Дело № 2а-4085/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Березовка Пермский край 29 ноября 2019 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
председательствующего судьи Пономаревлй Л.В.,
при секретаре Гилязутдиновой А.И.,
с участием административного истца Михайловой М.А.,
представителя административного ответчика Полушкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Михайловой Марины Александровны к администрации Березовского муниципального района Пермского края об оспаривании распоряжения и восстановлении нарушенных прав,
установил:
Михайлова М.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Березовского муниципального района Пермского края и просит признать незаконными и отменить распоряжение Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об исключении из списка семьи Михайловой М.А. потенциальной участницы программы».
Заявленные требования обосновывает тем, что распоряжением Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р семья Михайловой М.А. включена в сводный список участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы». Социальная выплата не была получена семьей истца в связи с недостаточным финансированием программы. Распоряжением Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р семья Михайловой М.А. исключена из государственной подпрограммы «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, по причине достижения ее супругом возраста 36 лет.
По мнению истца, данное решение является незаконным, поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке. Произвольный отказ от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств является недопустимым. Семья Михайловых на момент включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, поэтому оснований для ее исключения не имелось. Программы, утвержденные и действовавшие на момент вступления семьи в них, не регулирует порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы. При этом, возможность исключения граждан из числа участников программы указанными правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена. Истец просит признать и отменить Распоряжение администрации Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить ее права и законные интересы путем обратного включения в программу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Пермского края ( л.д.34).
Административный истец Михайлова М.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Полушкина Н.В. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 29-31, 40-42).
Заинтересованное лицо Правительство Пермского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, письменного отзыва не представило.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частей 8, 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пп. «в» ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Судом установлено.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", Земским Собранием Березовского муниципального района утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы".
Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы" в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей в Березовском муниципальном районе на 2008-2010 годы с целью обеспечения социально-экономических прав молодых семей и улучшения демографической ситуации в Березовском муниципальном районе Пермского края.
В соответствии п. 1.4 указанной программы, участниками программы могут быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям, в частности возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края решения о включении семьи в реестр участников Программы в планируемом году не превышает 35 лет (включительно), достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список участников Программы и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из списка участников Программы;
В силу абз. 2 п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р семья Михайловой М.А. включена в сводный список участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы». (л.д. 12).
Распоряжением Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р семья Михайловой М.А. исключена из государственной подпрограммы «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, по причине достижения ее супругом возраста 35 лет. (л.д. 8)С указанным постановлением административный истец не согласилась, поскольку семья Михайловой М.А. соответствовала требованиям для вступления в программу, социальная выплата не была получена в связи с недостаточностью финансирования программы. Вместе с тем, отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
Администрация Березовского муниципального района, не соглашаясь с требованиями и доводами Михайловой М.А., указывает на то, что семья Михайловой М.А. исключена из государственной подпрограммы «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» по причине достижения ее супругом возраста 36 лет. Изменениями, внесенными в постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, установлено, что молодым семьям, участникам программы, по достижению возраста 36 лет одного из участников, необходимо написать заявление о согласии на получение социальной выплаты в размере 10% в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия данного заявления семья будет исключена из списка участников программы. Указанная информация была доведена до жителей с.Березовка Пермского края была опубликована в газете «Сельская новь» ДД.ММ.ГГГГ. Михайловой М.А. в администрацию Березовского муниципального района Пермского края с заявлением о согласии на получение социальной выплаты в указанном размере не обращалась.
Согласно п. 1.5 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №", сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, до 1 января 2019 года.
Согласно п. 4.14.10 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, если в период ожидания очереди на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возраст обоих или одного из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье превысил 35 лет (включительно), то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, за исключением молодых семей, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, при наличии документа о согласии на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, согласно которому размер данной выплаты составляет 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Информация о вносимых изменениях и разъяснение о необходимости участникам программы обратиться с заявлением о согласии на получение социальной выплаты в размере 10% в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предупреждение об исключении из списка участников программы при отсутствии такого заявления, специалистом по жилищной политике администрации Березовского муниципального района Пермского края была подготовлена и опубликована в газете «Сельская новь» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28)
Михайлова М.А. и ФИО8 в администрацию Березовского муниципального района Пермского края с заявлением о согласии на получение социальной выплаты в размере 10% не обратилась.
В судебном заседании Михайлова М.А. данный факт не отрицала, пояснив, что опубликованную в газете информацию не читала, вносимыми Правительством изменениями порядка и условий социальной выплаты в рамках Программы не интересовалась.
Между тем, в материалах личного дела № имеется заявление Михайловой М.А. и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от получения социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья в 2011 году ( л.д.47).
ДД.ММ.ГГГГ супругу Михайловой М.А. – ФИО8 исполнилось 36 лет, что подтверждается копией паспорта (л.д.62).
Принимая во внимание, что на момент формирования списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по состоянию на 2019 год, супругу истца исполнилось 36 лет, ответчик, руководствуясь п. 4.14.10 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, обоснованно исключил семью Михайловой М.А. из реестра участников Программы.
Суд не соглашается с доводами Михайловой М.А. о нарушении ее конституционных прав обжалуемым распоряжением.
Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.
Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Доводы истца о том, что в момент включения в программу семья Михайловой М.А. отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты, не состоятельны.
Согласно п.24 Правил, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям к молодой семье, в том числе и возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным Распоряжения Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р об исключении семьи Михайловой М.А. из сводного списка участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы» не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Михайловой Марине Александровне в удовлетворении административного иска к администрации Березовского муниципального района Пермского края о признании незаконным и отмене Распоряжения Администрации Березовского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым семья Михайловой М.А. исключена из сводного списка участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Березовском районе на 2008-2010 годы» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья Л.В. Пономарева
Подлинное решение подшито в материалы административного дела № 2а-4085/2019 (№), дело хранится в Кунгурском городском суде (ПСП в с.Березовка) Пермского края.