Дело № 2-1518/2018
Мотивированное решение
изготовлено 23.03.2018
Решение
Именем Российской Федерации
19 марта 2018 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при секретаре Иршенко А.А.,
с участием старшего помощника Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора – Герасимова А.Г.,
с участием представителей Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края – Хаснулина А.В., Недашовской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края о возложении обязанности,
установил:
и.о. Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, вопреки требованиям законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов (ч.ч. 1, 2, 8, 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), ненадлежащим образом реализовано полномочие по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края.
Просит суд обязать Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края составить соответствующую требованиям действующего законодательства схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края и направить ее на утверждение высшему должностному лицу Приморского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании и.о. Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора уточнил исковые требования, просит обязать Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края составить соответствующую требованиям действующего законодательства схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края и направить ее на утверждение высшему должностному лицу Приморского края до дата.
Старший помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в отсутствие схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края не может быть обеспечено надлежащее проведение мероприятий по организации рационального использования охотничьих угодий, включающих, в том числе, основные направления и мероприятия по развитию охотничьего хозяйства и информацию о выделении планируемых зон охраны охотничьих ресурсов, а также мероприятий по организации рационального использования охотничьих ресурсов, включающих, в том числе, планируемые к проведению биотехнические мероприятия; ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней и рекомендации по их проведению в охотничьих угодьях субъекта Российской Федерации; нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи; и другие мероприятия. Нарушение требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов является нарушением предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, существенно ущемляет права неопределенного круга лиц на свободное пользование и распоряжение природными ресурсами.
Представитель Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что прокурором не представлено доказательств уклонения или ненадлежащего исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края. На основании Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждена Государственная программа Приморского края <...> Для решения задачи по сохранению и восстановлению биологического разнообразия в рамках подпрограммы № <...>» предусмотрено создание схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края. Сроки реализации подпрограммы дата годы, финансирование мероприятий осуществляется за счет средств краевого бюджета. Во исполнение требований Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Департаментом в дата был проведен аукцион на выполнение работ по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, 1 этап. Создана картографическая основа, которая содержит необходимую информацию о закрепленных и общедоступных охотничьих угодий, ООПТ и их пользователях. Выполнение 2 этапа не произведено из-за отсутствия финансирования. Выполнение мероприятий по составлению схемы находится в прямой зависимости от финансирования государственной подпрограммы «Биологическое разнообразие Приморского края» и находится вне полномочий Департамента. Департаментом неоднократно направлялись письма в адрес <адрес> о выделении из краевого бюджета финансирования для составления схемы. По результатам заседания бюджетной комиссии дата принято решение предоставлении Департаменту финансирования на 2018 год для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края в размере 8 000 000 рублей. После проведения картографических работ, необходимых для составления схемы, Департаментом будет составлена схемы и направлена на утверждение. Примерный срок мероприятий – дата
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32-34 настоящего Федерального закона, и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов установлены статьей 32 Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьей 34 Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены собственные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, к числу которых относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края.
В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <...> утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре.
В соответствии с пунктами 7-9 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем. При составлении Схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах. При составлении Схемы обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.
В силу ч. 8 ст. 39 Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
На территории Приморского края уполномоченным органом, осуществляющим собственные полномочия субъекта Российской Федерации в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от дата № № является Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края.
Согласно п. 2.1.6 Положения о департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от дата №-па, Департамент осуществляет полномочия по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, которые являются полномочиями <адрес> и осуществляются за счет бюджетных средств края.
Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, предусмотренных в краевом бюджете на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на осуществление полномочий по ведению Красной книги Приморского края, организации и функционирования государственных природных заказников краевого значения.
В целях реализации положений Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Администрации Приморского края от дата № №па утверждена Государственная программа Приморского края <...>. Для решения задачи по сохранению и восстановлению биологического разнообразия в рамках подпрограммы № «<...> предусмотрено создание схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края.
Ответственным исполнителем подпрограммы № «<...> является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, соисполнителем подпрограммы - Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края.
Сроки реализации подпрограммы дата, финансирование мероприятий осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В рамках своих полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Департаментом проводятся мероприятия по созданию схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, дата Департаментом был проведен аукцион на выполнение работ по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, 1 этап. По результатам аукциона <...>» был заключен государственный контракт № на сумму 4 999 999 рублей. Отчет в виде тома <...> имеется в наличии. Создана картографическая основа, которая содержит необходимую информацию о закрепленных и общедоступных охотничьих угодий, ООПТ и их пользователях. Тем самым, выполнены основные мероприятия по созданию схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, предусмотренные пунктами 7, 8 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
В настоящее время проводятся мероприятия по завершению разработки схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края в порядке выполнения 2 этапа создания и утверждения схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, в рамках которого будет проведен аукцион на выполнение работ по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, 2 этап. Предварительный срок выполнения работ – дата
По результатам заседания бюджетной комиссии (протокол от дата) принято решение о предоставлении Департаменту финансирования на дата для составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края в размере 8 000 000 рублей.
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края о возложении обязанности составить соответствующую требованиям действующего законодательства схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края и направить ее на утверждение высшему должностному лицу Приморского края в срок до дата.
Вместе с тем, нарушения Департаментом требований законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, неисполнение возложенной на Департамент обязанности по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края судом не установлено.
Представленными доказательствами подтверждается выполнение Департаментом в рамках возложенных на него законом полномочий мероприятий по составлению и утверждению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края.
Заявляя исковые требования о возложении обязанности на Департамент по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края, прокурор просит установить срок исполнения - до дата. Однако данный срок составления схемы уже установлен Постановлением <адрес> от дата №-па, в соответствии с которым срок исполнения обязанности, возложенной на Департамент, по составлению схемы установлен – до дата. Нарушение срока не допущено.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на Департамент обязанности составить соответствующую требованиям действующего законодательства схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края и направить ее на утверждение высшему должностному лицу Приморского края до дата, поскольку данная обязанность уже возложена на Департамент в силу закона и Департаментом исполняется.
Доказательств нарушения требований законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, ненадлежащего исполнения возложенных на Департамент обязанностей в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бакшина