Решение по делу № 2-1293/2017 от 22.12.2017

Дело № 2-1293/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Гальбштадт                                                                     22 декабря 2017 года

Мировой судья судебного участка Немецкого национального района Алтайского края Палкина  Т.В.,

при секретаре Панасенко Е.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Шинкарюк Нины Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании суммы затраченной на потребленную электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Немецкого национального района Алтайского края в интересах Шинкарюк Н.И. обратился к мировому судье судебного участка Немецкого национального района с иском к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию.

В обоснование заявленных требований указал, что Шинкарюк Н.И. относится к категории педагогических работников. Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, представленной энергоснабжающей организацией, Шинкарюк Н.И. в соответствии с показаниями приборов учета за период с октября 2014 г. по март 2017 г. было фактически оплачено 25510,16 руб. При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 за аналогичный период, составила 4883,94 руб.

По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предостав­лением мер социальной поддержки педагогическим работникам образователь­ных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления ком­пенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педа­гогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образова­тельных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 N 99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не со­держат так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.

В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за пе­риод 2014 - 2017 г.г. составила: 25510,16 руб. = 30394,1 (оплачено) - 4883,94 руб. (компенсировано). Указанную сумму недополученной компенсации на освещение жилого помещения прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Шинкарюк Н.И.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В представленных письменных возражениях представитель ответчика указывает, что возражает против удовлетворения исковых требований, так как согласно закону Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилам предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99, компенсация затрат осуществляется непосредственно за потребленную электроэнергию, затраченную на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение». Расчет, приведенный истцом, содержит фактический расход электроэнергии, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. Индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, истицей не использовался, следовательно расчет недополученной суммы затрат за указанный период является необоснованным. Кроме того, приведенный расчет не учитывает следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Поскольку с 01.04.2017 Правила утратили силу, расходы за март 2017 года компенсированы истице в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103.

В представленных письменных возражениях представитель третьего лица возражает против удовлетворения исковых требований по аналогичным основаниям.

Исследовав материалы дела, мировой судья находит, что иск подлежит удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, Шинкарюк Н.И. поставлена на учет в УСЗН по Немецкому национальному району как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном в сельском населенном пункте по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>

В соответствии п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов РФ.

При этом, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Часть 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социаль­ной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муни­ципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (посел­ках городского типа)» предусматривает, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений) компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.

В соответствии с п. 29 Постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива потребления электрической энергии населением на одного человека в месяц, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку по смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства размер компенсации на освещение подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, определенных на основании показаний прибора учета и лишь при отсутствии такового - исходя из нормативов потребления.

Поскольку жилое помещение, в котором проживает Шинкарюк Н.И., оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого последней осуществляется оплата услуги электроснабжения, тогда как расчет денежного эквивалента ответчиком производится по нормативам потребления, мировой судья приходит к выводу о неправомерности действий ответчика и наличии оснований для взыскания разницы между фактически понесенными расходами и произведенной компенсацией. Кроме того, ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение. При этом освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению. Следовательно, термин «освещение» применительно к коммунальным ресурсам аналогичен термину «электроэнергия» и поскольку в жилом помещении истца установлен прибор учета электроэнергии, определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.

Жилое помещение Шинкарюк Н.И. отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. На этом основании ответчик производит истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края".

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что поскольку с 01.04.2017 Правила утратили силу, то расхо­ды за март 2017 года компенсируются истице в апреле 2017 года в твердой де­нежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществ­ляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населен­ных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103, мировой судья считает необоснованными, так как указанные Правила вступили в законную силу с 01.04.2017, и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после указанной даты, и не могут регулировать отношения по выплате льгот за март 2017 г. Кроме того, из представленной ответчиком справки следует, что за март 2017 г. Шинкарюк Н.И. компенсировались расходы исходя из норматива, а не в твердой денежной сумме.

Учитывая это, разница между фактическими расходами истицы на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с октября 2014 года по март 2017 года составила сумму в размере 25437,66 руб.: 30321,6 руб. (оплачено истцом с октября 2014 года по март 2017 года) - 4883,94 руб. (фактически выплаченная компенсация истцу). Указанные суммы подтверждаются детализированным балансом за спорный период, представленным АО «Алтайкрайэнерго», и справкой Управления социальной защиты населения Немецкого национального района о размере выплаченных сумм компенсации.

Таким образом, мировым судьей  установлено, что выплата социальной поддержки истцу за период с ноября 2014 года по март 2017 года производилась ответчиком не в полном объеме, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг освещения, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению является неправомерным.

Руководствуясь статьями 198-199, 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Шинкарюк Нины Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании суммы затраченной на потребленную электроэнергии, удовлетворить частично.

Обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края выплатить в пользу Шинкарюк Нины Ивановны недополученную сумму компенсации понесенных затрат на электроэнергию за период с ноября 2014 года  по март 2017 года в размере 25437,66 руб. за счет бюджета Алтайского края.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме.

Мировой судья                                           Т.В. Палкина

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2017 года.

 

Мировой судья                                                                  Т.В. Палкина

                       

<ОБЕЗЛИЧЕНО>

2-1293/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен частично (Обжаловано)
Истцы
Прокуратура ННР
Шинкарюк Н. И.
Ответчики
Управление социальной защиты населения по ННР
Другие
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Суд
Судебный участок Немецкого национального района Алтайского края
Судья
Палкина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
nemrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
06.11.2017Подготовка к судебному разбирательству
06.11.2017Упрощенное производство
22.12.2017Решение по существу
29.12.2017Обжалование
02.01.2018Окончание производства
Сдача в архив
22.12.2017
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее