44MS0012-01-2021-001011-43
Дело № 5-270/2021
Протокол №1-ЧС от 13.04.2021 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена судом «30» апреля 2021 года
Мотивированное постановление изготовлено «04» мая 2021 года
Мировой судья судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Костромы Александрова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении ч. 1 по ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора департамента образования и науки Костромской области Морозова<ФИО>, <ДАТА4> рождения, уроженца <АДРЕС>, гражданина РФ, русским языком владеющего и в услугах переводчика не нуждающегося, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС> зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,
установил:
13.04.2021 года начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области <ФИО2> составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора департамента образования и науки Костромской области Морозова И.Н., из которого следует, что последний <ДАТА5> в 16 час. 30 мин. по адресу места нахождения департамента: <АДРЕС> совершил административное правонарушение, выразившее в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: в нарушение п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 (далее - Положение о РСЧС) департаментом образования и науки Костромской области не создан постоянно действующий орган управления единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), не разработано положение о данном органе, определяющее его компетенцию и полномочия; также в нарушение пп. «в» ст. 14 ФЗ №86-ФЗ, п. 18 Положения о РСЧС, пп. «д» п. 4 Положения о подготовке граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», утверждённого постановлением Правительства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР>, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности департамента образования и науки Костромской области <ФИО3> и секретарь комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности департамента образования и науки Костромской области <ФИО4> в установленный срок не прошли переподготовку, их переподготовка не спланирована, заявки в ОГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Костромской области» на их обучение не направлены.
В судебном заседании директор департамента образования и науки Костромской области Морозов И.Н. после разъяснения ст. 51 Конституции РФ и прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, вину во вменяемом административном правонарушении сначала не признал, поддержав письменные объяснения, приобщённые к материалам дела. Указал, что в силу толкования норм действующего законодательства постоянно действующий орган управления единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен быть создан только в организациях, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым департамент образования и науки Костромской области не относится. В силу Положения о департаменте образования и науки Костромской области, утверждённого постановлением губернатора Костромской области, департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере образования. Однако в ходе судебного разбирательства Морозов И.Н. вину в данных нарушениях, приведённых в п. 1 и п. 2 протокола, признал, пояснил, что они допущены им не умышленно, только в связи с неверным толкованием норм действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое является сложным для понимания. Отметил, что в ближайшее время данный недостаток будет устранён, соответствующий постоянно действующий орган в департаменте создан. Также отметил, что 02.04.2021 года в ОГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Костромской области» департаментом направлена заявка на обучение <ФИО3>, её обучение спланировано в 2021 году, что не нарушает положения п. 4 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1485, поскольку последнее обучение она проходила 16.09.2016 года. Также 02.04.2021 года направлена заявка и на переподготовку <ФИО5>, который последний раз проходил обучение в апреле 2018 года, что подтверждается соответствующим удостоверением. Обратил внимание суда, что на основании регистра повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС Костромской области на 2019-2021гг., утверждённого губернатором Костромской области 15.01.2019 года, планируемый срок обучения <ФИО5> также установлен на 2021г. Учитывая изложенное, при назначении наказания просил ограничиться устным замечанием, поскольку допущенное им нарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, какого-либо ущерба, вреда жизни и здоровью работникам департамента, на защиту которых и направлено создание постоянно действующего органа при возникновении чрезвычайных ситуаций, не причинило.
Защитник директора департамента образования и науки Костромской области Морозова И.Н. по устному ходатайству <ФИО6> после разъяснения процессуальных прав вину своего доверителя вначале также не признавала, дала объяснения, аналогичные письменным объяснениям, приобщённым к материалам дела. Отметила, что в силу положений ФЗ №68-ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления. При этом постоянно действующие органы - это такие, которые специально уполномочены на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне. На объектовом уровне к ним относятся только подразделения организаций, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения. Однако департамент к таким организациям не относится. Также отметила, что нарушения в части направления заявок и организации обучения специальных должностных лиц комиссии КЧС департамента в настоящее время направлены, срок обучения их ещё не пропущен, что подтверждается удостоверениями о переподготовке. В случае признания вины её доверителя просила при назначении наказания применить ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области <ФИО7>и начальник юридического отдела УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области <ФИО8> в судебном заседании составленный протокол об административном правонарушении в отношении Морозова И.Н. поддержали в полном объёме, меру наказания оставили на усмотрение суда. <ФИО2> отметил, что объяснения Морозова И.Н. и его защитника по устному ходатайству <ФИО6> являются ошибочным толкованием норм действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Департамент образования и науки Костромской области, по его мнению, как и все остальные департаменты Костромской области, являются не только исполнительными органами государственной власти Костромской области, но и юридическими лицами, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим в департаменте в силу п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, должен быть создан и существовать постоянно действующий орган управления единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, должно быть разработано положение о нем. При этом отметил, что в силу действующего законодательства он может представлять собой не целое структурное подразделение или отдел, а отдельное должностное лицо с соответствующими функциями и полномочиями, в том числе данные функции и полномочия могут быть возложены уже на действующего работника департамента. Также пояснил, что основной задачей данного органа является координация (руководство) действий сотрудников департамента в случае наступления чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно ст. 4.1 указанного ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аналогичные положения закреплены в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённом постановлением правительства РФ от 30.12.2003 года №749.
Согласно п. 10 указанного Положения к постоянно действующим органам управления единой системы на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, в нарушение указанного Положения в департаменте образования и науки Костромской области не создан постоянно действующий орган управления единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не разработано Положение о нем, определяющее его компетенцию и полномочия.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и лицом, привлекаемым к административной ответственности, Морозовым И.Н., а также его защитником по устному ходатайству <ФИО6> и подтверждается представленными суду доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 13.04.2021 года, копией распоряжением от 01.03.2021 года за №2-ЧС, копией акта проверки от 06.04.2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Довод Морозова И.Н. и его защитника <ФИО6> о том, что департамент не относится к органам, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем в нем не должен создавать такой постоянно действующий орган, подлежит отклонению судом, поскольку основан на ошибочном толковании вышеприведённых правовых норм.
Тем самым, указанные нарушения нашли свои подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Морозову И.Н. вменяется в вину нарушение сроков организации переподготовки председателя комиссии КЧС <ФИО3>
Вместе с тем, из материалов дела следует, что <ФИО3> прошла обучение по направлению «Председатели и члены КЧС и ОПБ» 16.09.2016 года.
Тем самым, следующее обучение по данному направлению ей необходимо пройти не позднее 16.09.2021 года.
02.04.2021 года директором департамента Костромской области Морозовым И.Н. в адрес учебно-методического центра направлена соответствующая заявка на обучение <ФИО3>, которое будет осуществлено не позднее 2021 года.
Тем самым, вменённое нарушение, выразившееся в нарушение сроков организации переподготовки председателя комиссии КСЧ <ФИО3>, является преждевременным и подлежит исключению из объёма вменённого правонарушения.
Также из протокола об административном правонарушении следует, что Морозову И.Н. вменяется в вину нарушение сроков организации переподготовки секретаря комиссии КЧС <ФИО5>
Из представленных суду доказательств следует, что <ФИО4> действительно прошёл обучение в 2018 году. Однако из копии его удостоверения №962 следует, что он прошёл обучение по направлению «ГОЧС учебных заведений», обучение по направлению «Председатели и члены КЧС и ОПБ» на протяжении последних 5 лет не проходил.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и лицом, привлекаемым к административной ответственности, Морозовым И.Н., а также его защитником по устному ходатайству <ФИО6> и подтверждается представленными суду вышеперечисленными доказательствами.
02.04.2021 года департаментом направлена соответствующая заявка на переподготовку <ФИО5>, которая будет осуществлена в 2021 году.
Тем самым, данное нарушение также нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что директор департамента образования и науки Костромской области Морозов И.Н. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При назначении наказания Морозову И.Н. суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, в том числе наличие на иждивении малолетнего ребёнка, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, к которым относит признание вины, устранение нарушения в области организации переподготовки секретаря комиссии КЧС <ФИО5>, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учётом конкретных обстоятельств дела, в т.ч. признания вины, раскаяния в содеянном, причин допущенного нарушения (неверное толкование норм законодательства), выраженное директором департамента в судебном заседании намерение к устранению допущенного нарушения в ограниченные сроки, наличие в отношении департамента образования и науки Костромской области вынесенного предписания №1-ЧС о создании постоянного действующего органа управления единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о контроле уполномоченного надзорного органа за устранением данного нарушения, а также устранение нарушения в части организации переподготовки секретаря комиссии КЧС <ФИО5> на момент рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что у должностного лица Морозова И.Н. отсутствовал прямой умысел на игнорирование требований действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая изложенное, а также характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя в нем, данные о личности правонарушителя, отсутствие сведений о тяжёлых наступивших последствиях в результате совершенного им бездействия, суд считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться объявлением Морозову И.Н. устного замечания, освободив его от административной ответственности.
Устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, по мнению суда, будет достаточной для достижения задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
Объявить директору департамента образования и науки Костромской области Морозову<ФИО> устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношениидиректора департамента образования и науки Костромской области Морозова<ФИО> прекратить, освободив его от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья О.В. Александрова
44MS0012-01-2021-001011-43
Дело № 5-270/2021
Протокол №1-ЧС от 13.04.2021 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть
«30» апреля 2021 года
Мировой судья судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Костромы Александрова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении ч. 1 по ст. 20.6 КоАП РФ в отношении директора департамента образования и науки Костромской области Морозова<ФИО>, <ДАТА4> рождения, уроженца д. Пронино Галичского района Костромской области, гражданина РФ, русским языком владеющего и в услугах переводчика не нуждающегося, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС> зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
Объявить директору департамента образования и науки Костромской области Морозову<ФИО> устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношениидиректора департамента образования и науки Костромской области Морозова<ФИО> прекратить, освободив его от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья О.В. Александрова