Дело № 2А-4323/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года г.Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Касаткине А.М.,
без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области к Бычкову Александру Анатольевичу о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Ивановской области к Бычкову Александру Анатольевичу о взыскании налога и пени.
Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик Бычков А.А. является плательщиком транспортного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежат транспортные средства, указанные в налоговом уведомлении №. В связи с неуплатой начисленного налоговым органом налогоплательщику транспортного налога в сумме 2309 рублей 50 копеек в установленный законом срок – до 01 октября года, следующего за налоговым периодом, Бычкову А.А. начислены пени в сумме 850 рублей 70 копеек согласно прилагаемому расчету. Административный ответчик также является плательщиком земельного налога, т.к. ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, указанный в налоговом уведомлении №. Поскольку налогоплательщик в установленный законом срок – до 01 октября года, следующего за налоговым периодом, не уплатил начисленный ему налоговым органом земельный налог в сумме 450 рублей 92 копейки, за просрочку уплаты указанного налога ему начислены пени в сумме 11 рублей 56 копеек. Налоговым органом административному ответчику были направлены требования об уплате вышеуказанных налогов, однако недоимка по налогам и пени не погашена, денежные средства в бюджет не поступили.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика транспортный налог в сумме 2309 рублей 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 850 рублей 70 копеек, земельный налог в сумме 450 рублей 92 копейки, пени по земельному налогу в сумме 11 рублей 56 копеек.
В судебное заседание стороны не явились, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела в установленном законом порядке, административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако в связи с необходимостью отложения дела в целях надлежащего уведомления административного ответчика, суд счел необходимым рассмотреть административное дело в обычном процессуальном порядке без участия неявившихся сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Бычков А.А. является собственником транспортных средств: автомобиля легкового <данные изъяты> государственный регистрационный знак № автомобиля легкового – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №
Бычкову А.А. также на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений данной настоящей статьи.
Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, механизмы на пневматическом и гусеничном хорду, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства (ст.358 НК РФ).
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Статьей 4 Закона Ивановской области № 88-ОЗ от 28.11.2002 «О транспортном налоге» установлены ставки транспортного налога.
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст.ст. 399-401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой либо инвентаризационной стоимости в соответствии со ст.402 НК РФ.
На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из анализа указанных правовых актов и представленных суду документов следует, что ответчик является налогоплательщиком вышеуказанных налогов.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.п. 2, 4 ст.52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ч. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В силу п.п. 3-4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога в заявленных административным истцом периодах не исполнена, за налогоплательщиком образовалась задолженность по данным налогам: административным ответчиком не уплачен транспортный налог за 2014 год в общей сумме 2309 рублей 50 копеек, за просрочку уплаты транспортного налога ему начислены пени за 2014 год в сумме 850 рублей 70 копеек. Бычковым А.А. также не уплачен земельный налог за 2014 год в общей сумме 450 рублей 92 копейки, за просрочку уплаты земельного налога ему начислены пени за 2014 год в сумме 11 рублей 56 копеек.
Из представленных требований об уплате налогов и налоговых уведомлений усматривается, что процедура принудительного взыскания транспортного налога налоговым органом была соблюдена.
Поскольку требования налогового органа об уплате налога, направленные административному ответчику согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ, копии которых представлены в материалы дела, им не исполнены, налоговым органом было принято решение о взыскании недоимки по налогам и пени в судебном порядке.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
По общему правилу, установленному в п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
При этом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Рассматривая ходатайство налогового органа о восстановлении срока для взыскания налога и пени, суд исходит из следующего.
Так, налоговый орган в качестве уважительных причин пропуска срока указывает на сбой программного обеспечения и выявление ошибок в работе функционала в период с 25.11.2015 года по 01.03.2016 года, что явилось препятствием для подготовки данных для взыскания задолженности с физических лиц по ст. 48 НК РФ, и работы в этом направлении была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения ФНС России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Для обработки списков налогоплательщиков запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, т.е. не отбирались конкретные налогоплательщики-должники для взыскания налогов в судебном порядке. В результате указанных обстоятельств определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Данная ситуация носит массовый характер и привела к нарушению сроков взыскания задолженности в судебном порядке в рамках ст. 48 НК РФ.
Указанные обстоятельства в совокупности с иными существенными факторами позволяют суду признать уважительным срок пропуска обращения в суд. При этом, к иным существенным обстоятельствам суд относит незначительность пропуска административным истцом срока на обращение в суд, а также сумму неоплаченных административным ответчиком пеней. Внимание заслуживает и то обстоятельство, что с сентября 2015 года введена новая процедура взыскания налоговых платежей в порядке административного судопроизводства в соответствии с гл. 32 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для подачи настоящего административного иска в суд пропущен налоговым органом по уважительным причинам, указанный срок подлежит восстановлению в порядке ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Таким образом, требование административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по транспортному и земельному налогам, подлежит удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что административный ответчик, получивший административное исковое заявление, не представил суду возражений относительно расчета взыскиваемых сумм налогов и пени либо доказательств их уплаты, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию транспортный налог за 2014 год в общей сумме 2309 рублей 50 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 850 рублей 70 копеек, земельный налог за 2014 год в общей сумме 450 рублей 92 копейки, пени по земельному налогу за 2014 в сумме 11 рублей 56 копеек.
Согласно ст.ст.111, 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №2 по Ивановской области к Бычкову Александру Анатольевичу удовлетворить.
Взыскать с Бычкова Александра Анатольевича, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Ивановской области недоимку по налогам и пени в сумме 3622 (три тысячи шестьсот двадцать два) рублей 68 копеек, в том числе: транспортный налог за 2014 год в сумме 2309 рублей 50 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 850 рублей 70 копеек, земельный налог за 2014 год в сумме 450 рублей 92 копейки, пени по земельному налогу за 2014 год в сумме11 рублей 56 копеек.
Взыскать с Бычкова Александра Анатольевича в доход бюджета г.Иваново государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2016