Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-106/2016 по административному исковому заявлению ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
с участием представителя Администрации г.о. Самара по доверенности Курановой И.А.,
У с т а н о в и л :
ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: № в размере 6 475 000 руб. Также просило взыскать с Правительства Самарской области госпошлину в размере 2000 руб.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара по доверенности Куранова И.А. не возражала против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной результатами первоначальной судебной экспертизы.
Представитель административного истца ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области не обеспечили участие в суде своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представило отзывы на заявленные требования, в котором разрешение исковых требований оставило на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя заинтересованного лица, показания свидетеля Ильиной О.А., исследовав материалы дела, суд считает требования ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог /до введения в действие налога на недвижимость/ и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является арендатором земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, что подтверждается договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством №., заключенным между <данные изъяты> и ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в связи с постановкой на государственный учет 22.08.2014 г., в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13.11.2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» в размере 18 132 439,68 руб.
Датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 22.08.2014 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не согласилось с кадастровой стоимостью земельного участка и обратилось в ООО «<данные изъяты>» для определения его рыночной стоимости.
Отчетом об оценке №, выполненным оценщиками ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № определена по состоянию на 22.08.2014 года в размере 6 475 000 руб.
Положительным экспертным заключением №№, выполненным <данные изъяты>», членами которого являются оценщики, подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также подтверждена стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке.
Ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Решением Комиссии № заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» отклонено.
Отклоняя заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», Комиссия указала, что отчет об оценке не соответствует требованиям статьи 11 ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и привела замечания к отчету об оценке.
Считая свои права нарушенными, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обратилось в суд с заявленным требованием, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации г.о. Самары заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Определением суда от 01.02.2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «<данные изъяты>», на разрешение экспертизы был поставлен следующий вопрос:
1.Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 22.08.2014 года?
По результатам проведенной экспертизы судом получено заключение эксперта №, в котором содержится вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 22.08.2014 г. составляет 10 810 368 руб.
На результаты указанной судебной экспертизы представителем административного истца представлены возражения, исходя из которых, суд 14.03.2016 г. назначил по делу повторную судебную экспертизу, проведение которой поручил ООО «<данные изъяты>». на разрешение экспертов был поставлен тот же вопрос.
Заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 22.08.2014 г. составляет 8 157 335,04 руб.
Определенная заключением эксперта имеет незначительное расхождение с величиной рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке, и подтверждает завышение кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Сторонами экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» не оспорено.
В судебном заседании ФИО2., допрошенная в качестве эксперта, свое заключение поддержала, пояснила, что оценка проводилась методом прямого сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Было использовано 5 аналогов коммерческого назначения, расположенные Кировском, Октябрьском, Советском, Промышленном районах г. Самары, наиболее близкие к объекту оценки по характеристикам. Введены корректировки на торг, на местоположение относительно района г. Самара, на площадь. Расчет корректировок указан на страницах 51-55 заключения. Стоимость 1 кв.м. спорного земельного участка составила 4 720,68 руб., рыночная стоимость всего участка – 8 157 335,04 руб.
Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, экспертиза назначена в судебном заседании, эксперт предупрежден об ответственности по ст.307 УК РФ.
В связи с изложенным заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» признается судом достоверным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы и признавая, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца, суд приходит к выводу о том, что требование ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером: № равной рыночной подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением экспертизы и составляющим 8 157 335,04 руб.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 16.11.2015 года.
Заявленное административным истцом требование о взыскании с Правительства Самарской области госпошлины в размере 2000 руб. не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию/ в том числе размеру рыночной стоимости/, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположенных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Из материалов дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка утверждены ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, которое не предъявило возражений против заявленного истцом требования, его разрешение оставило на усмотрение суда, поэтому удовлетворение судом заявленного требования не может расцениваться как заявленное против административного ответчика.
Суд полагает, что расходы по оплате госпошлины понесены административным истцом в целях реализации им своего права на установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, и относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.65-66 ЗК РФ, ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требование ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63<данные изъяты>, равной рыночной стоимости по состоянию на 22.08.2014 года в размере 8 157 335,04 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Датой обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 16.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.04.2016 г.
Судья: Родина Т.А.