Дело № 2-78/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2016 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шелепанова И.Г.,
при секретаре Золоторенко Ю. П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Смидовичского района в интересах Аросланкиной А.С. к Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управлению архитектуры правительству Еврейской автономной области, об обязании,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сидовичского района обратился в суд в интересах Аросланскиной А.С. к РФ об обязании. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой Смидовичского района проведена проверка по обращению Аросланкиной А.С., проживающей по адресу: ЕАО, <адрес> по факту нарушения ее жилищных прав, выраженных в не обеспечении жилым помещением взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году. Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утвержден порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок). Настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - выплата) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году, имеющим право на получение мер государственной поддержки в соответствии со статьей 1 закона ЕАО от 17.03.2014 №477-03. При принятии решения о перечислении выплаты ОГКУ «МФЦ» в течение 12 рабочих дней со дня принятия решения о перечислении выплаты перечисляет сумму выплаты продавцу и письменно уведомляет об этом получателя выплаты. 28.01.2015 Аросланкиной А.С. включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013, для получения меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.02.2015 Аросланкиной А.С. приобретено на праве собственности жилое помещение (квартира) общей площадью <данные изъяты> кв. м., с обременением права: ипотека в силу закона. 06.03.2015 ОГКУ «МФЦ» принято решение о перечислении денежных средств продавцу жилого помещения гражданке ООО «Стройэлитцентр» в размере <данные изъяты> рублей, приобретенного Аросланкиной А. С. Однако до настоящего времени на приобретение указанного жилого помещения не перечислены денежные средства по причине не поступления из Федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели. Правительство области обращалось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013г. Иные межбюджетные трансферты на указанные цели не поступали в бюджет Еврейской автономной области, в связи с чем, Аросланкиной А.С. до настоящего времени не реализовано конституционное право на жилище. Вместе с тем, в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, право на получение мер социальной поддержки приобрели все граждане, признанные пострадавшими от наводнения, в том числе, и Аросланкиной А.С. При этом у ответчиков возникла встречная обязанность реализовать право гражданина, соблюдая принцип равенства граждан, подпадающих под категорию пострадавших. В соответствии договором купли-продажи от 11.02.2015 у Аросланкиной А.С. имеются неисполненные денежные обязательства перед ООО «Стройэлитцентр» по приобретенному жилому помещению на которое, наложено обременение ипотека в силу закона, тем самым до настоящего времени права пострадавшего гражданина в результате чрезвычайной ситуации не восстановлены. Просит взыскать с Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> тыс. руб. по сертификату о предоставлении Аросланкиной А. С. выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения на лицевой счет продавца жилого помещения — ООО «Стройэлитцентр».
Определением от 03.12.2015 по делу привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Правительство ЕАО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца ООО «Стройэлитцентр».
Определением суда от 24.12.2016 привлечен к участию в качестве соответчика Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО.
В судебное заседание истец Аросланкина А. С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявления просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Черкесова Е. Ю. исковые требования уточненные поддержала, суду пояснила, что поддерживает доводы иска.
В судебном заседании представитель ответчика Захаров С. В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что в данном случае они являются ненадлежащими ответчиками, обязанность возникла у Правительства ЕАО. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель Правительства ЕАО - Александрова Н. В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что бюджету ЕАО предусмотрены иные межбюджетные трансферты для реализации мер социально поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения по судебным решениям. Соглашение о предоставление в 2015 г. иных межбюджетных трансфертов заключено 17.12.2015 г., денежные средства поступили 24.12.2015, но денежные средства были возвращены 21.01.2016 г. в федеральный бюджет. Обязательства по предоставлению мер социальной поддержки не были выполнены перед гражданами, признанными пострадавшими в результате крупномасштабными наводнения, т. к. межбюджетные трансферты были предусмотрены только для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015. Истец не получил данные выплаты.
В судебном заседании представитель ОГКУ «МФЦ» Галушин В. С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что продавцу ООО «Стройэлитцентр», приобретенного Аросланкиной А. С. жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 г., выплата денежных средств не произведена. Оплата по сертификату № от 29.01.2015, выданного Аросланкиной А. С. под действие Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 не подпадает.
В судебное заседание представители: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ООО «Стройэлитцентр», Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Частью 1 статьи 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ), предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 5 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м - 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.
В силу подпункта «б» пункта 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок предоставления государственной поддержки), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Аросланкина А. С. имеет право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 33 кв.м взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года. 29.01.2015 выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретения жилья №.
11.02.2015 между ООО «Стройэлитцентр» (продавец) и Аросланкиной А. С. (покупатель) заключен договор купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2 договора стоимость квартиры составила <данные изъяты> рублей, сумма в размере <данные изъяты> рублей оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 29.01.2015 <данные изъяты>, выданного на имя Аросланкиной А. С. за счет средств федерального бюджета, как гражданина, у которого жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, повреждено в результате чрезвыйчаной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 года и признано в установленном порядке. Непригодным для проживания. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется Областным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» на расчетный счет продавца- №, открытого в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)» в течение 10 рабочих дней со дня предоставления Покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.
17.02.2015 Аросланкиной А. С. выдано свидетельства о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.
В судебном заседании установлено, что указанному продавцу жилого помещений денежные средства не перечислены в связи с отсутствием финансирования данной меры социальной поддержки граждан из федерального бюджета.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.
Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).
В связи, с чем Минстрой РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
В соответствии со статьей 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам осуществляется путём предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы».
В судебном заседании установлено, что соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительством ЕАО о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мероприятий мер государственной поддержки, заключено 17.12.2015.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1354 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г." приняты правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области (далее - субъекты Российской Федерации) в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 г. по 15 июня 2015 г.
В судебном заседании установлено, что денежные средства из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области поступили, однако 21.01.2016 возвращены вновь в федеральный бюджет.
Как установлено в судебном заседании продавцу ООО «Стройэлитцентр», приобретенного жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 г., выплата денежных средств не произведена, поскольку оплата по сертификату № от 29.01.2015, выданного Аросланкиной А. С. под действие Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 не подпадает.
Таким образом, Еврейской автономной областью соблюден порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; имеются списки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, в число которых входит Аросланкина А. С.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела отсутствует финансирование по заключенному между главным распорядителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2015 году. Однако, данные обстоятельства не могут являться основанием для лишения Аросланкиной А. С. мер государственной поддержки.
В связи с тем, что в силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, то исковые требования к Министерству финансов РФ, как органу, выступающему от имени Российской Федерации подлежат удовлетворению, а к Управлению архитектуры правительству Еврейской автономной области об обязании необходимо отказать
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Смидовичского района в интересах Аросланкиной А.С. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, об обязании удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ООО «Стройэлитцентр» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 29 января 2015 года №, выданному Аросланкиной А.С., в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения от 29.01.2015 года путем перечисления на лицевой счет ООО «Стройэлитцентр» №, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)».
В удовлетворении исковых требований прокурора Смидовичского района в интересах Аросланкиной А.С. к Управлению архитектуры правительства Еврейской автономной области об обязании отказать.
Решение может быть обжаловано в Суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова
Копия верна:
Судья И. Г. Шелепанова