Дело № 5-99/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Онега 12 марта 2018 г.
(постановление в полном объёме
изготовлено 14 марта 2018 г.)
Мировой судья судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области Дейнекина Е.Г., рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении главы МО «<АДРЕС> муниципальный район» ГРИШИНА <ФИО1>
установил:
Гришин И.И., являясь главой МО «Онежский муниципальный район», администрация которого расположена в г. Онеге Архангельской области, ул. Шаревского, д. 6, 18 декабря 2017 г. принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению <ФИО2> по не предусмотренным законом основаниям.
В судебном заседании Гришин И.И. участия не принимал, о заседании извещён.
В письменных возражениях Гришин И.И. указал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. <ФИО2> отказано в согласовании схемы предоставления земельного участка, так как не утверждён проект планировки территории. На основании ст. 2, ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ при предварительном согласовании схемы предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства учтено, что рациональное использование земельного участка невозможно без инженерной и транспортной инфраструктуры (территорий общего пользования), которые разрабатываются в проекте планировки квартала. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности невозможно, что противоречит принципам градостроительной деятельности. В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ при разработке проекта планировки квартала. В силу ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается по инициативе орган местного самоуправления либо на основании предложений физических или юридических лиц. Таких предложений от физических лиц не поступало. В случае подготовки документации заинтересованными лицами, указанными в ч. 1.1 ст. 45 ГК РФ, принятие указанного решения органом местного самоуправления не требуется. 03.10.2017 администрации МО «Онежский муниципальный район» стало известно о том, что с 01.08.2017 прекращена деятельность АО «2-ой Архангельский объединённый авиаотряд» на посадочных площадках Онега и Пурнема самолетами Ан-2. До 01.08.2017 даннаятерритория не подлежала застройке ввиду ограничения по условиям размещения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - шумовой зоне, поэтому решение о подготовке документации по планировке территории не могло быть принято. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка основан на п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ (л.д.27,28).
Потерпевший <ФИО2> в судебном заседании подтвердил, что ему отказано в согласовании схемы земельного участка, который он просил предоставить с целью строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия Гришина И.И.
Мировой судья, заслушав объяснения потерпевшего, изучив материалы дела, заслушав заключение старшего помощника Онежского межрайонного прокурора Васьковского Е.А., полагавшего необходимым привлечь Гришина И.И. к ответственности, пришёл к выводу, что действиях главы МО «Онежский муниципальный район» Гришина И.И имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, то есть отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.
<ДАТА7> в администрацию МО «<АДРЕС> муниципальный район» поступило заявление <ФИО2> о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 1 200 кв.м, расположенного в 240 метрах от дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС> области (л.д.15).
К заявлению приложена схема расположения земельного участка с указанием координат (л.д.16,17).
<ДАТА4> <ФИО2> в письменной форме сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием инженерной и транспортной инфраструктур. Ответ на заявление <ФИО2> подписан главой МО «Онежский муниципальный район» Гришиным И.И. (л.д.14).
Порядок предоставления гражданам земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды без проведения торгов регулируется положениями ст.ст. 39.14, 39.18 Земельного кодекса РФ, в частности, гражданин подает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка перечислены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Одним из таких оснований является невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно пп. 3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка данной схемы с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Именно на данные нормы закона указывает Гришин И.И. в качестве правового основания для отказа в согласовании схемы предоставления земельного участка <ФИО2>
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является неправомерным, поскольку отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории не предусмотрено положениями п. 16 ст. 11.10 и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ в качестве основания для такого отказа.
Из буквального содержания пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ следует, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с её разработкой с нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ.
В ст. 11.9 ЗК РФ закреплены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, какое именно из требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ и иных законов, нарушено <ФИО2> при разработке схемы расположения земельного участка.
В том числе не имеется доказательств того, что расположение земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Об отсутствии таких нарушений свидетельствует схема на л.д. 17.
Доводы Гришина И.И. в письменных возражениях сводятся не к фактически уже имеющимся нарушениям, допущенным при разработке схемы расположения земельного участка, а к возможным нарушениям требований, когда будет утверждён проект планировки квартала.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.
Таким образом, разработка и утверждение проекта планировки территории является обязанностью органа местного самоуправления, невыполнение которой не исключает наступление ответственности должностного лица органа местного самоуправления по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, поскольку отсутствие проекта планировки территории как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не предусмотрено пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Иной подход означает, что при отсутствии проекта планировки территории должностное лицо может во всех случаях и всегда принимать решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, что противоречит как общему положению пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ о праве граждан на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так и положениям п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ об основаниях отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Не свидетельствует об отсутствии вины довод Гришина И.И. о принятия решения о подготовке документации по планировке территории по инициативе органа местного самоуправления либо на основании предложений физических лиц, которых в адрес администрации МО «Онежский муниципальный район» не поступало.
Само обращение <ФИО2> подтверждает востребованность со стороны граждан в предоставлении им земельных участков, что в силу положений ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ обязывает орган местного самоуправления подготовить документы по планированию территории с целью реализации права граждан на предоставление им земельных участков.
Не требуется принятие органом местного самоуправления поселения решения о подготовке документации по планировке территории только в случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, к которым <ФИО2> не относится (лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории; субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса и т.д.).
Использование территории до <ДАТА8> в качестве посадочной площадки для самолётов Ан-2 (л.д.29,31) противоправности действий также не исключает, поскольку <ФИО2> обратился с заявлением о согласовании предоставления земельного участка <ДАТА7>
Отсутствуют доказательств того, что у администрации МО «Онежский муниципальный район» как до обращения, так и после обращения <ФИО2> в силу объективных причин отсутствовала возможность подготовить и утвердить документацию по планировке территории и были предприняты все зависящие меры с целью решения этого вопроса.
В силу ст.ст. 34, 35 Устава МО «Онежский муниципальный район» глава Онежского муниципального района является высшим выборным должностным лицом Онежского муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации Онежского муниципального района обеспечивает исполнение администрацией Онежского муниципального района законодательства РФ и Архангельской области, правовых актов, принятых на местном референдуме, Устава, решения Собрания депутатов, а также собственных актов, руководит деятельностью администрации Онежского муниципального района, организует её работу, представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, управляет муниципальной собственностью, от имени Онежского муниципального района приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполненииместного бюджета, организует приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения. Решением Собрания депутатов МО «Онежский муниципальный район» от 09.11.2017 № 11 Гришин И.И. с 09.11.2017 избран главой МО «Онежский муниципальный район» (л.д.18).Гришин И.И. является должностным лицом органа местного самоуправления, обладающим огранизационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, ответственным за рассмотрение заявлений граждан и принятие по ним решений.
Приняв решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по не предусмотренным законом основаниям, Гришин И.И. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Положения ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены. Копия постановления Гришину И.И. вручена.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не имеется.
Основания для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу в силу положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, так как правонарушение существенно посягает на охраняемые общественные отношения и право <ФИО2> на предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая характер правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, руководствуясь ст.ст. 2.4, 4.1-4.4, 29.9-29.11, ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать главу МО «Онежский муниципальный район» Гришина <ФИО4> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Административный штраф перечислить: УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области); р/с № 40101810500000010003; Отделение Архангельск, г. Архангельск; БИК 041117001; КПП 290101001, ИНН 2901052689, ОКТМО 11701000; КБК 415 1 16 90010016000 140. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в судебный участок № 1 Онежского судебногорайона.
Постановление может быть обжаловано в Онежский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Мировой судья Е.Г. Дейнекина
Согласовано:
«____» марта 2018 г.
Мировой судья_____ Е.Г. Дейнекина