КОПИЯ Дело №5 - 130/2021
Протокол № 01/6 от 29 января 2021 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кострома
Резолютивная часть оглашена 18 марта 2021 г.
Мотивированное постановление изготовлено 19 марта 2021 г.
Мировой судья судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы Маматкулова З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Зоо-Лайк» Крошкиной <ФИО1>, <ДАТА4> рождения, гражданки РФ, уроженки г. <АДРЕС>, русским языком владеющей, незамужней, имеющей на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, самозанятой, не являющейся инвалидом, зарегистрированной по адресу: г. Кострома, ул. <АДРЕС>, д. <АДРЕС>, фактически проживающей по адресу: г. Кострома, ул. <АДРЕС>, д. <АДРЕС>, сведений о привлечении к административной ответственности нет,
у с т а н о в и л:
Крошкина Ю.А., являясь генеральным директором ООО «Зоо-Лайк», грубо нарушила лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, а именно п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», пп. «з» п. 5, п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081; п.п. 9, 10, 12, 17, 19, 20 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденных Приказом Минсельхоза России от 29 июля 2020 г. № 426, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по доверенности Зачесова Л.В. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Крошкина Ю.А., факт совершения правонарушения признала частично, указав, что в настоящее время выявленные нарушения устранены, что подтверждается актом проверки Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям № 01/00045 от 17 марта 2021 г. Ветеринарная аптека ООО «Зоо-Лайк» небольшая, нарушения допущены неумышленно, вреда окружающей среде и животному миру выявленные нарушения не причинили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу ст.16 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам. Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 (далее - Положение).
Согласно п. 6 Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Подпунктом «з» пункта 5 Положения установлено, что лицензиат осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения, при этом лекарственные средства с истекшим сроком годности считаются непригодными для использования по назначению, продажа лекарственных средств по истечении срока годности запрещена.
Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены Приказом Минсельхоза России от 29 июля 2020 г. № 426 (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, определяют условия хранения лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, ветеринарные аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, ветеринарные организации и иные организации, осуществляющие обращение лекарственных средств.
Так, согласно п. 9 Правил при хранении лекарственных средств должны быть обеспечены их систематизация и учет. В этих целях предназначенные для хранения лекарственных средств стеллажи, шкафы и полки в них должны быть пронумерованы и промаркированы, поддоны (подтоварники) - промаркированы или пронумерованы. При размещении лекарственных средств и маркировке (нумерации) предназначенных для этих целей стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается использование информационных технологий.
Маркировка стеллажей, шкафов и полок в них, поддонов (подтоварников), предназначенных для хранения лекарственных средств, осуществляется организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно (п. 10 Правил).
На стеллажах и шкафах должны быть прикреплены стеллажные карты с указанием наименований лекарственных средств, номеров серий, сроков годности, количества единиц хранения или с указанием фармакологических групп - при осуществлении хранения лекарственных средств в ветеринарных организациях и организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных. В случае использования информационных технологий в целях маркировки (нумерации) предназначенных для хранения лекарственных средств стеллажей, шкафов, полок, а также поддонов (подтоварников) допускается отсутствие стеллажных карт (п. 12 Правил).
Согласно п. 17 Правил в целях обеспечения соблюдения условий хранения, предусмотренных Инструкциями или указанных на Упаковках, показания приборов для измерения температуры и влажности воздуха должны регистрироваться два раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха (далее - журнал (карта) на бумажном носителе или в электронном виде, который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) заводится на один календарный год. Журнал (карта) хранится в течение четырех лет, следующих за годом ведения журнала (карты). Приборы для измерения температуры и влажности воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2019, N 52, ст. 7814).
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной зоне или в отдельном контейнере не более шести месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств в порядке, определенном в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; 2014, № 52, ст. 7540) (п. 19).
Влажная уборка пола в помещениях для хранения лекарственных средств должна проводиться ежедневно в дни работы организации и индивидуального предпринимателя (п. 20).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «ЗОО-ЛАЙК» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных от 11 марта 2014 г. № 44-14-3-000017, выдана Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям.
В лицензию включен адрес осуществления фармацевтической деятельности: г. Кострома, ул. <АДРЕС>.
На основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 14 января 2021 г. №15 в период времени с 20 по 29 января 2021 г. в отношении ООО «ЗОО-ЛАЙК» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения:
- влажная уборка помещений осуществляется через день, за 2021 г. учёт влажной уборки не предоставлен;
- для хранения ветеринарных препаратов установлена стеклянная витрина, где осуществляется хранение лекарственных препаратов по фармакологическим группам. Полки в витрине не пронумерованы и промаркированы, стеллажные карты отсутствуют;
- измерение температуры воздуха и влажности в ветеринарной аптеке проводится гигрометром ВИТ-2, не подвергнутым поверке в установленный срок. Предъявлен паспорт на гигрометр ВИТ-2, где указана дата поверки - 01 августа 2013 г<ДАТА>, межпроверочный интервал - не более двух лет. Поверка в установленный срок не проведена;
- в 2020 г. показатели параметров воздуха в помещении, где осуществлялось хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения, регистрировались один раз в день, в текущем периоде 2021 г. регистрация отсутствует;
- для хранения контрафактных ветеринарных препаратов, недоброкачественных препаратов отсутствует отдельная промаркированная закрывающаяся зона (емкость).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что генеральный директор ООО «ЗОО-ЛАЙК» Крошкина Ю.А. не обеспечила должный контроль за осуществлением деятельности ветеринарной аптеки, в том числе за хранением лекарственных средств для медицинского применения, а именно нарушила п.п. 9, 10, 12, 17, 19, 20 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены Приказом Минсельхоза России от 29 июля 2020 г. № 426, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.1 КоАП РФ. Факт совершения правонарушения и вина Крошкиной Ю.А. подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 29 января 2021 г. № 01/6, актом проверки от 29 января 2021 г. №418-к/01/4456, проверочным листом № 01/1 от 20 января 2021 г., фототаблицей, другими материалами дела. Смягчающим административную ответственность обстоятельством является частичное признание вины и устранение генеральным директором ООО «Зоо-Лайк» Крошкиной Ю.А. выявленных нарушений в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 17 марта 2021 г. № 01/00045. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено. Обстоятельств, допускающих признание административного правонарушения малозначительным, в настоящем случае суд не усматривает. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 17.02.2016 г. № 5-П, признание административногоправонарушения малозначительным и освобождение совершившее его лицо от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ) возможно при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям. Однако использование такой возможности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из ст. 4 (ч. 2), 15 (ч. 2) и 19 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Санкцией ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Зоо-Лайк» относится к категории микропредприятий, включено в реестр 01 августа 2016 г.
В силу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное правонарушение по ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ не относится к исключениям, указанным в ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела, данные о личности виновной, отсутствие причинения вреда и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, а также то, что Крошкиной Ю.А. правонарушение совершено впервые, суд считает возможным в данном конкретном случае заменить ей административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Генерального директора ООО «Зоо-Лайк» Крошкину <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г.Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью.
Мировой судья З.Р. Маматкулова
ВЕРНО: Мировой судья З.Р. Маматкулова