заявления отказано.
С таким определением не согласен Военный комиссариат Республики Карелия, в частной жалобе представитель заявителя, действующий по доверенности П.М.Н., просит отменить судебное постановление, разрешить вопрос по существу. В обоснование жалобы указывает, что установленная Т.М.П. судебным решением ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается с учетом индексации, размер данной выплаты значительно превышает размер выплат лицам, имеющим такую же группу инвалидности, установленный постановлением Правительства РФ от 24 января 2019 года №42 на 2019 год. Это влечет необоснованную дифференциацию в сфере социальной защиты лиц, относящейся к той же категории граждан, что не совместимо с конституционными принципами равенства и справедливости.
В своем отзыве Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия полагает частную жалобу Военного комиссариата Республики Карелия обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает частную жалобу без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, отзыва на неё, судебная коллегия полагает определение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичная норма закреплена в статье 434 ГПК РФ в ходе производства по исполнению судебного постановления.
Из материалов дела следует, что Т.М.П. является пенсионером Министерства обороны РФ, ему как лицу, имеющему инвалидность (...) группы по заболеванию, приобретенному в результате исполнения обязанностей военной службы при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Решением Петрозаводского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ на Военный комиссариат Республики Карелия возложена обязанность выплачивать Т.М.П. в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств федерального бюджета, начиная с 01 августа 2007 года, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере (...)., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время размер выплачиваемой Т.М.П. компенсации составляет (...). На основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом постановлений Правительства РФ размер данной выплаты составляет (...)
Разрешая заявление Военного комиссариата Республики Карелия и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что ежегодная индексация сумм в возмещении вреда здоровью прямо предусмотрена законом и должна быть произведена в установленном законом порядке, на что имеется указание в самом решении суда.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
По смыслу положений статей 434, 203 ГПК РФ изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
Пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (в том числе - гражданам, получившим заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы,), была гарантирована в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
При этом частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в силу данного федерального закона, предоставлено право выбора: получения либо ежемесячной денежной компенсации в указанной выше твердой денежной сумме, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливался механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ изменена редакция статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в новой редакции в части первой исключен пункт 25, нормативные положения, аналогичные изложенным ранее в этом пункте, содержатся в пункте 15. Согласно положениям статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ устанавливало, что суммы компенсаций, предусмотренных указанным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действующая редакция части 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что размеры выплат, установленные данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.
Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, своими постановлениями ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Так, с учетом соответствующего коэффициента размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) инвалидам II группы устанавливался: с 1 января 2009 года - 5629 руб. 03 коп. (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914), с 1 января 2010 года – 6191 руб. 93 коп. (постановление Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024), с 1 января 2011 года – 6594 руб.41 коп. (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2010 года № 1079), с 1 января 2012 года – 6990 руб. 07 коп. (постановление Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 1019), с 1 января 2013 года – 7374 руб. 52 коп. (постановление Правительства РФ от 4 декабря 2012 года № 1255), с 1 января 2014 года – 7743 руб. 25 коп. (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 года № 1189), с 1 января 2015 года – 8169 руб. 13 коп. (постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 года № 1411).
В последующем, Правительством РФ устанавливались только коэффициенты: с 1 февраля 2016 года – 1,07 (постановление Правительства РФ от 28 января 2016 года № 42), с 1 февраля 2017 года – 1,054 (постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года № 88), с 1 февраля 2018 года – 1,025 (постановление Правительства РФ от 26 января 2018 года № 74), с 1 февраля 2019 года – 1,043 (постановление Правительства РФ от 24 января 2019 года № 32).
Решением Петрозаводского городского суда ХХ.ХХ.ХХ, которым размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью Т.М.П. с учетом 80% утраты трудоспособности, установлен в сумме (...) на Военный комиссариат также возложена обязанность производить в дальнейшем индексацию в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время размер выплачиваемой Т.М.П. компенсации составляет (...)
Однако, исходя из размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для лиц, являющихся инвалидами II группы (2500 руб.) с учетом последующей индексации в настоящее время размер данной компенсации составляет 9849 руб. 36 коп.
Между тем, все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, чем обусловлено определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Устанавливая такие критерии, федеральный законодатель исходит из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции РФ).
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статьей 2, 19, 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Конституционно-правовая природа отношений, возникающих при возмещении государством вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обусловливает необходимость максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. При этом решения законодателя о внесении изменений в способы возмещения вреда, об уточнении критериев его дифференциации или адресности не могут противоречить конституционно-значимым целям, должны отвечать принципам справедливости и соразмерности и не умалять конституционные права, в том числе право, закрепленное в статье 42 Конституции РФ.
Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства. До внесения изменений в части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в других Федеральных законах.
В силу разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо (не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами). В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со статьей 203 ГПК РФ изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации.
Установление и пересмотр всех видов денежных компенсаций, включая ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, представляющих собой по существу социальные выплаты.
Конституционный Суд РФ в Определении от 04 октября 2005 года № 364-О разъяснил, что уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения порядка индексации компенсационных выплат как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым такие выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции РФ).
Таким образом, давая оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции не принял во внимание, что в настоящий момент размер выплачиваемой Т.М.П. на основании решения суда компенсационной выплаты значительно превышает ее размер, установленный Правительством РФ на 2019 год, что свидетельствует о неравном положении истца по сравнению с иными лицами, которым такие выплаты производятся Военным комиссариатом Республики Карелия самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ.
При таких обстоятельствах, определение суда об отказе в удовлетворении заявления Военного комиссариата Республики Карелия об изменении способа исполнения решения суда от ХХ.ХХ.ХХ нельзя признать законным и обоснованным, в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с разрешением данного заявления по существу.
Исходя из правовой природы указанной ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, являющейся гарантией социальной защиты, руководствуясь разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", обоснованными являются доводы заявителя о том, что установление размера этой компенсации для одной категории граждан должно быть единым.
Судебная коллегия полагает, что дальнейшую индексацию производимых Т.М.П. выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства РФ, достигнет размера получаемых истцом выплат. При этом размер уже выплачиваемых истцу ежемесячно денежных сумм не уменьшается.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действует на будущее время, установление лицам, признанным инвалидами вследствие вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (инвалиды II группы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации).
Учитывая специфику спорных правоотношений, установление обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в том порядке, который указан в судебном решении, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 203 ГПК РФ, для удовлетворения заявления об изменении способа и порядка исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Руководствуясь статьями 334, 335, 330 ГПК РФ, суд.
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 сентября 2019 г. по заявлению федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» об изменении порядка и способа исполнения решения суда отменить.
Разрешить вопрос по существу.
Заявление федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» об изменении порядка и способа исполнения решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ удовлетворить.
Изменить способ и порядок исполнения решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ о возложении на Военный комиссариат Республики Карелия обязанность выплачивать Т.М.П., начиная с ХХ.ХХ.ХХ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере (...) с последующей индексацией.
Осуществлять индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, производимой Т.М.П. на основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с даты, когда размер такой выплаты будет равен сумме, подлежащей выплате в счет такой компенсации по Постановлению Правительства РФ.
Судья