Решение по делу № 33-5643/2013 от 22.04.2013

Судья Гисметдинов Г.М. дело ....

учет ....

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,

судей Горшунова Д.Н., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Абрарове Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Горшунова Д.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «ТВТ» на решение Советского районного суда города Казани от 14 марта 2013 года, которым постановлено:

заявление прокурора Ново-Савиновского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города Казани к открытому акционерному обществу «Телерадиокомпания «ТВТ» об обязании переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации – удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Телерадиокомпания «ТВТ» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства размещение подвесных линий связи, проложенных к дому №31 по улице Амирхана города Казани, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «ТВТ» Гарифуллиной Г.Г. в поддержку апелляционной жалобы, прокурора Дындова Д.В., возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ново-Савиновского района города Казани, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Телерадиокомпания «ТВТ» (далее – ОАО «ТРК «ТВТ») о переводе подвесных линий связи в подземные коммуникации.

В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани совместно обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» (далее – ООО «УК «Уютный дом») проведена проверка оператора связи ОАО «ТРК «ТВТ» на предмет соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, в ходе которой выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов на крыше дома №31 по улице Амирхана города Казани.

В связи с этим 27 августа 2012 был составлен акт проверки исполнения законодательства о связи с участием ООО «УК «Уютный дом».

Размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов. На основании изложенного прокурор просил признать действия ОАО «ТРК «ТВТ» по прокладке линий связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома №31 по улице Амирхана города Казани незаконными, обязать ОАО «ТРК «ТВТ» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

В судебном заседании представитель прокурора заявленные требований уточнил, от требований в части признания незаконными действий ОАО «ТРК «ТВТ» по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома отказался.

Представитель ОАО «ТРК «ТВТ» с заявлением не согласился.

Представитель ООО «УК «Уютный дом» в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, уведомлен надлежащим образом.

Суд вынес решение вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ОАО «ТРК «ТВТ» просит решение суда отменить, поскольку проверка, послужившая поводом для подачи в суд заявления прокурором, осуществлялась без представителя заинтересованного лица.

Составленный по результатам проверки акт не позволяет установить, что проверке подверглись линии связи, принадлежащие именно ОАО «ТРК «ТВТ». В материалах дела отсутствуют доказательства незаконного размещения указанных линий связи.

Также в апелляционной жалобе указывается, что размещение оборудования в жилых домах осуществлялось до введения в действие Правил благоустройства города Казани, при отсутствии каких-либо правил, устанавливающих обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Проведение линий связи ОАО «ТРК «ТВТ» осуществлялось в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 7 июля 20 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Минсвязи российской Федерации от 9 сентября 2002 года № 113.

Связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, а органы местного самоуправления не вправе издавать нормативные акты в этой сфере.

Кроме того, ОАО «ТРК «ТВТ» полагает, что требование прокурора не отвечает принципам разумности и соразмерности, а сам перевод потребует значительных затрат времени и денежных средств.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Согласно Конституции Российской Федерации связь отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.

Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 были внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года №4-12, согласно которым запрещалось пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

Пункт 73 ныне действующих Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года №4-14, также не допускает использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани выявлено использование ОАО «ТРК «ТВТ» подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов на крыше дома №31 по улице Амирхана города Казани. То есть был установлен факт монтажа подвесных линий, принадлежащих ОАО «ТРК «ТВТ», с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 27 августа 2012 года, составленным с участием ООО «УК «Уютный дом».

При удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ОАО «ТРК «ТВТ» перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из того, что в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности не только по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, но и по выполнению требований, предъявляемых к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом «О связи» осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, в том числе и с привлечением к данной деятельности операторов связи. Однако это не означает возможности последних осуществлять свою деятельность в нарушение требований, предъявляемых благоустройству поселения.

Принятие вышеуказанных Правил было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.

Размещенные подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы нарушают требования пунктов 6.5.10 и 6.5.11 Решения Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани» (с изменениями), а также Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года, из которых следует, что операторам связи следует производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий связи, обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно- кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тысяч человек.

Также в пределах компетенции органов местного самоуправления осуществляется полномочие по изменению требований, касающихся благоустройства муниципального образования. При этом ранее дозволенные способы прокладки и закрепления линий связи могут быть признаны недопустимыми. Изменение требований не исключает обязанностей по их исполнению субъектами, осуществлявшими свою деятельность в соответствии с правилами, действовавшими до внесения изменений.

В связи с изложенным не имеет под собой оснований довод апелляционной жалобы о том, что при первоначальном размещении коммуникаций ОАО «ТРК «ТВТ» руководствовалось нормами, дозволяющими воздушно-кабельные переходы при проведении линий связи. Принятие нормативных документов в области внешнего благоустройства и их последующее изменения распространяется также на ранее возникшие отношения и возлагают обязанности по приведению коммуникаций в соответствии с установленными требованиями.

Ссылка в апелляционной жалобе ОАО «ТРК «ТВТ» на несоблюдение принципов разумности и соразмерности не основаны на законе, носят характер общего суждения и несогласия с решением суда.

Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда города Казани от 14 марта 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «ТВТ» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-5643/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
20.05.2013Судебное заседание
24.05.2013Дело сдано в канцелярию
27.05.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее