ПОСТАНОВЛЕНИЕ №5-357/2018
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
12 сентября 2018 г. с. Хворостянка<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Приволжского судебного района <АДРЕС> области Крупин И.Е.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, адрес местонахождения: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА> старшим инспектором по ИАЗ ОГИБДД О МВД России по <АДРЕС> району <АДРЕС> области <ФИО1> в отношении юридического лица- Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В фабуле дела указано: <ДАТА> в 11 час. 00 мин. установлено, что Администрация сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области не исполнила в установленный законом срок представление об устранении причин и условий от <ДАТА> <НОМЕР> СЭД начальника ОГИБДД <ФИО2> в части проведения мероприятий по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) и электрического освещения на пересечении <АДРЕС> и <АДРЕС> в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
В судебном заседании представитель юридического лица - глава сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области <ФИО3> вину не признала, представила письменные возражения, из которых следует, что протокол об административном правонарушении составлен неверно, так как отсутствовали основания для привлечения администрации сельского поселения <АДРЕС> к административной ответственности. В соответствии с представлением от <ДАТА> администрации сельского поселения предлагалось (не предписывалось и не требовалось) принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах информировать ОГИБДД в 30-дневный срок. Считает, что представление ОГИБДД от <ДАТА> является неопределенным и неисполнимым, в то время как исполнимость предписания (представления) является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание (представления) исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение требований предписания наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Следовательно, предписание (представление) должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания уполномоченного органа является самостоятельным основанием для признания его незаконным, не соответствующим требованиям Закона <НОМЕР>. В представлении ОГИБДД не указано конкретно какие меры и в какой срок администрации сельского поселения <АДРЕС> предписывалось выполнить, а лишь констатировалось отсутствие тротуаров и освещения на перекрестке <АДРЕС> и <АДРЕС> и предлагалось в 30-дневный срок сообщить о принятых мерах. Считает, что в существующем виде представление от <ДАТА> администрацией сельского поселения <АДРЕС> исполнено в полном объеме. Представление рассмотрено в установленный 30-дневный срок, о планируемых мерах сообщено в ОГИБДД <ДАТА> Если предположить, что в представлении предлагалось обустроить тротуары (пешеходные дорожки) в <АДРЕС> (или на перекрестке <АДРЕС> и <АДРЕС> и обеспечить освещение улиц <АДРЕС> в 30- дневный срок, то данное предложение выполнить в указанный срок невозможно. Для этого необходимо разработать проектно-сметную документацию, запланировать денежные средства в бюджете сельского поселения <АДРЕС>, - решение данного вопроса находится в компетенции Собрания представителей сельского поселения <АДРЕС>. В случае принятия положительного решения Собранием представителей, в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА> <НОМЕР> «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подрядчика для выполнения работ необходимо определить с использованием конкурентных способов (аукцион, конкурс и т.д.). После определения победителя необходимо заключить муниципальный контракт и выполнить работы. На выполнение этих требований закона необходим срок не менее 3 месяцев. Таким образом, у администрации сельского поселения <АДРЕС> отсутствовала бы реальная возможность исполнить представление ОГИБДД в 30-дневный срок. Кроме этого в представлении содержатся недостоверные сведения относительно отсутствия освещения на перекрестке <АДРЕС> и <АДРЕС>. На фотографии, приложенной к акту, который составлен в светлое время суток, видно, что около дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> (на перекрестке <АДРЕС> и <АДРЕС> имеется уличный фонарь, которой находился и находится в рабочем состоянии. Каких-либо измерений освещенности данного участка дороги и выводов о его недостаточности работниками ГИБДД не делалось. Считает, что данного освещения для перекрестка достаточно. Администрация сельского поселения <АДРЕС> не устраняется от исполнения обязанностей по содержанию и ремонту дорог, принимает меры к обустройству тротуаров в <АДРЕС>. В <ДАТА> построено 316 метров тротуаров на ул. <АДРЕС> на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО>, в <ДАТА> году заключен муниципальный контракт и начато строительство 410 метров тротуаров на <АДРЕС> на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО>. В <ДАТА> в <АДРЕС> установлено 134 уличных светильника на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО>, в <ДАТА> - 51 на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО>, регулярно проводится работа по их обслуживанию и замене.
Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица, - администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В подтверждение своих доводов представитель юридического лица привлекаемого к административной ответственности предоставила акт сдачи-приемки выполненных работ по ремонту тротуарной дорожки в с. <АДРЕС> в соответствии с контрактом от <ДАТА>, согласно которого в с. <АДРЕС> в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной среды» обустроена тротуарная дорожка на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО> <ОБЕЗЛИЧИНО> (<ОБЕЗЛИЧИНО>), муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог местного назначения на <ДАТА> год <ОБЕЗЛИЧИНО>), Устав сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> (<ОБЕЗЛИЧИНО>).
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ст. гос.инспектор БДД ОГИБДД О МВД России по <АДРЕС> району <ФИО4> пояснил, что с <ДАТА> введен в действие приказ МВД России <НОМЕР> «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог». Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. В соответствии с данным регламентом определены права и обязанности сотрудников при осуществлении федерального государственного надзора вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений.
Одним из результатов исполнения государственной функции являются внесении в соответствии с Федеральным законом "О полиции" руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Сотрудниками контролируются сроки исполнения ранее предъявленного требования, выданного предписания, внесенного представления. При невыполнении в установленный срок предписания, а также представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП.
В рассматриваемом случае при выезде на место ДТП <ДАТА> г. был составлен акт <НОМЕР> выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, в котором указано, что на пересечении <АДРЕС> и <АДРЕС> отсутствуют тротуары и освещение. В соответствии со ст.13 ФЗ «О полиции» администрации сельского поселения <АДРЕС> м.р.Хворостянский <АДРЕС> области было внесено представление <НОМЕР> об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. В данном представлении указывалось принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности и сообщить о принятых мерах в установленный 30-ти дневный срок. <ДАТА> г. ст. инспектором по ИАЗ ОГИБДД О МВД России по <АДРЕС> району <ФИО1> было возбуждено административное расследование и <ДАТА> г. вынесено определение об истребовании необходимых документов для производства по делу об административном правонарушении. В ответе Главы администрации сельского поселения <АДРЕС> <ФИО3> о принятых мерах по данному представлению не было указано какие меры приняты, только то, что данное представление будет рассмотрено через некоторое время, то есть представление выполнено не было, поэтому было принято решение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Администрации сельского поселения <АДРЕС> по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ. Вместе с тем он согласился, что исполнение представления в части строительства тротуара за предусмотренный законом месячный срок невозможно, однако данный срок мог быть продлен по ходатайству администрации, но с данным ходатайством никто не обращался.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области, допросив специалиста, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от <ДАТА> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Вопрос о законности и исполнимости предписания (представления) об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Из буквального толкования исследованного в судебном заседании представления «об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности» от <ДАТА> года внесенное в адрес администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД РФ по <АДРЕС> району <АДРЕС> области следует, что <ДАТА> года в 13 ч. 00 мин. старшим государственным инспектором БДД' ОГИБДД О МВД России по <АДРЕС> району капитаном полиции <ФИО4> при выезде на место ДТП пересечение ул. <АДРЕС> и ул. <АДРЕС> с. <АДРЕС> выявлены недостатки в содержании уличной дорожной сети способствующие реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, а именно отсутствие тротуаров и отсутствие освещения. Пунктом 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предписано, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предписано, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Наличие указанных недостатков в содержании безопасном для дорожного движения является нарушением Свода правил 42.13330.2011 (актуализированной редакции Строительных норм и правил 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации и введённых в действие <ДАТА> Отсутствие благоустроенных тротуаров, пешеходных дорожек, отсутствие освещения автомобильной дороги противоречит требованиям действующего законодательства и создает реальные условия, способствующие реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Согласно требований п.2 ст. 12 Федерального закона <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии п. 8 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (в ред. Федерального закона от <ДАТА> N 357-ФЗ).
Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «О полиции» начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения просил Администрацию принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности и информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах предоставить в свой адрес в установленный законом 30 дневный срок <ОБЕЗЛИЧИНО>
Так же в данном представлении была разъяснена ответственность за невыполнение в указанный срок данного представления по ч.27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятие представления и его основная цель описаны в ст. 29.13 КоАП РФ и представляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и вносится для устранения причин, способствующих совершению правонарушения. То есть выступает в качестве превентивной нормы, препятствующей правонарушению. В соответствии с данной нормой организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим данное представление.
Администрацией сельского поселения <АДРЕС> в лице главы поселения <ДАТА> года была направлена информация о выполнении указанного предписания, в которой указано, что «В бюджете сельского поселения на <ДАТА> год не заложены денежные средства на устройство тротуаров по ул. <АДРЕС> Вопрос об элементах обустройства дорог общественного пользования будет рассмотрен на ближайшем заседании депутатов сельского поселения <АДРЕС>, на котором будет принято решение по обустройству дорог общего пользования сельского поселения на <ОБЕЗЛИЧИНО> Стационарное освещение на улицах с. <АДРЕС> установлены с интервалом <ОБЕЗЛИЧИНО> В местах недостаточной видимости будут установлены дополнительные светильники».
Исследовав и проанализировав данный ответ, суд в рассматриваемом случае признает его объективно отражающим существующий порядок принятия решения по исполнению внесенного представления. Должностное лицо, внесшее данное представление пришло к выводу, что указанные в ответе главы поселения меры являются не достаточными и посчитало, что представление осталось не исполненным.
Суд считает, что с данным выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку он носит оценочный характер и в силу вероятной субъективности не может быть истолкован однозначно.
Обустройство тротуаров в населенном пункте - мероприятие по капитальному строительству, требующее вложение денежных средств при условии выполнения установленных законом процедур, как например: - разработка проектно-сметной документации; - планирование денежных средств в бюджете поселения; - объявление конкура для определения подрядчика для выполнения работ; - заключение муниципального контракта; и т.д.. Таким образом, других мер по исполнению внесенного предписания глава сельского поселения предпринять не могла, по этому и указала в своем ответе, что данный вопрос будет ею вынесен на рассмотрение ближайшего заседания депутатов сельского поселения, поскольку как следует из исследованного в судебном заседании Устава сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области «В исключительной компетенции Собрания представителей поселения находится вопросы утверждения бюджета поселения и отчета о его выполнении» (статья 35 ч.1 п.2 Устава).
Администрацией сельского поселения проводится работа по обустройству села пешеходными дорожками и тротуарами, что подтверждается исследованными в судебном заседании актом сдачи-приемки выполненных работ по ремонту тротуарной дорожки в с. <АДРЕС> в соответствии с контрактом от <ДАТА>, согласно которого в с. <АДРЕС> в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной среды» обустроена тротуарная дорожка на сумму <ОБЕЗЛИЧИНО> <ОБЕЗЛИЧИНО> (<ОБЕЗЛИЧИНО>), муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения на <ДАТА> год <ОБЕЗЛИЧИНО>).
Требование об оборудовании указанного участка дороги искусственным освещением суд считает необоснованным, поскольку в ответе на представление указано, что источники освещения в населенном пункте установлены на расстоянии не более 100 метров, что соответствует требованиям на которые в своем представлении ссылается должностное лицо «Пунктом 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предписано, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.» Кроме того, как отображено на фотографии указанного участка дороги, напротив указанного пересечения дорог имеется уличный фонарь (<ОБЕЗЛИЧИНО> А каких либо доказательств недостаточности освещения в указанном месте в материалах дела не представлено.
В связи с этим суд полагает, что Администрацией сельского поселения <АДРЕС> были приняты все меры для выполнения внесенного представления, а поскольку ответ о его исполнении был дан в установленный законом месячный срок, в действиях Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 2 ст. 1.5 КоАП РФ определяет, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дел.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 1.5, п.2 ч.1 ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано Администрацией <АДРЕС> области и лицом, составившим административный протокол, а также опротестовано прокурором в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего постановления.
Мировой судья И.Е.Крупин