Дело № 5-524/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
16 декабря 2021 года село Карпогоры
Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области, расположенного в с.Карпогоры, ул.Быстрова, д.19 Пинежского района Архангельской области, Ханзина Л.Е., рассмотрев поступивший из Контрольно-счетной палаты Архангельской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (ИНН 2919000459, КПП 291901001, ОГРН 1022901443091), расположенного по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район», в нарушение п.2 ст.763 Гражданского кодекса РФ, п.п.1, 2 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при расходовании денежных средств на строительство детского сада на 220 мест в с.Карпогоры Пинежского района Архангельской области, выделенных из областного бюджета, допустила оплату по муниципальному контракту №04-34/148 от 24.12.2020, по локальному сметному расчету №9 от 24.12.2020 невыполненных подрядчиком ООО «Архангельский энергетический Аудит» работ по зашивке 185 радиаторов отопления, общей длиной 277,5 м., то есть допустила нецелевое использование бюджетных средств, в размере 133 012, 84 руб., что явилось основанием для составления протокола №30/2021 от 30.06.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Представители администрации МО «Пинежский муниципальный район», действующие по доверенностям, Зубова Н.В. и Аверин Д.В. с протоколом не согласились.
Выслушав представителей юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективную сторону состава данного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных средств в целях, не соответствующих полностью или частично условиям, определенным соответствующим договором.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, установленной при выделении денежных средств, а также отклонение от регламентируемого режима использования. С точки зрения бюджетного законодательства наказуемым является недостижение цели, для решения которой выделяются бюджетные средства. Ели цель достигнута, но она сопровождалась неправомерными действиями (например, неправильное или несвоевременное оформление документов), подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств.
Как установлено и следует из материалов дела, в соответствии с государственной программой Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области №463-пп от 12.10.2012, подпрограммой №7 «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования архангельской области» в рамках задачи №1 «Развитие сети дошкольных образовательных организаций и создание в них современных условий обучения», администрация МО «Пинежский муниципальный район» является получателем средств областного бюджета и заказчиком работ по строительству детского сада на 220 мест в с.Карпогоры Пинежского района Архангельской области, несёт ответственность за неисполнение этих работ.
Срок строительства 2018-2020, предполагаемая сметная стоимость 233 842, 50 руб.
Пунктом 2.1 Соглашения №02/2020 от 03.10.2020, дополнительным соглашением №1 от 23.04.2020, дополнительным соглашением №3 от 09.03.2020 администрации (местному бюджету) предоставлена субсидия из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности детского сада с объемом бюджетных ассигнований, в 2020 г. не более 21 205 924 руб. (л.д.13-17, 18, 19, 20, 21).
Соглашением установлена обязанность муниципалитета обеспечить целевое использование денежных средств, а также осуществление контроля за ходом выполнения работ, контроля за соответствием применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям, освидетельствование и оценку выполненных работ, осуществление приемки выполненных работ, ведение учета объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий и порядка её предоставления заказчик в установленном порядке возвращает Министерству использованные не по назначению средства, а в случае уменьшения объема субсидии - обеспечивает исполнение обязательств за счет средств муниципального образования (п.5.1 Соглашения).
Администрацией МО «Пинежский муниципальный район» (далее - заказчик) в целях выполнения работ по строительству детского сада 24.12.2020 с ООО «Архангельский Энергетический Аудит» (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт (далее - Контракт).
По условиям контракта, подрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы по строительству детского сада, в соответствии с условиями контракта, техническим заданием (Приложение №1), локальным сметным расчетом (Приложение №2), а заказчик принимает и оплачивает работы (п.1.1 контракта).
Цена контракта с учетом НДС составляет 420 291 руб., оплата выполненных работ производится заказчиком за фактически выполненные работы в течение 30 дней с даты подписания заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), уже имеющей подпись подрядчика, счета и подписанных заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) (раздел 3 п.п.3.1, 3.5).
Выполненные работы принимаются заказчиком по акту о приемке выполненных работ, затем заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств подрядчиком на предмет соответствия выполненных работ и представленной отчетной документации требованиям и условиям настоящего контракта, по результатам экспертизы приемочная комиссия заказчика составляет мотивированное заключение об исполнении или ненадлежащем исполнении обязательств подрядчиком, которое вносится в акт о приемке выполненных работ. На основании заключения заказчик передает подрядчику для подписания с его стороны подписанный акт о приемке выполненных работ, который возвращается заказчику. Если заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, то подрядчик своими силами и без увеличения стоимости обязан в установленный срок устранить выявленные недостатки (контракт, раздел 6 п. п. 6.1, 6.2., 6.4, 6.5, 6.6) (л.д.23-26).
Неотъемлемой частью муниципального контракта является Техническое задание, по которому строительно-монтажные работы по строительству детского сада должны соответствовать требованиям НПА в сфере строительства и пожарной безопасности, все используемые материалы должными быть новыми и подтверждаться сертификатами соответствия и документами о санитарно-эпидемиологическом соответствии, все материалы и цвета, используемых материалов, необходимо согласовывать с заказчиком перед выполнением работ.
Материалы указаны в ЛСР, везде, где в ЛСР есть указания на товарные знаки, допускается использованием эквивалентных материалов, указанные в ЛСР заводы-изготовители, ссылки на технические условия производителей, а также места приобретения строительных материалов являются рекомендованными (разделы 3,4, л.д.26-27).
Установлено, что при строительстве детского сада использовался типовой проект, применительно к указанному объекту строительства специально проект не разрабатывался, то есть подрядчик при строительстве руководствовался готовым проектом, в соответствии с муниципальным контрактом №0124200000618002672_175969 от 30.08.2018, по строительству детского сада на 220 мест в с.Урдома Ленского района Архангельской области, исполнитель ООО «Проектгазстрой», с привязкой к земельному участку в с.Карпогоры Пинежского района (л.д.38, 64), в связи с чем муниципальный контракт одноэтапный.
В ходе реализации контракта ГАУ АО «Управление государственной экспертизы» выданы повторное положительное заключение откорректированной ООО «МАРИС» проектной документации, положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, внесены изменения в проектную документацию: уточнены объемы работ по технологическому оборудованию, из ЛСР на оборудование исключены прочие затраты, исправлены заготовительно-складские и транспортные расходы (л.д.64, 65).
Администрация 24.12.2020, в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ заключила 10 контрактов с ООО «Архангельскэнергоаудит» на выполнение строительно-монтажных работ на сумму 4 398 107 руб., с единым сроком выполнения - 30.12.2020, в их числе контракт №04-34/148, «зашивка радиаторов отопления», на сумму 420 291 руб., из них средства областного бюджета 419 618, 53 руб., местного бюджета 672, 47 руб. (л.д.66).
По проекту раздел «отопление и вентиляция» предусмотрено устройство биметаллических радиаторов (с монтажным комплектом) с кронштейнами настенными, всего 134 шт., указанный факт администрация не оспаривала, подтвердили, что именно столько радиаторов приобретено и смонтировано (л.д.38).
Из представленного проектного решения характеристики отопительных и вентиляционных систем, в п.15 раздела «общие указания», предписано, что во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками (л.д.55, 41).
В ходе исполнения контракта по строительству настоящего объекта ГКУ АО «ГУКС» приняты и оплачены заказчиком по ЛСР №8 (раздел «окна» - л.д.27-28), и по ЛСР № 9 (зашивка радиаторов отопления) и справке по стоимости выполненных работ ф. КС-3 и 2 соответствующих им актов о приемке выполненных работ ф. КС-2, на общую сумму 420 291 руб. (платежное поручение №876848 от 25.12.2020 - л.д.37), из них по ЛСР №9 раздел «зашивка радиаторов отопления», по справке о стоимости КС-3 и акту КС-2, на сумму 315 782 руб., всего с учетом НДС 378 938 руб. (л.д. 28-32, 33, 34-35, 36).
В ходе контрольного мероприятия КСП АО с 17 по 19.02.2021 в присутствии представителей заказчика - администрации МО «Пинежский муниципальный район», подрядчика ООО «Архангельский энергетический аудит», ведущего инженера отдела капитального строительства и капитальных ремонтов ГКУ АО «Главное управление капитального строительства» (далее - ГКУ АО «ГУКС»), произведен осмотр объекта визуально и инструментально, а также фотосъемка выявлены факты приемки и оплаты следующих невыполненных работ (л.д.33, 59): п.3. - подрядчиком установлены деревянные решетки на радиаторы отопления, которые в настоящее время во многих помещениях детского сада демонтированы сотрудниками учреждения, поскольку решетки представляют собой массивную деревянную конструкцию, которая закрывает доступ к регулирующему клапану, воздухоотводчику и запорному клапану радиаторов отопления, при этом демонтаж решеток затруднен. Кроме того, наличие такой решетки уменьшает теплоотдачу приборов отопления. По состоянию на 19.02.2021 часть решеток демонтированы силами учреждения, находятся в подвале (л.д.39, фототаблицы - л.д.42-54).
Из акта совместной КСП АО с правоохранительными органами проверки соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств при строительстве детского сада от 16.04.2021, раздел «муниципальные контракты, заключенные в целях строительства объекта» п.2 следует, что согласно ЛСР №9 подрядчику следовало выполнить зашивку 185 радиаторов, общей длиной 277, 5 м., по проекту общее число радиаторов составляло 134 ед., в ходе контрольного мероприятия установлено, что не зашиты 14 радиаторов (кухня 7 ед.), венткамера (1 ед.), постирочная и гладильная (3 ед.), санитарная комната (2 ед.), тепловой узел (1 ед.), соответственно, по расчетам комиссии только 120 ед. радиаторов зашиты, 65 радиаторов не зашиты, общим метражом 97, 5 м.п. (л.д.67), (134 - 14)=120, (185-120)=65.
Установлено, что работы по зашивке 65 шт. радиаторов фактически не выполнены подрядчиком.
При заключении контракта стоимость работ рассчитана с использованием территориальных единичных расценок и территориальных сметных цен, применяемых в строительстве. При расчете стоимости невыполненных работ применены следующие расценки: размер решетки 1,5х0.7 (h), количества решеток 65 шт., общая длина решеток 97,5 м.п. (1,5х65=97.5м.).
В результате комиссия, с учетом положений ч.ч.1, 2 ст.94 Закона №44-ФЗ, п.2 ст.763 ГК РФ, ч.ч. 1, 3 ст.9 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, абз.4 п.19 Правил 6-па/1, п.п. 4.3.2, 4.3.8.1 Соглашения №02/2020, п.1.1, 2.2., 3.5, 5.4 Контракта №04-34/148, пришла к выводу о том, что ч.1 ст.306.4 БК РФ, администрация допустила нецелевое использование средств областного бюджета на сумму 133 012, 84 руб. (расчет КСП АО, завышение стоимости зашивки радиаторов - л.д.56-58).
КСП АО в адрес главы администрации вынесено представление с указанием среди прочих данного нарушения и о возвращении в областной бюджет указанной суммы и об устранении нарушений (л.д.91-93).
Фактически денежные средства возвращены администрацией в бюджет, в порядке применения меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств (л.д.87, 89).
Выводы КСП АО, отраженные в акте, послужили основанием для составления в отношении администрации МО «Пинежский муниципальный район» протокола об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ.
Предложенный администрацией расчет с использованием только м.п. (вся длина установленных решеток и длина решетки по смете) не соответствует способу расчета, установленному по смете, где для расчета принята длина решеток 1,5 м. и количество решеток 185 шт.
При таких обстоятельствах, имеется факт нецелевого использования администрацией денежных средств, в размере 133 012, 84 руб. (без местного бюджета).
Таким образом, вина юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения является установленной.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, администрация не предприняла все зависящие от неё меры по соблюдению условий муниципального контракта и соглашения о предоставлении субсидии в части осуществления контроля за соответствием объема, стоимости качества работ, выполняемых подрядчиком, в результате чего допустила нецелевое расходование денежных средств, оплатив, в том числе, средствами областного бюджета фактически невыполненные подрядчиком работы, за что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оснований для применения ст. ст. 2.9, ч.3 ст.4.1, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Назначение наказания в виде штрафа не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу о назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (133 012, 84 руб. х 5%) = 6 650, 65 руб.
На основании ст. ст. 29.10, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
п о с т а н о в и л:
Признать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа, в размере 6 650 (Шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей 65 коп.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (контрольно-счетная палата Архангельской области с/сч 04242029570), счет получателя средств 03100643000000012400 в отделение Архангельск банка России//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г.Архангельск, счет банка получателя 40102810045370000016, БИК 011117401, ИНН 2901219352, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, КБК 304 116 01156 01 0000 140, УИН 0410684402107000000000230.
Об уплате штрафа уведомить суд, направив копию соответствующей квитанции.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Пинежском районном суде Архангельской области через судебный участок №1 Пинежского судебного района Архангельской области или непосредственно в Пинежский районный суд Архангельской области.
Мировой судья Л.Е. Ханзина