УИД 41MS0024-01-2021-000857-41
5-1420/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город <АДРЕС> ул.40 лет Октября, <АДРЕС> <ДАТА1>
<АДРЕС> край
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Елизовского судебного района <АДРЕС> края Полубесова Юлия Николаевна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя садового некоммерческого товарищества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Мишина<ФИО>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении <ФИО2>, являясь председателем садового некоммерческого товарищества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»), находящегося по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, <ОБЕЗЛИЧЕНО> свх., ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об индивидуальном (персонифицированном) по телекоммуникационным каналам связи (бесконтактный прием отчетности) 01 октября 2020 года представил форму СЗВ-М с типом сведений «исходная» за август 2020 года на одно застрахованное лицо, с нарушением срока, так как сведения должны быть представлены не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным, то есть не позднее <ДАТА4>
<ФИО2> в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие <ФИО3>
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.33.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно п.2.2 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон <НОМЕР>) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем, представляет ведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона <НОМЕР> страхователь представляет сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации.
Согласно протоколу об административном правонарушении протоколом об административном правонарушении от <ДАТА5>, согласно которому <ФИО2>, являясь председателем садового некоммерческого товарищества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»), находящегося по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, <ОБЕЗЛИЧЕНО> свх., ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об индивидуальном (персонифицированном) по телекоммуникационным каналам связи (бесконтактный прием отчетности) 01 октября 2020 года представил форму СЗВ-М с типом сведений «исходная» за август 2020 года на одно застрахованное лицо, с нарушением срока, так как сведения должны быть представлены не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным, то есть не позднее <ДАТА6> (л.д. 1);
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО> ОГРН <НОМЕР> является действующим юридическим лицом, поставлено на учет в УПФР в Елизовском районе <АДРЕС> края. Председателем СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является <ФИО2> (л.д. 11-14).
Проверяя виновность председателя СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Мишина<ФИО> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В статье 1 Федерального закона <НОМЕР> указано, что страхователями признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА7> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от <ДАТА7> N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи по обязательному пенсионному страхованию определены как лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с приведенными выше нормами Федерального закона <НОМЕР> предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 данного закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении работающих у него застрахованных лиц, на вознаграждения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы.
Таким образом, отчетность по форме СЗВ-М предоставляется в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.
Из части первой статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя.
Федеральный закон от <ДАТА8> <НОМЕР> «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», определявший в числе прочего особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества, утратил силу с <ДАТА9> в связи с принятием Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Как следует из норм, содержащихся в частях 1, 3 статьи 4 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Из частей 1, 3, 5 статьи 16 указанного Закона следует, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.
Частями 1, 2, 8 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд определено, что правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества, председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем, правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных этим законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
При этом к полномочиям председателя товарищества статьей 19 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в числе прочего отнесены прием на работу в товарищество работников по трудовым договорам, осуществление прав и исполнение обязанностей товарищества как работодателя по этим договорам.
Исходя из приведенных выше положений Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд следует, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Члены правления объединения и председатель являются членами такого объединения, действуют в соответствующей организационной форме в интересах членов некоммерческого объединения, то есть в своих интересах, в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
Согласно представленным сведениям с председателем СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО3> трудовой договор не заключался, вознаграждение ему не выплачивалось.
Поскольку председатель СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО2> действует в интересах членов данного некоммерческого объединения, то есть в своих интересах, а доказательства осуществления им своих функций на возмездной основе, получения каких-либо выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, и принадлежности его к застрахованным лицам отсутствуют, невозможно сделать вывод о наличии в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации признаков трудовых отношений.
При этом материалы дела не содержат данных, которые могли бы свидетельствовать о наличии трудовых отношений между СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и иными лицами, о наличии застрахованных лиц, в отношении которых страхователем должна представляться форма СЗВ-М. Сведений о том, что какие-либо лица выполняют в СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» за плату работу по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, не имеется.
При таких обстоятельствах не представляется возможным сделать вывод о том, что у СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и его председателя возникла обязанность сдавать в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту регистрации товарищества отчетность по форме СЗВ-М.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
На основании изложенного, в рассматриваемом случае изложенное не позволяет сделать вывод о совершении председателем СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является <ФИО3> административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя садового некоммерческого товарищества «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Мишина<ФИО> в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья подпись Ю.Н. Полубесова
Копия верна:
Мировой судья Ю.Н. Полубесова