Дело № 2-429/2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. ***** 29 декабря 2012 года
Мировой судья судебного участка ***** района ***** края Голубцова Т.В.,
с участием помощника прокурора ***** района Лопатина И.В.,
при секретаре Бочкаревой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***** района в интересах Белозерских ***** к Управлению социальной защиты населения по ***** району о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации 50 % расходов на оплату твердого топлива за период с 2009 года по 2010 год исходя из общей площади жилого помещения и выплате ***** руб. ***** коп.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ***** района в интересах Белозерских обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по ***** району о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации 50 % расходов на оплату твердого топлива за период с 2009 года по 2010 год исходя из общей площади жилого помещения и выплате ***** руб. ***** коп., обосновывая исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращений Белозерских о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату коммунальных услуг, в ходе которой установлено следующее.
Белозерских является реабилитированным лицом и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ***** край, ***** район, с. *****, ул. *****, общей площадью ***** кв.м.
В соответствии со ст. ***** Закона РФ от *****2 ***** «О реабилитации жертв политических репрессий» Белозерских обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с положениями Закона ***** края от *****3 ***** «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (далее по тексту - Закон АК).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона ***** края реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу п.п. 1, 3, 7 ст. 4 Закона ***** края от *****4 ***** «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формируется реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами ***** края.
Аналогичные положения предусмотрены правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае от *****5 ***** (далее по тексту - Правил).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Согласно Постановлению Администрации ***** района ***** края от ***** г. ***** «О нормативах отопления твердым видом топлива, электроэнергии населению ***** района для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» норматив на твердое топливо составляет при использовании обоих видов топлива: уголь - 58,2 кг. На 1 кв.м. общей площади, дрова - 0,053 куб.м. на 1 кв.м. общей площади.
В 2009 году Белозерских приобрел уголь в количестве 3 т., а также дрова в количестве 5 куб.м. на общую сумму ***** руб.
В соответствии со справкой Управления социальной защиты населения по ***** району от *****7 Белозерских была выплачена компенсация исходя из социальной нормы жилой площади в размере ***** руб. ***** коп.
В 2010 году Белозерских приобретено угля в количестве 4 т. и дров в количестве 12 куб.м. на сумму ***** руб.
В соответствии со справкой Управления социальной защиты населения по ***** району от *****8 Белозерских была выплачена компенсация исходя из социальной нормы жилой площади в размере ***** руб. ***** коп.
В соответствии с Законодательством РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», закона АК «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае расчет недополученной компенсации на оплату твердого топлива Белозерских должен составлять за 2009 г. - ***** руб. ***** коп., за 2010 г. - ***** руб. ***** коп..
Следовательно, Белозерских не была выдана компенсация на оплату твердого топлива в размере ***** руб. ***** коп.
В судебном заседании помощник прокурора ***** района Лопатин И.В. на иске настаивал.
Истец Белозерских в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал.
Представитель ответчика *****1, действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, суду пояснила, что с суммой недополученной компенсации Белозерских за 2009 год в размере ***** руб. ***** коп. Управление согласно. Недополученная компенсация за 2010 год составляет ***** руб. ***** коп., так как в 2010 году компенсацией за уголь и дрова наравне с Белозерских В.С. пользовалась его жена *****, которая пользуется льготами самостоятельно как Ветеран труда с *****9
Представить третьего лица - Главного управления ***** края по социальной защите населения и преодоления последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, в своих возражениях на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Выслушав стороны, исследовав представленные возражения ответчика и третьего лица, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Белозерских В.С. является реабилитированным лицом, проживает в жилом помещении по адресу: с. *****, ул. *****, общей площадью ***** кв.м..
Согласно распоряжений и справок Управления социальной защиты населения по ***** району ***** края о размере компенсации на оплату твердого топлива Белозерских В.С. назначена компенсация за твердое топливо (дрова, уголь) за 2009 год в размере ***** руб. ***** коп; за 2010 год компенсация на оплату твердого топлива (дрова, уголь) назначена в ***** руб. ***** коп., при этом расчет денежной компенсации произведен, исходя из социальной нормы жилья.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от *****10 ***** «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данным законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункты «е», «ж» ст. 1). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть измененытолько путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава)и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты ( ч. 4 ст. 1).
В соответствии со ст. ***** Закона Российской Федерации от *****11 ***** «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом ***** края от *****12 ***** «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления (п. 6 ч. 1 ст. 2).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона ***** края от *****13 ***** «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом ***** края от *****12 ***** «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пунктов 1, 3, 7 ст. 4 данного закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами ***** края, указанными в ст. 1 настоящего закона.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае, утвержденных постановлением Администрации ***** края от ***** года ***** (далее - Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного закона. В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).
В силу п. 19 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами ***** края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). При этом согласно п. 20 Правил расходы, указанные в п. 19 настоящих Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района уполномоченным органом исполнительной власти ***** края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района предельной максимальной цены.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти ***** края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил).
Из объяснений представителя ответчика и материалов дела следует, что компенсация расходов на твердое топливо за 2009 - 2010 годы начислена и выплачена истцу Управлением социальной защиты населения по ***** району ***** края исходя из социальной нормы жилья. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Мировой судья соглашается с доводом прокурора о том, что расчет размера компенсации на оплату твердого топлива истцу Белозерских В.С. был быть произведен исходя не из социальной нормы жилой площади, а из общей площади жилого помещения и при этом исходит из следующего.
Как было указано выше, в силу п. 6 ст. 2 Закона ***** края от *****12 ***** «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу п. 17 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива определяется организациями, реализовавшими топливо, исходя из действующих розничных цен организации на топливо на дату их приобретения льготополучателем в пределах норм топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению.
Постановлением Администрации ***** района ***** края от *****.***** года ***** «О нормативах отопления твердым видом топлива, электроэнергией населению ***** района для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан»» нормативы обеспечения твердым топливом населения, пользующегося льготами и проживающего в индивидуальных домах и квартирах с печным отоплением составляют: уголь черный - 58,2 килограмма на 1 кв. м. общей площади жилого помещения в год; дрова - 0,053 куб. м. на 1 кв. м. общей площади жилого помещения в год.
Таким образом, до июля 2012 года в ***** крае отсутствовал какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате твердого топлива данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.
Между тем, в соответствии со ст. ***** Закона Российской Федерации от *****11 ***** «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по ***** району ***** края необоснованно произведено начисление размера компенсации истцам на оплату твердого топлива за 2009-2010 годы, исходя из социальной нормы жилья. Таким образом, в данной части действия ответчика являются неправомерными.
Вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 4 Закона ***** края ***** от *****16 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***** крае» при совместном проживании двух и более граждан, имеющих право на получение компенсации, назначение и выплата компенсации производится каждому из них.
Проверив представленный прокурором расчет недополученной компенсации Белозерских В.С., мировой судья признает его не верным, так как при расчете прокурор не учел то обстоятельство, что в 2010 году жена истца самостоятельно воспользовалась предоставленной ей как Ветерану труда льготой на компенсацию по оплате твердого топлива. Таким образом, общая сумма недополученной истцу компенсации за 2009-2010 годы составляет ***** руб. ***** коп.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора ***** района ***** края в интересах Белозерских подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по ***** району ***** края, чьи незаконные действия привели к нарушению прав истцов, следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика Управления социальной защиты населения по ***** району ***** края не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ***** района в интересах Белозерских ***** удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения ***** района ***** края произвести перерасчет компенсации Белозерских ***** 50 процентов расходов на оплату твердого топлива за 2009, 2010 годы исходя из общей площади жилого помещения ***** кв.м. в сумме ***** руб. ***** коп. и произвести ее выплату, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в***** районный суд ***** края в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через судебный участок ***** района ***** края.
Мировой судья Т.В. Голубцова
*****