Мотивированное решение составлено 04.03.2021
Дело № 2-387/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рыбинск <ДАТА2>
И.о. мирового судьи судебного участка №5 Рыбинского судебного района Ярославской области Тюличев С.В.,
при помощнике Соколовой Н.С.
при секретаре Букаревой С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Евгения Александровича к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Соколов Е.А. обратился с иском к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области о взыскании материального ущерба в размере 6064,00 руб., расходов по оплате услуг по оценке стоимости восстановления поврежденного автомобиля в размере 6000 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в сумме 400,00 руб., расходов на копирование документов в сумме 1000 руб., расходов по оформлению доверенности в размере 1500,00 руб., расходов на направление корреспонденции в сумме 400 руб., расходов по диагностике транспортного средства в размере 340 руб.
Свои требования истец мотивировал следующими обстоятельствами:
<ДАТА3> около 18 час. 00 минут Соколов Е.А., управляя принадлежащим ему автомобилем марки <ОБЕЗЛИЧЕНО> гос. рег. знак <НОМЕР>, при движении по проезжей части автодороги на расстоянии <АДРЕС>, находящейся на территории <АДРЕС>, совершил наезд на выбоину. Истец сразу остановил автомобиль, включил авариную сигнализацию и вызвал наряд ГИБДД. Причиной ДТП явилось неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Согласно экспертному заключению, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета снижения стоимости заменяемых запасных частей вследствие их износа составляет 6200,00 руб., утилизационная стоимость заменяемых деталей - 136,00 руб. Таким образом, с ответчика в пользу истца в счет возмещения материального ущерба подлежат взысканию денежные средства в сумме 6064,00 руб., а также понесенные истцом судебные расходы.
Истец Соколов Е.А. в судебное заседание не явился, направив в суд представителя.
Представитель истца Соловьев В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Семенова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ходатайств и возражений суду не представил; ранее в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своих возражений поясняла, что Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области является ненадлежащим ответчиком, так как ответственным за содержание дорог является Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области. Также указала на то, что в данном дорожно - транспортном происшествии присутствует вина самого водителя. Размер ущерба не доказан надлежащим образом. Заявленные истцом к взысканию размеры судебных расходов полагала завышенным.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил отзыв, указав в нем, что исковые требования не признает, считает Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области ненадлежащим ответчиком.
Мировой судья определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам:
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), а также "ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (далее ГОСТ - 33220-2015).
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в том числе отдельные выбоины или проломы, глубиной 5 см и более, и площадью не менее 0,09 м?.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, в том числе: отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 м2 или более.
Как усматривается из материалов дела <ДАТА3> около 18 час. 00 минут Соколов Е.А., управляя принадлежащим ему автомобилем марки <ОБЕЗЛИЧЕНО> гос. рег. знак <НОМЕР>, при движении по проезжей части автодороги на расстоянии <АДРЕС>, находящейся на территории <АДРЕС>, совершил наезд на выбоину, находящуюся на проезжей части дороги, в результате чего автомобиль истца получил механические повреждения.
В связи с этим на место были вызваны сотрудники ГИБДД, которые зафиксировали данное дорожно - транспортное происшествие.
В ходе осмотра места происшествия сотрудниками ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России "Рыбинское" выявлено, что на участке проезжей части, где имело место ДТП, размеры имеющейся на асфальтобетонном покрытии выбоины превышают предельно - допустимые, указанные в пункте 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, пункте 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и составляют по глубине - 13 см., длине - 130 см, по ширине - 120 см., площади - 0,73 кв.м
.Факт несоответствия состояния данной автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения в месте дорожно-транспортного происшествия в момент его совершения подтвержден имеющимися в деле материалами и ответчиком не опровергнут.
Вместе с тем, дорожных знаков и ограждений, информирующих участников дорожного движения о наличии выбоины на данном участке дороги не установлено. Следовательно, должностными и иными лицами, ответственными за содержание данного участка дороги не приняты меры по информированию участников дорожного движения об имеющихся помехах для движения.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 (пункт 6), ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги. При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред.
Согласно пп. 2 п. 10.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Видимость дефекта дороги, не соответствующей ГОСТу, с водительского места, является экспериментальной величиной и определяется на месте ДТП. Определить без проведения экспертного исследования, имел ли водитель возможность обнаружить опасность для движения на месте ДТП с учетом времени и реакции водителя и состояния фрагмента улично-дорожной сети на момент ДТП, а также техническую возможность предотвратить ДТП не представляется возможным; установить данную величину без проведения экспертизы не представляется возможным. Ходатайств о проведении экспертизы по настоящему делу не заявлялось.
Материалами дела также не установлено, а стороной ответчика не доказано, что водителем на момент дорожно-транспортного происшествия было допущено нарушение Правил дорожного движения, в том числе в части превышения скоростного режима.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что причиной ДТП послужило ненадлежащее содержание дорожного покрытия данного участка дороги. Выбоина образовалась в результате непринятия надлежащих мер по восстановлению верхнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части. Вина водителя в рассматриваемом дорожно - транспортном происшествии отсутствует.
Доказательств обратного - не представлено.
Указанный участок автодороги, где имело место ДТП, относится к автомобильным дорогам местного значения, входит в перечень автомобильных дорог <АДРЕС>, что ответчиком не опровергнуто.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (пункт 7).
Пунктами 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно части 3 статьи 15 названного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Анализ приведенных выше норм закона позволяет сделать вывод о том, что полномочия собственника автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Рыбинский муниципальный район Ярославской области осуществляет Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области, на которую и возложено бремя их содержания; в силу закона Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области несет ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб в связи с ненадлежащим содержанием данных дорог.
Свои функции по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по ремонту и содержанию дорог, Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области осуществляет посредством привлечения на договорной основе подрядных ремонтно-эксплуатационных и других специализированных организаций путем заключения муниципальных контрактов.
Факт наделения Администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области подведомственного учреждения Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области полномочиями на выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения благоустройства территорий Рыбинского муниципального района, в том числе полномочиями в сфере организации по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту объектов городского хозяйства, по выполнению функций заказчика и заключению контрактов на ремонт автомобильных дорог, а также выполнение Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области указанных полномочий - не снимает с органа местного самоуправления обязанностей по содержанию дорог общего пользования, а также по обеспечению соответствия состояния данных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
При таком положении Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области является надлежащим ответчиком по делу; с Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в пользу истца подлежит взысканию сумма причиненного материального ущерба.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст.ст. 1064, 1079 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
При этом согласно абз. 2 п. 13 того же Постановления, если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Согласно определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА3> в результате ДТП транспортное средство истца получило повреждения переднее левое колесо в сборе.
Согласно акту осмотра автомашины истца <НОМЕР> от <ДАТА>. выполненного экспертом - техником <ФИО1> выявлены повреждения следующих элементов автомобиля истца: диск переднего левого колеса (деформация на внешней боковине в виде вмятины), колпак колеса переднего (скол материала на внешней боковине).
В п. 5 экспертного заключения <НОМЕР> от <ДАТА9> эксперт - техник <ФИО2> пришёл к выводу о наличии причинно-следственной связи между наездом на выбоину и повреждением перечисленных выше элементов автомобиля, в силу их непосредственного контакта с краем выбоины.
Указанное экспертное заключение составлено компетентным лицом; выводы экспертного заключения подробно мотивированы и сторонами не опровергнуты. В связи с указанными обстоятельствами данное заключение эксперта мировой судья признает допустимым доказательством.
На основании изложенного, мировой судья делает вывод о том, что факт получения автомобилем истца перечисленных повреждений в результате наезда на выбоину установлен, подтверждается исследованными доказательствами, которые согласованы между собой и сомнений не вызывают.
Поскольку размер расходов на устранение повреждений включается в состав реального ущерба истца полностью, а основания для его уменьшения (с учетом износа) в рассматриваемом случае ни законом, ни договором не предусмотрены, постольку и размер подлежащих взысканию убытков подлежит определению по выводам экспертного заключения, исходя из стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца (без учета износа).
Согласно экспертному заключению <НОМЕР> от <ДАТА9>, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа заменяемых запасных частей, на дату ДТП составляет 6200,00 рублей, утилизационная стоимость поврежденных запасных частей - 136,00 рублей.
На основании изложенного, доводы истца о причинении ему материального ущерба в размере 6064,00 рублей (6200,00-136,00) обоснованы и подтверждены имеющимися материалами дела.
Доказательств существования менее затратного способа исправления повреждений автомобиля истца стороной ответчика не представлено.
При таком положении, с ответчика Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области в пользу истца подлежит взысканию материальный ущерб в сумме 6064,00 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с рассмотрением настоящего дела истец понес судебные расходы, в том числе: расходы по оплате услуг по оценке стоимости восстановления поврежденного автомобиля в размере 6000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 400,00 руб., расходы на копирование документов в сумме 1000 руб., расходы на направление корреспонденции в сумме 400 руб., что подтверждается документально, расходы по оформлению доверенности в размере 1500,00 руб.
Принимая во внимание сложность рассмотренного дела, с учетом объема заявленных требований, объема доказательств, представленных сторонами и исходя из принципа разумности, мировой судья считает необходимым снизить размер расходов на оплату юридических услуг представителя - до 6000 руб.
Так же суд считает, что с учетом материалов направленных истцом в суд, количество копий, которых надо было сделать с учетом количества для ответчика, третьего лица и самого истца, составляет 16 односторонних листов по цене 5 руб. за один лист и 72 двусторонних листов по цене 10 руб. за один лист, в связи с чем общая сумма за оплату ксерокопирования составляет 800,00 руб. (16 х5 + 72 х 10). Необходимость затрат за ксерокопирование остальных листов истцом не доказана. В связи с этим суд взыскивает расходы на копирование документов в сумме 800 руб..
Основания для снижения размера иных заявленных к взысканию расходов отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Александровича к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в пользу Соколова Евгения Александровича ущерб в размере 6064,00 руб., расходы на оплату экспертного заключения в размере 6000,00 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 6000,00 руб., почтовые расходы в размере 400,00 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 1500,00 руб., расходы по ксерокопированию документов в размере 800,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 руб.
В остальной части требований Соколову Е.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Рыбинский городской суд Ярославской области через мирового судью судебного участка N 5 Рыбинского судебного района Ярославской области в течение 1 месяца.
Мировой судья С.В. Тюличев