Судья Кляусова И.В.
Дело № 33-1914/2016 10.02.2016г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Горбуновой О.А. и Никитиной Т.А.
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
при секретаре Безматерных К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Колчанова С.А. на решение Очерского районного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении требований об оспаривании действий Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района о регистрации Мокрушина В.Е. избранным депутатом Земского Собрания Очерского муниципального района, признании незаконным и отмене соответствующего решения Территориальной избирательной комиссии.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения представителя административного истца Бурдина А.П., представителя административного ответчика Афанасьева А.В., заинтересованного лица Мокрушина В.Е. и его представителя Полозкова Д.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
По результатам выборов депутатов Земского Собрания Очерского муниципального района, прошедших 13 сентября 2015 года, территориальной избирательной комиссией Очерского муниципального района 23 сентября 2015 года принято решение № 34/07-2 о регистрации Мокрушина В.Е. избранным депутатом Земского Собрания Очерского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 7.
Колчанов С.А., участвовавший в выборах в качестве кандидата в депутаты, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района по регистрации Мокрушина В.Е. избранным депутатом Земского собрания, указанного решения комиссии, а также его отмене.
Требования мотивировал тем, что Мокрушин В.Е. до избрания депутатом Земского Собрания являлся главой Очерского муниципального района, на момент его регистрации избранным депутатом Земского Собрания от обязанностей главы района не освобожден, после регистрации продолжает исполнять обязанности главы района, тем самым нарушает установленный Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрет выборному должностному лицу местного самоуправления одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования. В связи с этим полагает, что территориальная избирательная комиссия в силу части 2 статьи 76 Закона Пермского края №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» должна была отменить свое решение о признании кандидата Мокрушина В.Е. избранным депутатом и назначить повторные выборы в порядке, предусмотренном указанным Законом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Колчанов С.А., приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Считает также, что суд должен был рассмотреть дело в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не главой 24 Кодекса, как это сделал суд первой инстанции. Суд ошибочно сослался на то, что Колчанов С.А. считает подписанные главой муниципального района Мокрушиным В.Е. распоряжения вынесенными в отсутствие соответствующих полномочий, данные документы приложены к иску в качестве доказательств того, что Мокрушин В.Е. продолжает исполнять обязанности главы района. Полагает также ошибочной ссылку суда на отсутствие оснований для досрочного прекращения полномочий Главы Очерского муниципального района, а заявление Мокрушина В.Е. об освобождении от должности не имеющим правового значения. Не согласен со ссылкой суда на то, что решение о досрочном прекращении полномочий главы района находится в исключительной компетенции Земского Собрания с учетом того, что Мокрушин В.Е. является одновременно и главой района, и председателем Земского Собрания, и депутатом. Полагает, что избирательная комиссия была вправе принять решение о регистрации депутата представительного органа местного самоуправления исключительно после представления документа о сложении полномочий выборного должностного лица.
В своих отзывах на апелляционную жалобу Мокрушин В.Е., участвовавший в деле прокурор, а также территориальная избирательная комиссия Очерского муниципального района просят оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Бурдин А.П. настаивал на отмене решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель административного ответчика Афанасьев А.В., а также Мокрушин В.Е. и его представитель Полозков Д.В. возражали против отмены решения по доводам, изложенным в отзывах.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотрев административное дело в полном объеме, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что решением территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района от 16 сентября 2015 года №33/07-2 признано, что в результате выборов депутатов Земского Собрания Очерского муниципального района 13 сентября 2015 года по одномандатному избирательному округу №7 депутатский мандат замещен. Постановлено считать избранным депутатом Земского Собрания по одномандатному избирательному округу №7 Мокрушина В.Е.
Мокрушин В.Е. после извещения его 17 сентября 2015 года территориальной избирательной комиссией об избрании депутатом Земского Собрания Очерского муниципального района в установленный частью 1 статьи 76 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» пятидневный срок 21 сентября 2015 года представил в комиссию заявление о снятии с него полномочий депутата Кипринского сельского поселения и об освобождении его от должности главы Очерского муниципального района.
Решением Комиссии от 23 сентября 2015 №34/07-2 Мокрушин В.Е. зарегистрирован избранным депутатом Земского Собрания Очерского муниципального района, постановлено выдать ему удостоверение установленного образца.
Отказывая административному истицу в удовлетворении требований об оспаривании и отмене решения избирательной комиссии от 23 сентября 2015 №34/07-2, а также об оспаривании действий комиссии по регистрации Мокрушина В.Е. избранным депутатом, суд первой инстанции исходил из правомерности указанного решения и соответствующих действий.
Коллегия считает возможным согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом судебная коллегия отмечает, что настоящее дело было правильно рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с учетом характера спорных правоотношений, урегулированных законодательством о выборах. При этом сторона административного истца и в исковом заявлении, и в суде, как первой, так и апелляционной инстанции ссылалась на нарушение административным ответчиком избирательного права истца (как активного, так и пассивного). В связи с этим доводы жалобы о нарушении процедуры рассмотрения дела подлежат отклонению.
Частью 6 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен запрет выборному должностному лицу местного самоуправления одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Глава Очерского муниципального района в соответствии с Положением об администрации Очерского муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 31 декабря 2010 года № 148, замещает выборную муниципальную должность (пункт 3.1 Положения).
В связи с этим являясь избранным депутатом представительного органа муниципального образования (Земского Собрания), Мокрушин В.Е. не вправе одновременно исполнять обязанности главы района, иное прямо противоречит федеральному законодательству.
Избрание Мокрушина В.Е. депутатом Земского Собрания района является единственным и достаточным основанием для прекращения его полномочий в качестве главы этого же района вопреки позиции заинтересованного лица, с которой согласился и суд первой инстанции. Само по себе отсутствие в законе самостоятельного основания для прекращения полномочий главы района при избрании его депутатом представительного органа, вопреки выводам суда, не освобождает его от обязанности снять с себя полномочия главы района. Напротив, исполнение такой обязанности обеспечивается возможностью переизбрания его как депутата представительного органа. Если такое лицо не отказывается от исполнения полномочий главы района, оно может их сохранить лишь при условии недопущения его к исполнению полномочий депутата представительного органа местного самоуправления.
Земское Собрание обязано рассмотреть заявление Мокрушина В.Е. об освобождении его от должности главы района, оно не лишено права и возможности удовлетворить такое заявление по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, тогда как вывод суда об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий главы района на законе не основан.
В связи с этим судебная коллегия находит убедительными и заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда об отсутствии нарушения законодательства со стороны Мокрушина В.Е.
Вместе с тем, само по себе нарушение Мокрушиным В.Е. указанных требований закона не влечет удовлетворение административного иска в силу следующего.
Согласно пункту 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
В силу пункта 6.1 указанной статьи Закона в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
Аналогичные нормы содержаться в частях соответственно 1 и 2 статьи 76 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Одновременно в силу части 3 указанной статьи Закона после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранного депутата представительного органа муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании.
В силу части 1 статьи 74 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК если кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Приведя указанные нормы законодательства о выборах в своем административном исковом заявлении, административный истец мотивировал свои требования тем, что территориальная избирательная комиссия незаконно бездействует, не отменяя свое решение о признании кандидата избранным депутатом и не назначая повторные выборы. Вместе с тем, требования истца сводятся не к оспариванию бездействия комиссии, а к оспариванию действий по регистрации Мокрушина В.Е. избранным депутатом, оспариванию соответствующего решения комиссии и его отмене. При этом из пояснений стороны административного истца, имеющихся в материалах дела (как письменных, так и устных, озвученных в судебных заседаниях), явствует, что нарушенным Колчанов С.А. считает свое право на участие в повторных выборах в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания, которые избирательная комиссия, бездействуя, не назначает.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит избранный административным истцом способ защиты нарушенного права не соответствующим закону. Ни Закон Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК, ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, ни Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает возможности отмены решения избирательной комиссии о регистрации избранного депутата в судебном порядке. При этом бездействие избирательной комиссии по неприменению к Мокрушину В.Е. установленных законодательством мер, которым истец обосновывает свои требования, имеет иные правовые последствия, но не признание действий избирательной комиссии по регистрации избранного депутата и (или) соответствующего ее решения недействительными.
Остальные доводы апелляционной жалобы не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность судебного решения и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, отмену решения не влекут.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Очерского районного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колчанова С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи